Об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности



Дело № 2-281/2011

Р Е Ш Е Н ИЕ

Именем Российской Федерации

30 июня 2011 года                                                                                              г.Котлас

Котласский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Заплатиной Н.В.,

при секретаре Горынцевой А.А.,

с участием помощника Котласского межрайонного прокурора Дурапова Д.В.,

представителей третьих лиц - представителяотдела надзорной деятельности г.Котласа и Котласского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области Попов И.Я.,

представителя территориального органа агентства лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области - Котласское лесничество Захарова Е.Н.,

представителей ответчика - администрации МО «Черёмушское» Проскурякова В.П. и Патрушева Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Черёмушское» об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Котласский межрайонный прокурор обратился с иском в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Черёмушское» об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности. В обоснование иска указал, что 06 июня 2011 года Котласской межрайонной прокуратурой с привлечением государственного инспектора г.Котласа и Котласского района по пожарному надзору Архангельской области проведена проверка за соблюдением требований пожарной безопасности на территории населённых пунктов, расположенных в МО «Черёмушское» Котласского района и подверженных угрозе распространения лесных пожаров: д.Стража, д.Каменка, п.Черёмушский. Выявленные нарушения требований пожарной безопасности в населенных пунктах МО «Черёмушское»: пос.Черёмушский, д.Стража, д.Каменка препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, находящихся в зоне действия пожара.

Просит обязать администрацию МО «Черёмушское» устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

1) в пос.Черёмушский:

- обеспечить противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости границы населённого пункта с лесным участком;

- обеспечить наличие минерализованной полосы установленной ширины на всей протяжённости границы населённого пункта с лесным участком;

- обеспечить наличие у водоёмов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующих указателей (объёмных со светильником или плоских, выполненных с использованием светоотражающих покрытий с чётко нанесёнными цифрами, указывающих расстояние до водоисточника);

2) в д.Стража:

- обеспечить противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости границы населённого пункта с лесным участком;

- обеспечить наличие минерализованной полосы установленной ширины на всей протяжённости границы населённого пункта с лесным участком;

- обеспечить наличие звуковой сигнализации для оповещения населения о чрезвычайной ситуации;

3) в д.Каменка:

- обеспечить противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости границы населённого пункта с лесным участком;

- обеспечить наличие минерализованной полосы установленной ширины на всей протяжённости границы населённого пункта с лесным участком;

- обеспечить наличие звуковой сигнализации для оповещения населения о чрезвычайной ситуации.

В судебном заседании прокурор Дурапов Д.В. на удовлетворении исковых требований настаивал, дал пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заявлении. Просил обязать ответчика устранить нарушения требований пожарной безопасности в границах населённых пунктов, указанных в иске, в срок до 01 октября 2011 года, а именно:

1) в пос.Черёмушский:

- обеспечить противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости границы населённого пункта с лесным участком;

- обеспечить наличие минерализованной полосы установленной ширины на всей протяжённости границы населённого пункта с лесным участком;

2) в д.Стража:

- обеспечить противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости границы населённого пункта с лесным участком;

- обеспечить наличие минерализованной полосы установленной ширины на всей протяжённости границы населённого пункта с лесным участком;

- обеспечить наличие звуковой сигнализации для оповещения населения о чрезвычайной ситуации;

3) в д.Каменка:

- обеспечить противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости границы населённого пункта с лесным участком;

- обеспечить наличие минерализованной полосы установленной ширины на всей протяжённости границы населённого пункта с лесным участком;

- обеспечить наличие звуковой сигнализации для оповещения населения о чрезвычайной ситуации.

Представители ответчика - администрации муниципального образования «Черёмушское» Проскуряков В.П. и Патрушев Н.Ю. исковые требования прокурора об обязании администрации МО «Черёмушское» устранить нарушения требований пожарной безопасности не признали, пояснили, что в п.Черёмушский нарушения пожарной безопасности были устранены в части установки у водоёмов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующих указателей, выполненных с использованием светоотражающих покрытий с четко нанесёнными цифрами, указывающих расстояние до водоисточника. Считают, что указание в исковом заявлении Котласского межрайонного прокурора на то, что в п.Черёмушский, д.Стража и д.Каменка отсутствует минерализованная полоса установленной ширины на всей протяженности границы населённого пункта с лесным участком - п.112 ППБ 01-03 также необоснованно, поскольку согласно пункта 112 ППБ 01-03 для населённых пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Полагают, что Правила пожарной безопасности не предусматривают обязательного устройства минерализованных полос вокруг населённых пунктов, в связи с чем на муниципальное образование не может быть возложена обязанность устройства минерализованных полос в пос.Черёмушский, д.Стража и д.Каменка. Также указывают на то, что в собственности муниципального образования «Черёмушское» отсутствуют лесные участки, а границы населённых пунктов д.Стража и д.Каменка не определены. В п.Черёмушский лесные участки находятся в водоохраной зоне, в которой запрещается проведение мер предупреждения лесных пожаров, связанных со сплошными рубками. Также ссылались на то, что за границей территорий населённых пунктов МО «Черёмушское» земельные участки относятся к ведению МО «Котласский муниципальный район», а потому МО «Черёмушское» не вправе устранять нарушения требований пожарной безопасности за пределами населённых пунктов пос.Черёмушский, д.Стража, д.Каменка.

Представитель отдела надзорной деятельности г.Котласа и Котласского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области Попов И.Я. в судебном заседании поддержал исковые требования Котласского межрайонного прокурора об обязании устранении нарушений требований пожарной безопасности администрацией МО «Черёмушское», а также пояснил, что при проведении обследования населённых пунктов, подверженных угрозе распространения лесных пожаров (пос.Черёмушский, д.Стража, д.Каменка) установлено, что выполнен только один пункт акта от ДД.ММ.ГГГГ, а именно, в пос.Черёмушский у водоёмов (водоисточников), а также по направлению движения к ним установлены указатели, выполненные с использованием светоотражающих покрытий с чётко нанесёнными цифрами, указывающие расстояние до водоисточника, остальные нарушения требований пожарной безопасности в населённых пунктах МО «Черёмушское» (пос.Черёмушский, д.Стража, д.Каменка), которые подвержены угрозе распространения лесных пожаров, выявленные в ходе проверки и указанные в акте, ответчиком не устранены.

Представитель территориального органа агентства лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области - Котласское лесничество Захарова Е.Н. в судебном заседании также поддержала исковые требования Котласского межрайонного прокурора об обязании устранении нарушений требований пожарной безопасности администрацией МО «Черёмушское», и пояснила, что на территории МО «Черёмушское», в частности, близ населённых пунктов пос.Черёмушский, д.Стража, д.Каменка отсутствуют какие-либо территории национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также водоохранные зоны, на территории которых запрещено проведение мер предупреждения лесных пожаров, связанных со сплошными рубками, и таким образом, отсутствуют причины, по которым в пос.Черёмушский невозможно было бы проведение мер предупреждения лесных пожаров.

Выслушав прокурора Дурапова Д.В., объяснения представителей ответчика Проскурякова В.П. и Патрушева Н.Ю., представителя отдела надзорной деятельности г.Котласа и Котласского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области Попова И.Я., представителя территориального органа агентства лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области - Котласское лесничество Захарову Е.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц.

Подавая исковое заявление, прокурор обосновал обращение в суд интересами неопределённого круга лиц.

При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит рассмотрению по существу.

Статьёй 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Согласно ст.2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.

Организация пожарной безопасности, является одним из видов общественной безопасности. Согласно ст.37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» организации, их руководители, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В силу ч.1 ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» собственники имущества, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством. Данные лица в силу п.10 ППБ РФ 01-03 должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» одним из вопросов местного значения поселения является обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения.

С данным требованием закона также согласуется подп.10 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования «Черёмушское», согласно которому к вопросам местного значения Черёмушского муниципального образования относится и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов Черёмушского сельского поселения.

В соответствии с ч.1 ст.8 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года №86-5-ОЗ «О пожарной безопасности в Архангельской области» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов Архангельской области в сфере пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселений и границах городских округов Архангельской области.

Статьёй 11 того же Закона предусмотрено на период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях муниципальными нормативными актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населённых пунктов на земли населённых пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населённых пунктов, создание минерализованных полос и подобные меры).

В силу п.112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утверждённых Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года №313 для населённых пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

Определение понятия «противопожарная минерализованная полоса» следует из определения понятия «минерализованная полоса», данного в п.3 ОСТ 56-103-98 «Охрана лесов от пожаров. Противопожарные разрывы и минерализованные полосы. Критерии качества и оценка состояния», утверждённые Приказом Рослесхоза от 24 февраля 1998 года №38. А именно это полоса поверхности земли определённой ширины, очищенная от лесных горючих материалов или обработанная почвообрабатывающими орудиями либо иным способом до сплошного минерального слоя почвы.

Таким образом, минерализованной полосой является искусственно созданная на почве полоса, очищенная от лесных горючих материалов до обнажения минерального слоя лесной почвы. Создается для остановки распространения лесного пожара, то есть как преграда на пути продвижения огня. По своему назначению минерализованная полоса разделяются на заградительные и опорные. Заградительные минерализованные полосы создают как для остановки и тушения лесных пожаров, так и для ограничения распространения их путём разделения хвойных молодняков, лесных культур на сухих почвах на изолированные участки (блоки). Опорные минерализованные полосы создают как рубежи для начала тушения путём отжига горючих материалов перед фронтом лесного пожара. Минерализованную полосу прокладывают с помощью почвообрабатывающих орудий (плуги, плуги канавокапатели и другие), взрывчатых материалов или вручную (лопата, кирка, мотыга, топор). В зависимости от назначения создаваемой минерализованной полосы её ширина может варьировать от 0,4 метра до 1,4 метра. В планах противопожарного устройства лесов создание минерализованной полосы предусматривается в профилактических целях - для ограничения распространения и создания условий тушения возможных лесных пожаров.

В ранее упомянутом ОСТ 56-103-98 «Охрана лесов от пожаров. Противопожарные разрывы и минерализованные полосы. Критерии качества и оценка состояния» также дано определение понятия «противопожарный разрыв» -- это специально созданный противопожарный барьер в виде просеки шириной 10 - 20 метров, как правило, с дорогой по нему или естественные безлесные территории, водные пространства в лесах.

Таким образом, противопожарным разрывом является специально разрубленная просека шириной до 20 метров, очищенная от горючих материалов, с минерализованной полосой или дорогой с целью организации препятствий на пути распространения лесных пожаров и создающим условия для их тушения. Противопожарный разрыв предназначен для остановки распространения верховых и сильных низовых лесных пожаров.

В соответствии с подп.4 и 7 п.1 ст.37 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные разрывы и противопожарные минерализованные полосы являются видами противопожарных преград по предотвращению распространения опасных факторов пожара.

Согласно ст.63 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Статьёй 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» определены полномочия органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населённых пунктов, а именно:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Согласно ч.3 ст.34 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования. Из подп.10 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования «Черёмушское» следует, что к вопросам местного значения Черёмушского муниципального образования относится и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов Черёмушского сельского поселения.

Из изложенного следует, что обязанность по организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах МО «Черёмушское» возлагается на администрацию МО «Черёмушское» как на исполнительно-распорядительный орган.

Согласно представленной ксерокопии постановления администрации МО «Черёмушское» от 20 апреля 2011 года на территории муниципального образования с 18 апреля 2011 года был введён особый противопожарный режим.

В ходе судебного заседания установлено и подтверждается материалами дела, что 06 июня 2011 года в ходе совместной проверки Котласской межрайонной прокуратурой и государственным инспектором г.Котласа и Котласского района по пожарному надзору Архангельской области на территории населённых пунктов п.Черёмушский, д.Стража, д.Каменка, расположенных в МО «Черёмушское» Котласского района, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, о чём составлен акт проверки (л.д.6-7):

1) в п. Черёмушский:

- не обеспечен противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости границы населённого пункта с лесным участком - п.3 ППБ 01-03, п. 5* приложения 1 СНиП 2.07.01-89*;

- отсутствует минерализованная полоса установленной ширины на всей протяжённости границы населённого пункта с лесным участком - п.112 ППБ 01-03;

- отсутствуют у водоёмов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (объёмные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий с чётко нанесёнными цифрами, указывающие расстояние до водоисточника) - п.90 ППБ 01-03;

2) в д.Стража:

- не обеспечен противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости границы населённого пункта с лесным участком - п.3 ППБ 01-03, п. 5* приложения 1 СНиП 2.07.01-89*;

- отсутствует минерализованная полоса установленной ширины на всей протяжённости границы населённого пункта с лесным участком - п.112 ППБ 01-03;

- не обеспечено наличие звуковой сигнализации для оповещения населения о чрезвычайной ситуации - п.114 ППБ 01-03;

3) в д. Каменка:

- не обеспечен противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости границы населённого пункта с лесным участком - п.3 ППБ 01-03, п. 5* приложения 1 СНиП 2.07.01-89*;

- отсутствует минерализованная полоса установленной ширины на всей протяжённости границы населённого пункта с лесным участком - п.112 ППБ 01-03;

- не обеспечено наличие звуковой сигнализация для оповещения населения о чрезвычайной ситуации - п.114 ППБ 01-03.

По результатам проверки в адрес администрации МО «Черёмушское» было вынесено предписание, в котором указаны выявленные в ходе проверки нарушения и сроки их устранения - до 01 июня 2011 года.

Как видно из сообщения отдела надзорной деятельности г.Котласа и Котласского района Архангельской области Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области от 24 июня 2011 года при проведении обследования населённых пунктов, подверженных угрозе распространения лесных пожаров (п.Черёмушский, д.Стража, д.Каменка), что устранено только одно нарушение - в п.Черёмушский установлены у водоёмов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий с чётко нанесёнными цифрами, указывающие расстояние до водоисточника) - п.90 ППБ 01-03. Остальные нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе прокурорской проверки, проводимой 06 июня 2011 года, не устранены.

Довод представителей ответчика о том, что в собственности муниципального образования «Черёмушское» отсутствуют лесные участки, а границы населённых пунктов д.Стража и д.Каменка не определены, устроить противопожарный разрыв и минерализованные полосы по периметру населённых пунктов органы местного самоуправления не вправе ввиду того, что не могут распоряжаться землями лесного фонда, а также землями МО «Котласский муниципальный район», суд признаёт несостоятельными и надуманными.

Все земли в Российской Федерации поделены на определённые категории в зависимости от целевого назначения, в том числе имеются земли поселений и земли лесного фонда.

Земли поселений - одна из категорий земель в земельном фонде Российской Федерации, представляют собой пространственно-операционный базис располагающихся на них поселений. Пространственную и земельно-ресурсную основу городских и сельских поселений составляют территории в пределах установленных границ (черты) городских и сельских поселений, а также все, что находится над и под поверхностью указанных территорий. Землями поселений признаются земли, предоставленные для размещения и развития городов, поселков и сельских поселений. Использование земель поселений осуществляется на основе нормативно-правовых актов федерального уровня, субъектов федерации, муниципальных образований, а также градостроительной документации - документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке.

Согласно ст.101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли.

При этом законодательством предусмотрен порядок перевода земель из одной категории в другую.

Разрешение на устройство противопожарных разрывов и минерализованных полос возможно путём обращения органов местного самоуправления в территориальный орган агентства лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области. Кроме того, прокурор, уточнив исковые требования, просил обязать ответчика устранить нарушения требований пожарной безопасности в границах населённых пунктов Мо «Черёмушское» - пос.Черёмушский, д.Стража, д.Каменка. А потому данный довод представителей ответчика не является препятствием для устранения нарушений требований пожарной безопасности на территории МО «Черёмушское» в указанных в иске населённых пунктах.

В части определения границ деревень Стража и Каменка довод представителя ответчика также признаётся судом как несостоятельный, поскольку подп.21 п.1 ст.7 Устава МО «Черёмушское» к вопросам местного значения Черёмушского муниципального образования относится и утверждение генеральных планов Черёмушского сельского поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов Черёмушского сельского поселения документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования Черёмушского сельского поселения.

Таким образом, не определённые должным образом границы населённого пункта не могут являться основанием неустранения нарушений требований пожарной безопасности в деревнях Стража и Каменка МО «Черёмушское».

Также представитель ответчика указывал на то, что в дер.Стража зарегистрирован по месту жительства один человек, а по месту пребывания - два человека, в дер.Каменка зарегистрированных граждан по месту жительства и пребывания нет, в связи с чем считает нецелесообразным обеспечивать наличие звуковой сигнализации для оповещения населения о чрезвычайной ситуации в данных населённых пунктах. Однако суд находит данное обоснование неисполнения требований пожарной безопасности некорректным, поскольку данное требование обеспечения наличия звуковой сигнализации для оповещения населения о чрезвычайной ситуации не поставлено в зависимость от регистрации в том или ином населённом пункте граждан по месту жительства или по месту пребывания.

Суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора в части и считает необходимым обязать администрацию МО «Черёмушское» устранить нарушения требований пожарной безопасности в границах населённых пунктов, а именно: в п.Черёмушский, д.Стража, д.Каменка МО «Черёмушское» обеспечить противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости границ населённых пунктов с лесным участком, обеспечить наличие минерализованной полосы установленной ширины на всей протяжённости границы населённых пунктов с лесным участком; в д.Стража, д.Каменка МО «Черёмушское» обеспечить наличие звуковой сигнализации для оповещения населения о чрезвычайной ситуации.

Суд не соглашается с мнением прокурора Дурапова Д.В. об установлении срока для устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности до 01 октября 2011 года. Так как для надлежащего устранения выявленных нарушений в населённых пунктах на территории МО «Черёмушское» потребуется длительное время и значительные денежные затраты, и срок, который просит установить прокурор, по мнению представителя отдела надзорной деятельности г.Котласа и Котласского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области Попова И.Я. и представителя территориального органа агентства лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области - Котласское лесничество Захаровой Е.Н., является недостаточным, следует установить срок для устранения указанных в иске нарушений до 01 июня 2012 года. Данный срок - 01 июня 2012 года - также указан в предписании по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 06 июня 2011 года.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Котласского межрайонного прокурора к администрации МО «Черёмушское» удовлетворить частично.

Обязать администрацию МО «Черёмушское» в срок до 01 июня 2012 года устранить нарушения требований пожарной безопасности:

1) в пос.Черёмушский:

- обеспечить противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости границы населённого пункта с лесным участком;

- обеспечить наличие минерализованной полосы установленной ширины на всей протяжённости границы населённого пункта с лесным участком;

2) в д.Стража:

- обеспечить противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости границы населённого пункта с лесным участком;

- обеспечить наличие минерализованной полосы установленной ширины на всей протяжённости границы населённого пункта с лесным участком;

- обеспечить наличие звуковой сигнализации для оповещения населения о чрезвычайной ситуации;

3) в д.Каменка:

- обеспечить противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости границы населённого пункта с лесным участком;

- обеспечить наличие минерализованной полосы установленной ширины на всей протяжённости границы населённого пункта с лесным участком;

- обеспечить наличие звуковой сигнализации для оповещения населения о чрезвычайной ситуации.

В части требования прокурора установки у водоёмов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующих указателей (объёмных со светильником или плоских, выполненных с использованием светоотражающих покрытий с чётко нанесёнными цифрами, указывающих расстояние до водоисточника) в пос.Черёмушский отказать ввиду устранения ответчиком данного нарушения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня его оглашения путём подачи кассационной жалобы либо представления через Котласский районный суд.

Председательствующий                                                                          Н.В. Заплатина