Дело № 2 - 348/11 ДД.ММ.ГГГГ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Котласский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Котовой Е.В., при секретаре Худяковой Е.Н., с участием помощника Котласского межрайонного прокурора Дурапова Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Котласе ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Котласского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов Российской Федерации к администрации муниципального образования «Приводинское» о признании незаконным бездействия в непринятии мер по обеспечению охраны подразделениями полиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел здания администрации МО «Приводинское» и об обязании принять меры к обеспечению государственной охраны здания администрации, УСТАНОВИЛ: Заместитель Котласского межрайонного прокурора обратился с заявлением в интересах Российской Федерации к администрации муниципального образования «Приводинское» (далее по тексту - администрация), в котором просит признать незаконным бездействие администрации МО «Приводинское», выразившееся в не принятии мер по обеспечению охраны подразделениями полиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел здания администрации МО «Приводинское», находящегося по адресу: <адрес>, и обязать администрацию МО «Приводинское» принять меры к обеспечению государственной охраны здания администрации МО «Приводинское». В обоснование искового заявления прокурор указал, что Котласской межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения МО «Приводинское» законодательства по охране объектов, подлежащих государственной охране. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности) утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране. Согласно пункту 1 Перечня к объектам, подлежащим государственной охране, отнесены здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (предварительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, вместе с тем они обладают публично-властными полномочиями применительно к возложенным на местное самоуправление задачам, то есть выполняют функции публичной власти на соответствующем территориальном уровне. На территории г.Котласа и Котласского района обязательную охрану объектов, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации осуществляет Государственное учреждение «Отдел вневедомственной охраны при отделе внутренних дел по муниципальному образованию «Котлас». В ходе проверки установлено, что администрация МО «Приводинское» в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 02 ноября 2009 года № 886 с ГУ «ОВО при ОВД по МО «Котлас» не заключила договор на обязательную охрану здания администрации МО «Приводинское», находящегося по адресу: <адрес>. Отсутствие договора на государственную охрану здания администрации нарушает права и законные интересы Российской Федерации. В судебном заседании помощник прокурора Дурапов Д.В. требования заместителя прокурора поддержал по указанным в заявлении основаниям. Просит признать незаконным бездействие администрации МО «Приводинское», выразившееся в не принятии мер по обеспечению охраны подразделениями полиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел здания администрации МО «Приводинское», находящегося по адресу: <адрес>, и обязать администрацию МО «Приводинское» принять меры к обеспечению государственной охраны здания администрации МО «Приводинское». Представитель ответчика администрации МО «Приводинское» и представитель третьего лица ГУ «Отдел вневедомственной охраны при отделе внутренних дел по МО «Котлас» в судебное заседание не явились. О времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя ответчика администрации МО «Приводинское» и представителя третьего лица ГУ «Отдел вневедомственной охраны при отделе внутренних дел по МО «Котлас». Представитель третьего лица ГУ «Отдел вневедомственной охраны при отделе внутренних дел по МО «Котлас» направил в суд свой отзыв на заявление прокурора, в котором исковые требования прокурора поддержал. Указал, что договор на охрану здания администрации МО «Приводинское» между администрацией и ГУ «ОВО при ОВД по городу Котласу» не заключался. Обследование объекта на состояние технической укрепленности не проводилось. Выслушав прокурора, проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно части 2 статьи 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности», в редакции Постановления Правительства РФ от 02.11.2009 года № 886 утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране, согласно пункта 1 которого, к объектам, подлежащим государственной охране, отнесены здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (предварительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации, органов местного самоуправления. В силу статьи 1 Федерального закона РФ «О государственной охране», государственная охрана - функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер. На основании статей 1, 4 Федерального закона РФ от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции», защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности является одной из основных задач полиции, в том числе и структурных подразделений полиции, к которым относится отдел вневедомственной охраны при органах внутренних дел. В ходе судебного заседания установлено следующее. Согласно справке, предоставленной КУМИ администрации МО «Котласский муниципальный район», объект недвижимости - здание администрации МО «Приводинское», расположенное по адресу: <адрес>, передано в собственность МО «Приводинское». В соответствии со справкой, предоставленной начальником ОВЛ при ОВД по г.Котласу П.В.Стрекаловским (л.д. 5), от администрации МО «Приводинское» в отдел вневедомственной охраны при ОВД по г.Котласу не поступали заявки на монтаж сигнализации и об охране здания администрации. Ответчиком администрацией МО «Приводинское» факт отсутствия договора на предмет государственной охраны здания администрации не оспаривается. Согласно Типовому положению об управлении (отделе) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации (приложение к Приказу МВД РФ от 02 сентября 2005 года № 716) управление (отдел) вневедомственной охраны осуществляет на основе договоров охрану имущества юридических и физических лиц, в том числе при его транспортировке, охрану объектов, подлежащих государственной охране и обязательной охране органами внутренних дел Российской Федерации ( пункт 15). В силу Положения о Государственном учреждении «Отдел вневедомственной охраны при отделе внутренних дел по муниципальному образованию «Котлас», государственное учреждение «Отдел вневедомственной охраны при отделе внутренних дел по муниципальному образованию «Котлас» входит в структуру органов внутренних дел, призванных защищать собственность, интересы личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Отдел осуществляет на основе договоров охрану имущества юридических и физических лиц, в том числе при его транспортировке, охрану объектов, подлежащих государственной охране и обязательной охране органами внутренних дел Российской Федерации. На основание изложенного суд приходит к выводу о том, что несмотря на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, вместе с тем обладают публично-властными полномочиями применительно к возложенным на местное самоуправление задачам, то есть выполняют функции публичной власти на соответствующем территориальном уровне. Следовательно, в соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной охране» и с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности», в редакции Постановления Правительства РФ от 02.11.2009 года № 886 здание администрации МО «Приводинское», расположенное по адресу: <адрес>, подлежит государственной охране, которая обеспечивается соответствующими государственными охранами, наделенными законодательством полномочиями по защите частной, государственной и муниципальном собственности. На момент рассмотрения данного гражданского дела администрацией МО «Приводинское» не представлены доказательства, подтверждающие тот факт, что администрацией МО «Приводинское» приняты меры по обеспечению государственной охраны здания администрации МО «Приводинское». Поскольку со стороны органа местного самоуправления администрации МО «Приводинское» имеет место незаконное бездействие, на администрацию указанного муниципального образования должна быть возложена обязанность совершить конкретные действия, а именно с учётом установленных по делу обстоятельств на администрацию МО «Приводинское» должна быть возложена обязанность принять меры по обеспечению государственной охраны здания администрации МО «Приводинское», расположенного по адресу: <адрес>. Перечень конкретных мер и способов, направленных на обеспечение государственной охраны здания и выбор организации, полномочной осуществлять государственную охрану, орган местного самоуправления должен определить самостоятельно и в установленной законом процедуре. Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования заместителя Котласского межрайонного прокурора удовлетворить. Признать бездействие администрации МО «Приводинское», выразившееся в непринятии мер по обеспечению государственной охраны здания администрации МО «Приводинское», расположенного по адресу: <адрес> незаконным. Обязать администрацию МО «Котласский муниципальный район» принять меры к обеспечению государственной охраны здания администрации МО «Приводинское», расположенного по адресу: <адрес> Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме путём подачи кассационной жалобы либо представления через Котласский районный суд. Председательствующий Е.В. Котова