о признании незаконным бездействия



Дело № 2-217/2011                                                                         

РЕШЕНИЕ

Именем Российской федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                        г. Котлас                                                                                   

      Котласский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Котовой Е.В.,

при секретаре Ермиловой А.С.,

с участием старшего помощника Котласского межрайонного прокурора Вязовикова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Котласского межрайонного прокурора к Муниципальному автономному учреждению "Служба заказчика и благоустройства МО "Приводинское", администрации муниципального образования "Приводинское" о признании незаконным бездействия по неприведению мест для сбора бытовых отходов у жилого дома № 5 по улице Новой в деревне Куимиха МО "Приводинское" и обязании оборудовать площадку для сбора отходов в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, производить вывоз бытовых отходов, согласовать с санитарной службой договор-график на вывоз твердых бытовых отходов,

установил:

Заместитель Котласского межрайонного прокурора обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Приводинское» (далее администрация МО «Приводинское») и муниципальному автономному учреждению «Служба заказчика и благоустройства муниципального образования «Приводинское» (далее МАУ «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское») о признании незаконным бездействия по неприведению мест для сбора бытовых отходов у жилого дома № 5 по улице Новой в деревне Куимиха МО "Приводинское" и обязании оборудовать площадку для сбора отходов в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, производить вывоз бытовых отходов, согласовать с санитарной службой договор-график на вывоз твердых бытовых отходов. В обоснование иска указывает, что в ходе проведенной прокурорской проверки совместно с представителями территориального отдела Роспотребнадзора установлено, что ответчик - администрация МО «Приводинское» не исполняет возложенные на неё действующим законодательством РФ обязанности по организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов в населенном пункте. Просит признать бездействие администрации МО «Приводинское» по неприведению мест для сбора бытовых отходов у жилого дома № 5 по улице Новой в деревне Куимиха МО "Приводинское" незаконным и обязать администрацию МО «Приводинское» и МАУ «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское» оборудовать площадку для сбора отходов у жилого дома № 5 по улице Новой в деревне Куимиха МО "Приводинское" в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 и СанПиН 2.1.2.2645-10:

- производить вывоз бытовых отходов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10 и СанПиН 42-128-4690-88,

- согласовать с санитарной службой договор-график на вывоз твердых бытовых отходов в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88.

    В ходе судебного заседания старший помощник Котласского межрайонного прокурора Вязовиков А.В. исковые требования прокурора поддержал, настаивал на их удовлетворении. Пояснил, что в результате бездействия администрации МО «Приводинское» нарушаются права граждан на благоприятные условия проживания, предусмотренные ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Поскольку бездействием ответчика нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, прокурор обратился в суд с указанным иском. Дал пояснения согласного представленному исковому заявлению.

       Представитель третьего лица Территориального отдела в г. Котласе, Котласском, Красноборском и Верхнетоемском районах управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в судебное заседание не явился. Третье лицо надлежаще извещено о времени и месте слушания дела. Начальник Территориального отдела ходатайствовал о рассмотрении дела без участия их представителя, исковые требования прокурора поддерживает.

      Представитель ответчика администрации МО «Приводинское» Хабаров Е.В. в ходе судебного заседания исковые требования прокурора не признал, пояснил, что бездействия администрации в данном вопросе не усматривается, так как администрацией приняты все законные меры по организации вывоза бытовых отходов. В данном случае жилой дом находится в долевой собственности жильцов, так как все квартиры в доме приватизированы. Жильцы сами должны принять меры по выбору управляющей компании и заключить с ней договор, определив объем работ. Жильцы таких мер не принимают. Кроме этого, для организации вывоза бытовых отходов Советом депутатов утверждены Правила благоустройства и озеленения территории МО «Приводинское», а также дано муниципальное поручение МАУ «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское» организовать вывоз бытовых отходов от жилого дома в д.Куимиха по ул.Новая. Считает, что иск прокурора удовлетворению не подлежит, так как сама администрация не имеет лицензии на вывоз бытовых отходов.

         Представитель ответчика администрации МО «Приводинское» Тепляшин П.В., действующий на основании доверенности, в ходе судебного заседания исковые требования прокурора также не признал, доводы главы администрации Хабарова Е.В. поддержал.

В судебное заседание представитель ответчика МАУ «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское» не явился. О времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом. Заявлений, ходатайств не представил.

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя ответчика МАУ «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское».

Представитель третьего лица территориального отдела в г.Котласе и Котласском, Верхнетоемском и Красноборском районах Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в судебное заседание не явился. Направил в суд ходатайство с просьбой рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица. Исковое заявление заместителя Котласского межрайонного прокурора поддерживает.

     Выслушав прокурора, представителей ответчиков, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

Статьей 42 Конституции РФ и статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

       На основании статьи 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с положениями подпункта 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

На основании статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.

Аналогичные требования содержатся в п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

В силу пункта 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.

Пунктом 1.8 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» установлено, что планово-регулярную очистку следует проводить по договорам - графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом по согласованию с учреждениями санэпидслужбы.

При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (пункт 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»).

В ходе судебного заседания установлено следующее.

20 апреля 2011 года заместителем Котласского межрайонного прокурора с привлечением специалиста-эксперта Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в г. Котласе, Котласском, Верхнетоемском и Красноборском районах проведена проверка на соответствие требованиям законодательства об обращении с отходами и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с выездом на улицу Новая в деревне Куимиха МО «Приводинское». В ходе проведения проверки установлено, что администрация МО «Приводинское» в нарушение требований федерального законодательства должным образом не осуществляет организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Площадка для сбора твердых бытовых отходов у дома № 5 по улице Новая в деревне Куимиха МО «Приводинское» Котласского района не оборудована бетонным или асфальтным покрытием, ограниченным бордюром и кустарными насаждениями, мусоросборник (контейнер) на момент проверки был переполнен, часть бытовых отходов размещена на прилегающей к площадке территории, отсутствует согласованный с санитарной службой договор - график вывоза твердых бытовых отходов от жилых многоквартирных домов по улице Новая в деревне Куимиха МО «Приводинское». Установлено, что сбором и вывозом мусора (отходов) около дома № 5 по ул. Новая в деревне Куимиха МО «Приводинское» осуществляет МАУ «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское». В ходе проверки произведено фотографирование контейнерной площадки. По результатам проверки 21 апреля 2011 года составлен акт (л.д. 8-13).

Как следует из сообщения администрации МО «Приводинское» в целях содержания муниципального жилищного фонда администрацией создано муниципальное автономное учреждение «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское» (л.д. 14).

Из сообщения МАУ «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское» следует, что договор управления многоквартирным домом № 5 по ул. Новая в д. Куимиха отсутствует. В виду признания несостоявшимся конкурса по выбору управляющей организации в 2009 году временно функции по управлению жилых домов осуществляет МАУ «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское» (л.д. 15).

Как следует из счетов-квитанций по договору с МО «Приводинское» МАУ «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское» осуществляет содержание и ремонт жилья, и вывоз твердых отходов (л.д. 16,17).

Лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 классов опасности у МАУ «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское» отсутствует (л.д. 18).

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии должной организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора жилого дома № 5 по ул. Новой в д. Куимиха время, поскольку данные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании материалами дела, объяснениями сторон и сторонами не оспаривается.

На основании указанных выше требований Закона, суд приходит к выводу, что обязанность по осуществлению организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора лежит на администрации МО «Приводинское», и в её обязанности входит организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора жилого дома № 5 по ул. Новой в д. Куимиха Котласского района.

Надлежащим ответчиком по иску прокурора суд полагает администрацию МО «Приводинское».

МО «Приводинское», обязанное осуществлять организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, не выполняет свои законные обязанности, не осуществляет организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора жилого дома № 5 по ул. Новой в д. Куимиха Котласского района, что нарушает права и законные интересы граждан на благоприятную окружающую среду и свидетельствует о незаконном бездействии со стороны органа местного самоуправления МО «Приводинское».

На основание части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод граждан, неопределённого круга лиц, если решениями, действиями (бездействием) органов местного самоуправления нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод.

Поскольку со стороны органа местного самоуправления МО «Приводинское» имеет место незаконное бездействие, на администрацию указанного муниципального образования должна быть возложена обязанность совершить конкретные действия, которые при рассмотрении дел в порядке главы 25 ГПК РФ определяет суд.

С учётом установленных по делу обстоятельств, на администрацию МО «Приводинское» должна быть возложена обязанность по оборудованию площадки для сбора отходов у жилого дома № 5 по улице Новой в деревне Куимиха МО "Приводинское" в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 и СанПиН 2.1.2.2645-10, производству вывоза бытовых отходов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10 и СанПиН 42-128-4690-88, согласованию с санитарной службой договора-графика на вывоз твердых бытовых отходов в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88.

Перечень конкретных мер и способов, направленных на реализацию указанных полномочий, орган местного самоуправления поселения должен определить самостоятельно и в установленной законом процедуре.

В удовлетворении требований прокурора к МАУ «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское» необходимо отказать, поскольку лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов у МАУ «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское» отсутствует.

Кроме того, в условиях отсутствия у МАУ «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское» лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов, администрация МО «Приводинское» не может быть освобождена от возложенной на неё законом обязанности по организации соответствующих действий.

Администрация МО «Приводинское» подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины на основании ст. 333.36 п. 1 пп. 19 НК РФ.

     Руководствуясь статьями 194-197 ГПК РФ суд

                                                              РЕШИЛ:

         

                Исковые требования заместителя Котласского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования "Приводинское" удовлетворить.

     Обязать администрацию муниципального образования «Приводинское» организовать приведение мест для сбора мусора и бытовых отходов у жилого дома № 5 по улице Новой в деревне Куимиха МО "Приводинское" в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 и СанПиН 2.1.2.2645-10;       организовать вывоз бытовых отходов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10 и СанПиН 42-128-4690-88, согласовать с санитарной службой договор-график на вывоз твердых бытовых отходов в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88.

В удовлетворении исковых требований заместителя Котласского межрайонного прокурора к Муниципальному автономному учреждению "Служба заказчика и благоустройства МО "Приводинское" отказать.

В удовлетворении исковых требований заместителя Котласского межрайонного прокурора в части признания бездействия администрации МО «Приводинское» незаконным отказать.

      Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий                                                                        Е.В. Котова