Дело № 2-260/2011 Р Е Ш Е Н ИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г.Котлас Котласский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего Мусонова В.В., при секретаре Кочкиной Е.Л., с участием старшего помощника Котласского межрайонного прокурора Вязовикова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Шипицынское» об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л: Котласский межрайонный прокурор обратился с иском в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Шипицынское» об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности. В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ Котласской межрайонной прокуратурой с привлечением государственного инспектора г.Котласа и Котласского района по пожарному надзору Архангельской области проведена проверка за соблюдением требований пожарной безопасности на территории населённых пунктов, расположенных в МО «Шипицынское» Котласского района и подверженных угрозе распространения лесных пожаров. Так в ходе проверки в МО «Шипицынское» были проверены населённые пункты: <адрес>. Выявленные нарушения требований пожарной безопасности в населенных пунктах МО «Шипицынское» <адрес> препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, находящихся в зоне действия пожара. Просит обязать администрацию МО «Шипицынское» устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: 1) в <адрес> - обеспечить наличие минерализованной полосы установленной ширины на всей протяжённости границы населённого пункта с лесным участком; - обеспечить запас воды для целей пожаротушения; 2) в <адрес> - обеспечить противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости границы населённого пункта с лесным участком; - обеспечить наличие минерализованной полосы установленной ширины на всей протяжённости границы населённого пункта с лесным участком; - обеспечить наличие звуковой сигнализации для оповещения населения о чрезвычайной ситуации; - обеспечить наличием наружного освещения для быстрого нахождения пожарных водоисточников, мест размещения пожарного инвентаря, подъездов к зданиям и сооружениям; - обеспечить запас воды для целей пожаротушения; - для целей пожаротушения обеспечить наличие переносной пожарной мотопомпы; 3) в <адрес> - обеспечить наличие звуковой сигнализации для оповещения населения о чрезвычайной ситуации; - обеспечить запас воды для целей пожаротушения; В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал, дал пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнив, что в д. Новинки кроме указанных в заявлении нарушений также необходимо обеспечить наличие необходимого количества источников наружного противопожарного водоснабжения. Просил обязать ответчика устранить нарушения требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно нарушения по <адрес> устранить до ДД.ММ.ГГГГ, нарушения по <адрес> устранить до ДД.ММ.ГГГГ, нарушения по <адрес> устранить до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Шипицынское» Ермолаевский Г.А. исковые требования прокурора об обязании администрации МО «Шипицынское» устранить нарушения требований пожарной безопасности признал, пояснил, что нарушения в настоящее время администрация не устранила, для устранения указанных нарушений пожарной безопасности требуется значительная денежная сумма, которой в настоящее время в наличии не имеется. Просит установить срок для устранения нарушений требований пожарной безопасности до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель отдела государственного пожарного надзора г.Котласа и Котласского района в судебное заседание не явился, в суд направили ходатайство о рассмотрении данного гражданского дела в их отсутствие, исковые требования Котласского межрайонного прокурора об обязании устранении нарушений требований пожарной безопасности администрацией МО «Шипицынское» поддерживают. В судебное заседание представили заключение по результатам проверки на предмет устранения администрацией МО «Шипицынское» нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в ходе прокурорской проверки ДД.ММ.ГГГГ на территории населённых пунктов МО «Шипицынское», которые подвержены угрозе распространения лесных пожаров. Выслушав прокурора Вязовикова А.В., объяснения представителя ответчика Ермолаевского Г.А., изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц. Подавая исковое заявление, прокурор обосновал обращение в суд интересами неопределённого круга лиц. При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит рассмотрению по существу. Статьёй 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Согласно ст.2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. В силу ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации. Организация пожарной безопасности, является одним из видов общественной безопасности. Согласно ст.37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» организации, их руководители, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. В силу ч.1 ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» собственники имущества, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством. Данные лица в силу п.10 ППБ РФ 01-03 должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. Согласно п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» одним из вопросов местного значения поселения является обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения. В соответствии с ч.1 ст.8 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года №86-5-ОЗ «О пожарной безопасности в Архангельской области» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов Архангельской области в сфере пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселений и границах городских округов Архангельской области. Согласно ст.63 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. Статьёй 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» определены полномочия органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов, а именно создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Согласно ч.3 ст.34 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования. В соответствии с ч.1 ст.7 Устава МО «Шипицынское» администрация МО «Шипицынское» в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения МО «Шипицынское», а также обеспечивает первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов Шипицынского городского поселения. Из изложенного следует, что обязанность по организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах МО «Шипицынское» возлагается на администрацию МО «Шипицынское» как на исполнительно-распорядительный орган. В ходе судебного заседания установлено и подтверждается материалами дела, что 24 мая 2011 года в ходе совместной проверки Котласской межрайонной прокуратурой и государственным инспектором г.Котласа и Котласского района по пожарному надзору Архангельской области на территории населённых пунктов <адрес>, расположенных в МО «Шипицынское» Котласского района, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, о чём составлен акт проверки № (л.д. 6-7): 1) в <адрес> - отсутствует минерализованная полоса установленной ширины на всей протяжённости границы населённого пункта с лесным участком - п.112 ППБ 01-03 - не обеспечен запас воды для целей пожаротушения - п.113, 114 ППБ 01-03 2) в <адрес> - не обеспечен противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости границы населённого пункта с лесным участком - п.3 ППБ 01-03, п.5* приложения 1 СНиП 2.07.01-89* - отсутствует минерализованная полоса установленной ширины на всей протяжённости границы населённого пункта с лесным участком- п.112 ППБ 01-03 - не обеспечено наличие звуковой сигнализации для оповещения населения о чрезвычайной ситуации - п. 114 ППБ 01-03 - не обеспечено наличие необходимого количества источников наружного противопожарного водоснабжения - п.3 ППБ, п.9. 29,9.30 СНиП 2.04, 02-89*, п.1 ст.62,68 ФЗ № 123, - отсутствует наружное освещение для быстрого нахождения пожарных водоисточников, мест размещения пожарного инвентаря, подъездов к зданиям и сооружениям - п..27 ППБ 01-03, п.8.16* СНиП 30-02-97* - не обеспечен запас воды для целей пожаротушения - п.113, 114 ППБ 01-03 - для целей пожаротушения обеспечить наличие переносной пожарной мотопомпы - п.31 ППБ 01-03 3) в <адрес> - не обеспечено наличие звуковой сигнализации для оповещения населения о чрезвычайной ситуации - п. 114 ППБ 01-03 - не обеспечен запас воды для целей пожаротушения - п.113, 114 ППБ 01-03 Отделом государственного пожарного надзора г. Котласа и Котласского района Архангельской области администрация МО «Шипицыно» и глава администрации МО «Шипицыно» привлечены по выявленным фактам нарушений требований пожарной безопасности в населенных пунктах МО «Шипицыно». д. Мысок, д. Новинки, д. Белые к административной ответственности. Как пояснил представитель ответчика ни одно из нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в ходе прокурорской проверки, проводимой ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не устранены в связи с отставкой главы МО «Шипицыно» и отсутствием денежных средств. Суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора в полном объёме об обязании администрации МО «Шипицынское» устранить нарушения требований пожарной безопасности, в <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ. Суд соглашается с мнением представителя ответчика Ермолаевского Г.А., мнением прокурора Вязовикова А.В., об установлении реального срока для устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности до ДД.ММ.ГГГГ, так как для надлежащего устранения выявленных нарушений в населённых пунктах на территории МО «Приводинское» потребуется длительное время и значительные денежные затраты. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Котласского межрайонного прокурора к администрации МО «Шипицынское» удовлетворить. Обязать администрацию МО «Шипицынское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований пожарной безопасности: 1) в <адрес> устранить нарушения до ДД.ММ.ГГГГ, - обеспечить наличие минерализованной полосы установленной ширины на всей протяжённости границы населённого пункта с лесным участком; - обеспечить запас воды для целей пожаротушения; 2) в <адрес> устранить нарушения до ДД.ММ.ГГГГ, - обеспечить противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости границы населённого пункта с лесным участком; - обеспечить наличие минерализованной полосы установленной ширины на всей протяжённости границы населённого пункта с лесным участком; - обеспечить наличие звуковой сигнализации для оповещения населения о чрезвычайной ситуации; - обеспечить наличие необходимого количества источников наружного противопожарного водоснабжения; - обеспечить наличием наружного освещения для быстрого нахождения пожарных водоисточников, мест размещения пожарного инвентаря, подъездов к зданиям и сооружениям; - обеспечить запас воды для целей пожаротушения; - для целей пожаротушения обеспечить наличие переносной пожарной мотопомпы; 3) в <адрес> устранить нарушения до ДД.ММ.ГГГГ, - обеспечить наличие звуковой сигнализации для оповещения населения о чрезвычайной ситуации; - обеспечить запас воды для целей пожаротушения; Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня его оглашения путём подачи кассационной жалобы либо представления через Котласский районный суд. Председательствующий В.В.Мусонов