Дело № 2-269/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской федерации "__" ______ ____ г. город Котлас Котласский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Мусонова В.В., при секретаре Кочкиной Е.Л., c участием заявителя - Южакова С.Б. помощника Котласского межрайонного прокурора Дурапова Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котласе "__" ______ ____ г. гражданское дело по заявлению Южакова С.Б. о признании незаконными действий исполняющего обязанности Котласского межрайонного прокурора М., заместителя Котласского межрайонного прокурора К. и компенсации морального вреда, установил: Южаков С.Б. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать действия исполняющего обязанности Котласского межрайонного прокурора М. и заместителя Котласского межрайонного прокурора К. незаконными. Взыскать с казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 7500000, судебные издержки в сумме 1900 рублей, которые составляют государственная пошлина 400 рублей и стоимость услуг адвоката 1500 рублей. В своем заявлении Южаков С.Б. указал, что в конце "__" ______ ____ г. он обратился с жалобой в Котласскую межрайонную прокуратуру. В жалобе он перечислил нарушения, которые допускаются на посту 24 ... отделения ФГУП «...» с просьбой провести прокурорскую проверку. Были ли проведены какие-либо проверки ему неизвестно, а из представленных ответов усматривается, что ни каких проверок не проводилось. Во время всех проверок отношение со стороны руководства к нему ухудшилось. Он был вынужден обращаться в больницу, где ему по состоянию здоровья выдавались листы нетрудоспособности. В ходе судебного заседания Южаков С.Б. заявленные требования поддержал в полном объеме. Дал пояснения, согласно поданного заявления. Представитель заинтересованного лица - помощник Котласского межрайонного прокурора Дурапов Д.В. заявление Южакова С.Б. не признал, в судебном заседании пояснил, что заместители Котласского межрайонного прокурора М. и К. принимали решение по заявлениям Южакова С.Б. согласно инструкции. Просил суд Южакову С.Б. в удовлетворении заявления отказать. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд считает, что заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям. В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. На основании статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В ходе судебного заседания установлено следующее. "__" ______ ____ г. Южаков С.Б. обратился в Котласскую межрайонную прокуратуру с жалобой. "__" ______ ____ г. исполняющим обязанности Котласского межрайонного прокурора М. заявление Южакова С.Б. было переадресовано директору филиала ФГУП «...» по Архангельской области Ч. для проведения служебной проверки по доводам, изложенным в обращении заявителя. О принятом прокурором решении был уведомлен Южаков С.Б. "__" ______ ____ г. в Котласскую межрайонную прокуратуру поступило заявление Южакова С.Б., в котором отсутствовали сведения, необходимые для его разрешения по существу. В частности, Южаковым С.Б. не было указанно какие его права, свободы и законные интересы или права, свободы и законные интересы других лиц нарушены, в чем заключается суть данного нарушения. На основании п. 2.9. Инструкции «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ», утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 г. №200, обращение Южакова С.Б. от "__" ______ ____ г. возвращено "__" ______ ____ г. для восполнения недостающих данных, необходимых для его рассмотрения по существу. "__" ______ ____ г. в Котласскую межрайонную прокуратуру из РУ ФСБ России по Архангельской области отдела по г. Котласу поступило заявление Южакова С.Б. от "__" ______ ____ г., которое было направлено директору филиала ФГУП «...» по Архангельской области "__" ______ ____ г. для проведения служебной проверки. О принятом прокурором решении Южакову С.Б. "__" ______ ____ г. направлено соответствующее уведомление. "__" ______ ____ г. в Котласскую межрайонную прокуратуру поступило заявление Южакова С.Б. о предоставлении копий материалов проверок его заявлений от "__" ______ ____ г., "__" ______ ____ г., "__" ______ ____ г. прокуратурой рассмотрено. "__" ______ ____ г. исполняющим обязанности Котласского межрайонного прокурора М. заявителю Южакову С.Б. был дан письменный ответ о том, что в Котласской межрайонной прокуратуре отсутствуют материалы проверок заявлений и обращений Южакова С.Б., так как они направлены для проведения служебной проверки в филиал ФГУП «...» по Архангельской области. Кроме того, Южакову С.Б. было разъяснено, что в соответствии с п. 4.14 Инструкции «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ», утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 г. №200 Южакову С.Б. по окончании проверки, по его просьбе, может быть предоставлена возможность ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Предоставление копий материалов проверки, проведенной по заявлению или обращению гражданина, вышеуказанной инструкцией не предусмотрено. Разрешая заявленные требования по правилам главы 25 ГПК РФ, суд руководствуется положениями Закона РФ от 17.01.1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ФЗ от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 г. N 200. В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Согласно ст. 27 Закона РФ от 17.01.1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона (п. 1). При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом (п. 2). В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях (п. 3). Согласно п.1.11 Инструкции «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ», утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 г. №200 (далее Инструкция) обращение - это изложенной в письменной или устной форме предложение, заявление, жалоба или ходатайство в том числе коллективное, гражданина должностного и иного лица. В соответствии с п.2.9 Инструкции обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, в 7-дневный срок возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости с разъяснением, куда им для этого следует обратиться. При последующем поступлении обращения в органы прокуратуры после устранения причин, препятствовавших его рассмотрению, оно рассматривается как первичное и разрешается в соответствии с настоящей инструкцией. В силу п. 3.1 Инструкции по обращению, поступившему в органы прокуратуры Российской Федерации, должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к рассмотрению; о прекращении проверки; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о приобщении к ранее поступившей жалобе. Пункт 3.5 Инструкции устанавливает, что обращения, подлежащие разрешению другими органами и учреждениями, в 7-дневный срок со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителя и разъяснениями принятого решения. Согласно п.3.6 Инструкции при направлении обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в случае необходимости у них может быть истребована информация о результатах рассмотрения обращения. В соответствии с п. 4.1. Инструкции порядок проверки обращений и запросов, обеспечивающий наиболее объективное, всесторонне и своевременное рассмотрение, поставленных в них вопросов, определяется руководителями соответствующих прокуратур. В силу п. 4.14 Инструкции по окончании проверки заявителю, по его просьбе, предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Пунктом 5.1 Инструкции установлено, обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных лиц и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней. Срок рассмотрения и разрешения обращений и запросов исчисляется с момента их регистрации в соответствующем органе прокуратуры Российской Федерации, в подразделениях генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах - с момента их регистрации в этих подразделениях. Окончанием срока рассмотрения и разрешения обращений (запросов) считается дата направления письменного ответа автору о принятом решении. Указанные требования инструкции при проверке по обращениям Южакова С.Б. должностными лицами Котласской межрайонной прокуратуры были соблюдены в полной мере. По обращению Южакова С.Б. было принято одно из решений предусмотренных п.3.1 Инструкции (направление в другие органы). Сроки рассмотрения и разрешения обращений Южакова С.Б. нарушены не были. Таким образом, оснований для признания незаконными действий исполняющего обязанности Котласского межрайонного прокурора М. и заместителя Котласского межрайонного прокурора К. по рассмотрению и разрешению обращений Южакова С.Б. не имеется. Согласно п.1.5 Инструкции «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ» заявитель имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) органов прокуратуры или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда. Южаковым С.Б. заявлены требования о компенсации морального вреда в размере 7500000 рублей, причиненного действиями исполняющего обязанности Котласского межрайонного прокурора М., заместителя Котласского межрайонного прокурора К. Удовлетворение данных требований в рамках рассмотрения заявления невозможно в порядке главы 25 ГПК РФ, поскольку вопрос о компенсации морального вреда может быть разрешен только в порядке искового производства, как по делам о защите субъективного права с соблюдением общих правил о подсудности и предъявлением иска к надлежащему ответчику. Требования Южакова С.Б. о компенсации морального вреда необходимо оставить без рассмотрения, разъяснив, что данные требования могут быть разрешены только в порядке искового производства. Согласно ч.2 ст. 103 ГПК РФ при отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены. Учитывая изложенное, требование Южакова о возмещении понесенных судебных расходов в сумме 1900 рублей удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст.ст.194-198, 254-258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Южакова С.Б. о признании незаконными действий исполняющего обязанности Котласского межрайонного прокурора М. и действий заместителя Котласского межрайонного прокурора К. отказать. В удовлетворении требований Южакова С.Б. о взыскании с казны Российской Федерации понесенных им судебных расходов в сумме 1900 рублей отказать. Требования Южакова С.Б. о взыскании с казны Российской Федерации компенсации морального вреда в сумме 7500000 оставить без рассмотрения. Разъяснить Южакову С.Б., что данные требования могут быть разрешены в порядке искового производства Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Председательствующий В.В. Мусонов