о признании незаконным бездействия по принятию мер по постановке на учет безхозяйного скотомогильника и возложении обязанности по его по его обустройству



Дело № 2 - 220/11                                                                  

РЕШЕНИЕ

                             Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                  город Котлас

       Котласский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Котовой Е.В.,

при секретаре Ермиловой А.С.,

с участием прокурора - помощника Котласского межрайонного прокурора Мигасюк А.А.,

представителями третьих лиц: администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» Иванова А.В., Управления по республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Подобеда А.М., областного государственного учреждения «Котласская районная станция по борьбе с болезнями животных» Инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области Васина Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Котласе ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Котласского межрайонного прокурора к Правительству Архангельской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер к постановке на учет бесхозяйного скотомогильника, расположенного в д. Шертима муниципального образования «Сольвычегодское», возложении обязанности обустроить скотомогильник надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

       Котласский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Правительству Архангельской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер к постановке на учет бесхозяйного скотомогильника, расположенного в д. Шертима муниципального образования «Сольвычегодское», возложении обязанности обустроить скотомогильник надлежащим образом.

       В обоснование иска указано, что в ходе проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства от 21 апреля 2011 года при эксплуатации биотермических ям (скотомогильников) выявлены грубые нарушения ветеринарно-санитарных требований к сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов в сибиреязвенном скотомогильнике в д. Шертима (урочище Большая Шертима) муниципального образования «Сольвычегодское» Котласского района Архангельской области. Согласно информации Управления по республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзору) на территории Котласского района зарегистрировано сибиреязвенное захоронение в д. Шертима, точные координаты которого не установлены (в пределах 4 га), владелец отсутствует, последнее обследование приблизительного места захоронения проведено в октябре 2010 года. По периметру приблизительного захоронения установлены предупредительные аншлаги. Данный скотомогильник не отвечает ветеринарно-санитарным требованиям, его эксплуатация осуществляется с грубым нарушением ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов: территория скотомогильника не огорожена глухим забором, выездными воротами, по его периметру отсутствует траншея с устройством вала из вынутого грунта, над биотермической ямой не оборудован навес, помещение для вскрытия трупов животных и хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды. Указанные нарушения создают угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека, и, соответственно, предполагает возникновение чрезвычайных ситуаций. Просит признать незаконным бездействие Правительства Архангельской области по непринятию мер к постановке на учет бесхозяйного скотомогильника, расположенного в д. Шертима (урочище Большая Шертима) МО «Сольвычегодское» Котласского района Архангельской области в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области. Обязать Правительство Архангельской области принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильника (биотермической ямы), расположенной в д. Шертима МО «Сольвычегодское» Котласского района Архангельской области. Обязать Правительство Архангельской области обустроить скотомогильник (биотермическую яму) в д. Шертима МО «Сольвычегодское» Котласского района Архангельской области в соответствии с п.п. 5.6, 5.8, 6.2 Ветеринарно-санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ от 04.12.1995 г. № 13-7-2/469, а именно:

- огородить скотомогильник по периметру глухим забором высотой не менее 2 метров;

- установить въездные ворота на территорию скотомогильника, с запирающим устройством;

- с внутренней стороны забора выкопать траншею глубиной 0,8-1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта;

- устранить над ямой на высоте 2,5 м навес длиной 6 м, шириной 3 м, рядом пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.                  

В судебном заседании прокурор Мигасюк А.А. заявленные требования поддержала, дала пояснения согласно доводам искового заявления. Уточнила исковые требования: просит признать незаконным бездействие Правительства Архангельской области по непринятию мер к постановке на учет бесхозяйного скотомогильника, расположенного в деревне Шертима (урочище Большая Шертима) Котласского района Архангельской области в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области; обязать Правительство Архангельской области установить местонахождение скотомогильника, расположенного на территории бывшей деревни Шертима Котласского района Архангельской области и привести место захоронения крупного рогатого скота, умершего от сибирской язвы, в соответствие с пунктами 5.6, 5.8 и 6.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ от 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469.     

Представитель ответчика Правительства Архангельской области, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В суд Правительством Архангельской области направлено ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя. Из письменного отзыва представителя ответчика Правительства Архангельской области И.С. Андреечева следует следующее. В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 14 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Согласно п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных приказом Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации от 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469 (далее - Правила), ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию, руководителей организации, в ведении которых находятся эти объекты. Поскольку спорный объект является бесхозным, в силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ, а также пунктов 4 и 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановление Правительства РФ от 17 сентября 2003 года № 580, обязанность по осуществлению действий, связанных с постановкой на учет и содержание спорного объекта возлагается на органы местного самоуправления муниципального образования «Сольвычегодское» Котласского района Архангельской области.

Представитель третьего лица - администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» (далее - администрация МО «Котласский муниципальный район») Иванов А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора не поддержал. В ходе судебного заседания пояснил, что факт захоронения крупного рогатого скота, умершего от сибирской язвы на территории бывшей деревни Шертима Котласского района он не оспаривает. Иск прокурора не поддерживает на том основании, что не установлены точные координаты данного захоронения, поэтому считает, что обустройство скотомогильника, которого фактически нет является нецелесообразным. Просит в иске прокурору отказать.

Представитель третьего лица - Управления по республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Подобед А.М., действующий на основании доверенности, также не поддержал исковые требования прокурора. Пояснил, что по данным, переданным им начальником областного государственного учреждения «Котласская районная станция по борьбе с болезнями животных» Инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области Васиным Ю.А. на территории бывшей деревни Шертима Котласского района имеется не обустроенное сибиреязвенное захоронение крупного рогатого скота. Точные координаты данного захоронения в настоящее время неизвестны и установить их фактически не возможно. Просит в иске прокурору отказать.

           Представитель третьего лица - начальника областного государственного учреждения «Котласская районная станция по борьбе с болезнями животных» Инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области Васин Ю.А. исковые требования не поддержал. Пояснил, что по данным эпизоотического журнала в 1030 году в д.Шертима Котласского района умерло три коровы от сибирской язы. Коровы были зарыты за деревней Шертима. Данное захоронение никак обустроено не было. Точное местонахождение данного захоронения пытались определить в 1979 году, в 1993 году, в 2000 году. Никто не мог сказать точное местонахождение, все показывали разные места с разбросом в 1500 метров. Имеются сведения, что данное захоронение расположено на заливных лугах, пахотных землях за деревней Слуда. По указаниям прокурора на территории примерно 4 га запрещено строительство, выгул скота. На данной территории имеются таблички с запретом. Он считает, что этого достаточно, обустраивать скотомогильник по его мнению необходимости нет, так как неизвестно точное место захоронения. Просит в иске прокурору отказать.

Выслушав объяснения прокурора, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению частично.

На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав и свобод граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Подавая заявление, прокурор обосновал обращение в суд интересами неопределённого круга лиц. При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит рассмотрению по существу.

Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 5, 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу пп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно пп. «ц» п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании, в Котласском районе Архангельской области на территории бывшей деревни Шертима находится бесхозяйное сибиреязвенное захоронение, что сторонами не оспаривается и подтверждается следующими материалами дела.

Согласно акту, составленному 19 сентября 1979 года ветврачом Котласской Райветстанции (л.д. 31-33), на территории Козьминского отд. совхоза «Котласский», возле бывшей деревни Шертима установлено захоронение сибиреязвенных трупов. Трупы были зарыты на расстоянии около 500 метров от скотного двора и около 200-250 метров от деревни М. Шертима за ложбиной на взгорке между двумя озерками.

Сведения о данном захоронении занесены в Журнал регистрации неблагополучного по сибирской язве пункта (л.д. 34-36), из которого следует, что в апреле 1930 года в урочище «Б. Шертима» Котласского района произошла вспышка заболевания крупного рогатого скота сибирской язвой.

На основании постановления главы МО «Котласский муниципальный район» от 28 сентября 2007 года № 790/1 создана временная комиссия по обследованию бесхозного места захоронения скота, расположенного в урочище «Б. Шертима» Котласского района Архангельской области (л.д. 29).

Согласно акту обследования бесхозного места захоронения скота, составленному указанной комиссией от 02 октября 2007 года, земли урочища «Шертима» являются паевыми, находятся в собственности дольщиков бывшего ТОО «Котласское», в настоящее время не используются, хозяйственная деятельность не ведется. Точные координаты места захоронения скота установить не представляется возможным.

На оснований распоряжений Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 23 июня 2008 года № 09/А-11-644, от 05 октября 2009 года № 2015-р, от 08 октября 2010 года № 1033-р (л.д. 45, 48, 50) старшим государственным инспектором отдела государственного внутреннего ветеринарного надзора проводились обследования сибиреязвенного захоронения, расположенного на территории деревни Шертима Котласского района Архангельской области. Согласно актам проверки (л.д. 46-47, 49, 51) на территории Котласского района, д. Шертима (урочище «Большая Шертима») на паевых землях граждан бывшего ТОО «Котласское» находится место захоронения павшего скота. Точные координаты места захоронения не установлены (в пределах 4 га). По периметру расположения места захоронения установлены предупредительные знаки.

Наличие на территории бывшей дер. Шертима Котласского района сибиреязвенного захоронения подтверждается также и сообщением ОГУ «Котласская районная станция по борьбе с болезнями животных» от 08 декабря 2010 года (л.д. 9-10), из которого следует, что сибиреязвенный скотомогильник находится в урочище «Б.Шертима» в 200 м от местной дороги: в пойме 3 км от реки Вычегда, в 4 км от деревни Слуда по дороге, 6 км от железной и шоссейной дороги, расположен на территории бывшего совхоза «Котласский» на участке между полем и низиной, длиной 60 м, шириной 10 м. Точное место захоронения не известно. Считается неблагополучным урочище Шертима площадью 4 га.

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах на скотомогильник, расположенный на территории бывшей д. Шертима Котласского района Архангельской области (л.д. 27).

В силу положений ст. 15 Закона Архангельской области от 20 мая 2009 года № 19-3-ОЗ «О Правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области» Правительство Архангельской области является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Архангельской области общей компетенции.

      Статьей 19 вышеуказанного закона установлено, что Правительство Архангельской области осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Архангельской области, проведению единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии, по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью.

Не принимаются судом доводы ответчика - Правительства Архангельской области о том, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, на территории которого расположен спорный объект. Ответчик в обоснование данных доводов ссылается на подпункт 8 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», которым установлено, что участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения, а содержание биотермических ям для захоронения животных является составной частью данного полномочия.

Однако, возможность нахождения скотомогильников (биотермический ям) в собственности органов местного самоуправления Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривается.      

Положения п. 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу п. 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Судом установлено, что имеющееся на территории муниципального образования место захоронения биологических отходов на балансе администрации муниципального района не состоит.

Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования бесхозяйного места захоронения биологических отходов.

Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника муниципальному образованию не передавались.

В этой связи не имеется оснований для возложения на администрацию муниципального образования обязанности оборудовать скотомогильник (биотермическую яму) без передачи необходимых полномочий и денежных средств.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что на уровне Архангельской области органом, который разрабатывает и осуществляет меры государственного контроля в сфере охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, подлежащих такому контролю и находящихся на территории Архангельской области, является Правительство Архангельской области.

В связи с чем, суд, установив, что территория скотомогильника не соответствует требованиям ветеринарно-санитарных правил, что ставит под угрозу экологическое благополучие окружающей территории и может привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения, с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации, в том числе Конституции РФ, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Ветеринарно - санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 04декабря 1995 года № 13-7-2/469, считает подлежащим удовлетворению иск Котласского межрайонного прокурора в части возложения обязанности на Правительство Архангельской области по установлению местонахождения скотомогильника, расположенного на территории бывшей деревни Шертима Котласского района Архангельской области, а также приведению места захоронения крупного рогатого скота, умершего от сибирской язвы, в соответствие с пунктами 5.6, 5.8 и 6.2 Ветеринарно - санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469.

На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, если решениями, действиями (бездействием) органов местного самоуправления нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод.

В части исковых требований о признании незаконным бездействия Правительства Архангельской области, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области бесхозяйного скотомогильника отказать.

Правительство Архангельской области подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Котласского межрайонного прокурора к правительству Архангелськой области удовлетворить частично.

Обязать Правительство Архангельской области установить местонахождение скотомогильника, расположенного на территории бывшей деревни Шертима Котласского района Архангельской области и привести место захоронения крупного рогатого скота, умершего от сибирской язвы, в соответствие с пунктами 5.6, 5.8 и 6.2 Ветеринарно - санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469.

В удовлетворении требований прокурора о признании бездействия Правительства Архангельской области по непринятию мер к постановке на учет бесхозяйного скотомогильника, расположенного в д. Шертима муниципального образования «Сольвычегодское» незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме путём подачи кассационной жалобы либо представления через Котласский районный суд.

Председательствующий                                                                        Е.В. Котова