о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Порядка реализации прав граждан на выбор муниципального учреждения здравоохранения



Дело № 2-167/11                                                               ДД.ММ.ГГГГ.                              

РЕШЕНИЕ

Именем Российской федерации

        Котласский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Котовой Е.В.,

при секретаре Ермиловой А.С.,

с участием старшего помощника Котласского межрайонного прокурора Вязовикова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котласе ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по заявлению Котласского межрайонного прокурора Подбаронова А.В. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Порядка реализации прав граждан на выбор муниципального учреждения здравоохранения на территории Котласского района при прикреплении на амбулаторно-поликлиническое обслуживание, утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ ,

установил:

       

             Котласский межрайонный прокурор Подбаронов А.В. обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в котором просит признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим Порядок реализации прав граждан на выбор муниципального учреждения здравоохранения на территории Котласского района при прикреплении на амбулаторно-поликлиническое обслуживание, утвержденный постановлением администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ .

     Свое заявление прокурор обосновывает тем, чтопостановлением администрации МО «Котласский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок реализации прав граждан на выбор муниципального учреждения здравоохранения на территории Котласского района при прикреплении на амбулаторно-поликлиническое обслуживание (далее Порядок), которым урегулированы вопросы реализации прав граждан на выбор муниципального учреждения здравоохранения, работающего в системе обязательного медицинского страхования, для амбулаторно-поликлинического обслуживания. Данным правовым актом для граждан, желающих получить медицинскую помощь в рамках системы обязательного медицинского страхования, введен не предусмотренный законом дополнительный критерий для реализации права на получение амбулаторно-поликлинической медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования в виде обращения с заявлением о выборе медицинского учреждения в срок до 01 декабря текущего года на следующий календарный год, за исключением случаев, связанных с переменой места жительства (пребывания) (п.3 Порядка). Установлен срок рассмотрения заявления (п.5 Порядка), также перечень необходимых документов для рассмотрения заявления (п.4 Порядка), возможность отказа получения медицинской помощи в лечебном учреждении по результатам рассмотрения заявления на выбор лечебного учреждения в зависимости от наличия мощностей и медицинских кадров (п.6 Порядка). Органы местного самоуправления не наделены полномочиями по изменению установленного порядка и условий обязательного медицинского страхования граждан, имеющих страховой полис, заключивших договор по обязательному медицинскому страхованию. Граждане, получившие на руки страховой медицинский полис, уже реализовали право выбора медицинского учреждения в целях получения бесплатной медицинской помощи, поэтому не могут быть ограничены муниципальным правовым актом в получении медицинской услуги путем введения дополнительного критерия (выбор лечебного учреждения в разрешительном порядке) по сравнению с федеральным законодательством, регулирующим данные правоотношения. Ссылка администрации на письмо Архангельского областного фонда медицинского страхования от ДД.ММ.ГГГГ (далее ФОМС), как на основание принятия Порядка, несостоятельна, в виду того, что письмом регулируются иные отношения между ФОМС и лечебным учреждением по ведению реестра обслуживаемого населения, представления реестра в ФОМС. Поэтому решение данного вопроса не может никаким образом ущемлять интересы населения в получении медицинской помощи. Кроме этого, Порядок содержит коррупционный фактор, указанный в подп. «д» п.3 Методики проведения экспертизы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 года № 96 (принятие нормативного правового акта за пределами компетенции).

             Участвующий в деле старший помощник прокурора Вязовиков А.В., заявление прокурора поддержал в полном объеме, дал пояснения согласно доводам, изложенным в заявлении. Просит признать с момента вынесения решения противоречащим федеральному законодательству и недействующим Порядок реализации прав граждан на выбор муниципального учреждения здравоохранения на территории Котласского района при прикреплении на амбулаторно-поликлиническое обслуживание, утвержденный постановлением администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ .

        Представитель заинтересованного лица администрации МО «Котласский муниципальный район» Г., действующая на основании доверенности, заявление прокурора не признала, в ходе судебного заседания пояснила, что в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу» население муниципального образования «Котласский муниципальный район» прикрепляется на амбулаторно-поликлиническое обслуживание к муниципальному учреждению здравоохранения по территориальному принципу, если граждане зарегистрированы (прописаны) и проживают на данной территории, а также в соответствии с договором обязательного медицинского страхования. По договору обязательного медицинского страхования страховщик в лице страховой медицинской организации берет на себя обязательство обеспечить застрахованного правом свободного выбора врача и медицинского учреждения в пределах согласованного перечня медицинских учреждений (включаются большинство государственных и муниципальных учреждений здравоохранения). В целях реализации данного права был принят данный правовой акт. Порядок раскрывает механизм реализации прав граждан на выбор учреждения здравоохранения при получении амбулаторно-поликлинической помощи, он не вводит дополнительных критериев для получения гражданами медицинской помощи, а регламентирует порядок действий при выборе медицинского учреждения. Некоторое число жителей района проживает в г.Котласе и г.Коряжме, при отсутствии Порядка им будет отказано в получении плановой медицинской помощи в Котласской ЦГБ и Коряжемской ГБ, так как в договорах, заключенных СМО и этими медицинскими организациями в прикрепленное число обслуживающего населения не входят жители Котласского района. Инициатива разработки Порядка принадлежит Архангельскому областному фонду обязательного медицинского страхования. Причиной является переход с ДД.ММ.ГГГГ на финансирование лечебного учреждения по подушевому нормативу, а не по предъявленным счетам, что и обуславливает подачу заявлений гражданами в срок до 01 декабря текущего года. Она признает, что указанный в Порядке срок до 01 декабря текущего года является незаконным, так как граждане праве один раз в год выбрать медицинское учреждение указание на дату до какого конкретно числа нарушает их право и противоречит федеральному законодательству. Отсутствие четкого регистра прикрепления населения будет первым препятствием в получении средств обязательного медицинского страхования, что приведет к проблемам финансирования заработной платы работников учреждения, а также питания и лекарственного обеспечения пациентов. Считает обжалуемый Порядок законным, обоснованным, вынесенным в соответствии с федеральным законодательством. Просит в удовлетворении заявления прокурору отказать.

        Выслушав представителя заинтересованного лица, старшего помощника прокурора, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

         В соответствии со ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, а также прокурор в пределах своей компетенции, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

         К действиям (решениям) учреждений или должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), которыми созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод.

          Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, могут быть признаны судом недействительными.

         В соответствии со ст.19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступление в силу определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

       Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

       В соответствии со статьей 7 частью 4 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года « Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации».

        Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

        На основании части 2 статьи 30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, при обращении за медицинской помощью и её получении пациент имеет право на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования.

        В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.11.2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», застрахованные лица имеют право на:

1) бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:

а) на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования;

б) на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования;

4) выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) выбор врача путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.

     Застрахованные лица обязаны:

  1. предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи;
  2. подать в страховую медицинскую организацию лично или через своего представителя заявление о выборе страховой медицинской организации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования.

В силу статьи 20 вышеуказанного Федерального закона, медицинские организации обязаны:

1) бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования;

2) вести в соответствии с настоящим Федеральным законом персонифицированный учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам.

        Согласно пунктов 34 и 35 Правил обязательного медицинского страхования граждан на территории Архангельской области, утвержденных Постановлением администрации Архангельской области от 17 сентября 2007 года № 164-па, при оказании на территории другого субъекта Российской Федерации медицинской помощи в объеме Программы ОМС застрахованным гражданам, а также отдельным категориям граждан при обеспечении необходимыми лекарственными средствами взаиморасчеты между территориальными фондами обязательного медицинского страхования производятся в установленном порядке.

        В соответствии со статьей 27 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» медицинские учреждения несут ответственность за объем и качество предоставляемых медицинских услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованной стороне. В случае нарушения медицинским учреждением условий договора страховая медицинская организация вправе частично или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг.

      В силу пунктов 37 и 38 указанных выше Правил, в соответствии со статьей 5 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», Инструкции по ведению страхового медицинского полиса, утвержденной Постановление Правительства РФ от 23 января 1992 года № 41, страховой медицинский полис обязательного медицинского страхования является документом, удостоверяющим заключение договора по обязательному медицинскому страхованию граждан и имеющим силу на всей территории Российской Федерации, а также на территориях других государств, с которыми Российская Федерация имеет соглашение об обязательном медицинском страховании граждан.

       При обращении за медицинской помощью застрахованные представляют страховой медицинский полис обязательного медицинского страхования.

          В ходе судебного заседания установлено следующее.

          ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации МО «Котласский муниципальный район» утвержден Порядок реализации прав граждан на выбор муниципального учреждения здравоохранения на территории Котласского района при прикреплении на амбулаторно-поликлиническое обслуживание (л.д. 11).

        Настоящий Порядок регулирует вопросы реализации прав граждан на выбор муниципального учреждения здравоохранения, работающего в системе обязательного медицинского страхования, для амбулаторно-поликлинического обслуживания.

        Данный Порядок опубликован в газете «Официальный вестник МО «Котласский муниципальный район», вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ

       В соответствии с пунктами 3, 3.1, 3.2, 4, 5, 6 данного Порядка, гражданин или его законный представитель имеет право выбрать по своему желанию иное, без учета адреса регистрации (прописки), муниципальное учреждение здравоохранения, оказывающее амбулаторно-поликлиническую помощь в рамках первичной медико-санитарной помощи, в соответствии с договором обязательного медицинского страхования, для медицинского обслуживания. Данный выбор осуществляется до 01 декабря текущего года на следующий календарный год, за исключением случаев, связанных с переменой места жительства (пребывания).

     Для граждан, зарегистрированных (прописанных), но не проживающих на территории МО «Котласский муниципальный район» при прикреплении на амбулаторно-поликлиническое обслуживание обязательным условием является открепление пациента от ЛПУ Котласского района, где он ранее обслуживался, которое оформляется путем заполнения открепительного талона и представлением его в ЛПУ, где пациент будет обслуживаться в дальнейшем.

      Для граждан, фактически проживающих на территории Котласского района, но не зарегистрированных (прописанных) при прикреплении на амбулаторно-поликлиническое обслуживание обязательным условием является открепление пациента от ЛПУ, где ранее обслуживался, которое оформляется путем заполнения открепительного талона и представлением его в ЛПУ Котласского района, где пациент будет обслуживаться в дальнейшем.

     При выборе иного, без учета адреса регистрации (прописки), муниципального учреждения здравоохранения для амбулаторно-поликлинического обслуживания гражданину или его законному представителю необходимо представить в выбранное учреждение следующие документа:

-заявление о прикреплении на амбулаторно-поликлиническое обслуживание;

-страховой медицинский полис обязательного медицинского страхования;

- паспорт гражданина РФ (на детей - свидетельство о рождении);

- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

- документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства или пребывания;

- документы, подтверждающие право на меры социальной поддержки, - для граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг.

     Заявление (о прикреплении на амбулаторно-поликлиническое обслуживание) рассматривается в течение 10 дней со дня его поступления. Для решения вопроса о возможности прикрепления гражданина на амбулаторно-поликлиническое обслуживание руководитель муниципального учреждения здравоохранения учитывает наличие мощностей и медицинских кадров.

       В случае принятия положительного решения руководителем муниципального учреждения здравоохранения гражданину или его законному представителю необходимо:

а) получить открепительный талон в муниципальном учреждении здравоохранения по месту регистрации (прописки);

б) представить в выбранное муниципальное учреждение здравоохранения:

-заполненный открепительный талон;

-выписку из медицинской карты амбулаторного больного;

-выписку из истории развития ребенка (для детей);

-копию карты профилактических прививок или выписку из неё (для детей);

- копию индивидуальной карты беременной и родильницы или выписку из неё (при смене лечебного учреждения по диспансерному наблюдению по беременности - другую медицинскую документацию, подтверждающую наличие беременности).

    Порядок реализации прав граждан на выбор муниципального учреждения здравоохранения на территории Котласского района при прикреплении на амбулаторно-поликлиническое обслуживание, утвержденный ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации МО «Котласский муниципальный район» , носит нормативно-правовой характер, является обязательным для неопределенного круга лиц и рассчитан на неоднократное применение.

           Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что пункты 3, 3.1, 3.2, 4, 5, 6 оспариваемого Котласским межрайонным прокурором Порядка реализации прав граждан на выбор муниципального учреждения здравоохранения на территории Котласского района при прикреплении на амбулаторно-поликлиническое обслуживание, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации МО «Котласский муниципальный район» , противоречат вышеназванному федеральному законодательству. Так, в нарушение вышеуказанного федерального законодательства пункты 3.1 и 3.2 данного Порядка нарушают право граждан, ограничивая их возможность в выборе медицинского учреждения, вводя открепительный и прикрепительный порядок к медицинскому учреждению, пункт 3 оспариваемого порядка устанавливает сроки в выборе учреждения до 01 декабря текущего года, пункт 4 оспариваемого Порядка, устанавливая дополнительные критерии в виде перечня документов (заявления о прикреплении на амбулаторно-поликлиническое обслуживание, страховой медицинский полис обязательного медицинского страхования; паспорт гражданина РФ (для детей - свидетельство о рождении), страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства или пребывания; документы, подтверждающие право на меры социальное поддержки, - для граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг) документы, для рассмотрения заявления. Пункты 5 и 6 данного Порядка в нарушение федерального законодательства устанавливают срок для рассмотрения заявления гражданина, а также возможность отказа в получении медицинской помощи в лечебном учреждении по результатам рассмотрения заявления на выбор лечебного учреждения в зависимости от наличия мощностей и медицинских кадров. А также в случае положительного решения необходимость представить в выбранное муниципальное учреждение здравоохранения заполненный открепительный талон.

          Суд соглашается с мнение прокурора о том, что граждане, получившие на руки страховой медицинский полис, заключили договор обязательного медицинского страхования и таким образом реализовали свое право выбора медицинского учреждения в целях получения бесплатной медицинской помощи, поэтому ограничение их прав на данный выбор лечебного учреждения введением дополнительных критериев муниципальным правовым актом по сравнению с федеральным законодательством, является незаконным. В силу вышеуказанного федерального законодательства, граждане, заключившие договор медицинского страхования, вправе получать медицинскую помощь во всех учреждениях здравоохранения в соответствии с договором обязательного и добровольного медицинского страхования, получение медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства. При этом гражданин обязан предъявить в медицинское учреждение только страховой медицинский полис и документ, удостоверяющий его личность (паспорт).

         Учитывая изложенное, суд считает, что, приняв пункты 3, 3.1, 3.2, 4, 5, 6 данного Порядка, администрация МО «Котласский муниципальный район» изменила установленный федеральным законодательством порядок и условия обязательного медицинского страхования граждан, имеющих страховой полис и заключивших договор по обязательному медицинскому страхованию, незаконно ограничив право граждан на получение медицинской помощи в зависимость от открепительных и прикрепительных талонов, не учтя при этом, что на территории Котласского района могут находится граждане из других регионов страны, где при оказании медицинских услуг нет такого понятия «открепительный талон». Введя данное понятие в принятом Порядке, администрация МО «Котласский муниципальный район» незаконно предоставила муниципальным учреждениям здравоохранения право отказывать гражданам в оказании медицинской помощи без предоставления «открепительных» и «прикрепительных талонов», а также право отказа в оказании медицинской помощи в случае недостаточного количества мощностей и медицинских кадров.

              Таким образом, суд считает необходимым заявленные прокурором требования удовлетворить частично и признать пункты 3, 3.1, 3.2, 4,5, 6 оспариваемого прокурором Порядка реализации прав граждан на выбор муниципального учреждения здравоохранения на территории Котласского района при прикреплении на амбулаторно-поликлиническое обслуживание, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации МО «Котласский муниципальный район» недействительными с момента вынесения судебного решения.

          Руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

        

           Заявление Котласского межрайонного прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Порядка реализации прав граждан на выбор муниципального учреждения здравоохранения на территории Котласского района при прикреплении на амбулаторно-поликлиническое обслуживание, утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ , удовлетворить частично.

       Признать противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не подлежащими применению со дня вынесения решения суда пункт 3 в части слов «Данный выбор осуществляется до 01 декабря текущего года на следующий календарный год, за исключением случаев, связанных с переменой места жительства (пребывания)», пункт 3.1, пункт 3.2, пункт 4, пункт 5, пункт 6 Порядка реализации прав граждан на выбор муниципального учреждения здравоохранения на территории Котласского района при прикреплении на амбулаторно-поликлиническое обслуживание, утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ .

        Администрации МО «Котласский муниципальный район» решение по делу (резолютивную часть) или сообщение о данном решении опубликовать в газете «Двинская правда» в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

        Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

             

Председательствующий                                                          Котова Е.В.