о признании незаконным бездействия



Дело № 2 - 349/11                                                               ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

                             Именем Российской Федерации

Котласский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Котовой Е.В.,

при секретаре Горынцевой А.А.,

с участием помощника Котласского межрайонного прокурора Дурапова Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Котласе ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Котласского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов Российской Федерации к администрации муниципального образования «Шипицынское» о признании незаконным бездействия в непринятии мер по обеспечению охраны подразделениями полиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел здания администрации МО «Шипицынское»» и об обязании принять меры к обеспечению государственной охраны здания администрации,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Котласского межрайонного прокурора обратился с заявлением в интересах Российской Федерации к администрации муниципального образования «Шипицынское»» (далее по тексту - администрация), в котором просит признать незаконным бездействие администрации МО «Шипицынское», выразившееся в не принятии мер по обеспечению охраны подразделениями полиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел здания администрации МО «Шипицынское», находящегося по адресу: <адрес>, и обязать администрацию МО «Шипицынское» принять меры к обеспечению государственной охраны здания администрации МО «Шипицынское».

В обоснование искового заявления прокурор указал, что Котласской межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения МО «Шипицынское» законодательства по охране объектов, подлежащих государственной охране. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности) утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране. Согласно пункту 1 Перечня к объектам, подлежащим государственной охране, отнесены здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (предварительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, вместе с тем они обладают публично-властными полномочиями применительно к возложенным на местное самоуправление задачам, то есть выполняют функции публичной власти на соответствующем территориальном уровне. На территории г.Котласа и Котласского района обязательную охрану объектов, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации осуществляет Государственное учреждение «Отдел вневедомственной охраны при отделе внутренних дел по муниципальному образованию «Котлас». В ходе проверки установлено, что администрация МО «Шипицынское» в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 02 ноября 2009 года № 886 с ГУ «ОВО при ОВД по МО «Котлас» не заключила договор на обязательную охрану здания администрации МО «Шипицынское», находящегося по адресу: <адрес>. Отсутствие договора на государственную охрану здания администрации нарушает права и законные интересы Российской Федерации.

          В судебном заседании помощник прокурора Дурапов Д.В. требования заместителя прокурора поддержал по указанным в заявлении основаниям. Просит признать незаконным бездействие администрации МО «Шипицынское», выразившееся в не принятии мер по обеспечению охраны подразделениями полиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел здания администрации МО «Шипицынское», находящегося по адресу: <адрес>, и обязать администрацию МО «Шипицынское» принять меры к обеспечению государственной охраны здания администрации МО «Шипицынское».

            Представитель ответчика администрации МО «Шипицынское» и представитель третьего лица ГУ «Отдел вневедомственной охраны при отделе внутренних дел по МО «Котлас» в судебное заседание не явились. О времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.

         В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя ответчика администрации МО «Шипицынское» и представителя третьего лица ГУ «Отдел вневедомственной охраны при отделе внутренних дел по МО «Котлас».

         Представитель третьего лица ГУ «Отдел вневедомственной охраны при отделе внутренних дел по МО «Котлас» направил в суд свой отзыв на заявление прокурора, в котором исковые требования прокурора поддержал. Указал, что договор на охрану здания администрации МО «Шипицынское» между администрацией и ГУ «ОВО при ОВД по городу Котласу» не заключался. Обследование объекта на состояние технической укрепленности         не проводилось.

Выслушав прокурора, проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности», в редакции Постановления Правительства РФ от 02.11.2009 года № 886 утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране, согласно пункта 1 которого, к объектам, подлежащим государственной охране, отнесены здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (предварительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

В силу статьи 1 Федерального закона РФ «О государственной охране», государственная охрана - функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер.

На основании статей 1, 4 Федерального закона РФ от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции», защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности является одной из основных задач полиции, в том числе и структурных подразделений полиции, к которым относится отдел вневедомственной охраны при органах внутренних дел.

В ходе судебного заседания установлено следующее.

Согласно справке, предоставленной КУМИ администрации МО «Котласский муниципальный район», объект недвижимости - здание администрации МО «Шипицынское», расположенное по адресу: <адрес>, передано в собственность МО «Шипицынское».

В соответствии со справкой, предоставленной начальником ОВЛ при ОВД по г.Котласу П.В.Стрекаловским (л.д. 5), от администрации МО «Шипицынское» в отдел вневедомственной охраны при ОВД по г.Котласу не поступали заявки на монтаж сигнализации и об охране здания администрации.

Ответчиком администрацией МО «Шипицынское» факт отсутствия договора на предмет государственной охраны здания администрации не оспаривается.

Согласно Типовому положению об управлении (отделе) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации (приложение к Приказу МВД РФ от 02 сентября 2005 года № 716) управление (отдел) вневедомственной охраны осуществляет на основе договоров охрану имущества юридических и физических лиц, в том числе при его транспортировке, охрану объектов, подлежащих государственной охране и обязательной охране органами внутренних дел Российской Федерации ( пункт 15).

В силу Положения о Государственном учреждении «Отдел вневедомственной охраны при отделе внутренних дел по муниципальному образованию «Котлас», государственное учреждение «Отдел вневедомственной охраны при отделе внутренних дел по муниципальному образованию «Котлас» входит в структуру органов внутренних дел, призванных защищать собственность, интересы личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Отдел осуществляет на основе договоров охрану имущества юридических и физических лиц, в том числе при его транспортировке, охрану объектов, подлежащих государственной охране и обязательной охране органами внутренних дел Российской Федерации.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что несмотря на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, вместе с тем обладают публично-властными полномочиями применительно к возложенным на местное самоуправление задачам, то есть выполняют функции публичной власти на соответствующем территориальном уровне. Следовательно, в соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной охране» и с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности», в редакции Постановления Правительства РФ от 02.11.2009 года № 886 здание администрации МО «Шипицынское», расположенное по адресу: <адрес>, подлежит государственной охране, которая обеспечивается соответствующими государственными охранами, наделенными законодательством полномочиями по защите частной, государственной и муниципальном собственности. На момент рассмотрения данного гражданского дела администрацией МО «Шипицынское» не представлены доказательства, подтверждающие тот факт, что администрацией МО «Шипицынское» приняты меры по обеспечению государственной охраны здания администрации МО «Шипицынское».

Поскольку со стороны органа местного самоуправления администрации МО «Шипицынское» имеет место незаконное бездействие, на администрацию указанного муниципального образования должна быть возложена обязанность совершить конкретные действия, а именно с учётом установленных по делу обстоятельств на администрацию МО «Шипицынское» должна быть возложена обязанность принять меры по обеспечению государственной охраны здания администрации МО «Шипицынское», расположенного по адресу: <адрес>.

Перечень конкретных мер и способов, направленных на обеспечение государственной охраны здания и выбор организации, полномочной осуществлять государственную охрану, орган местного самоуправления должен определить самостоятельно и в установленной законом процедуре.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя Котласского межрайонного прокурора удовлетворить.

            Признать бездействие администрации МО «Шипицынское», выразившееся в непринятии мер по обеспечению государственной охраны здания администрации МО «Шипицынское», расположенного по адресу: <адрес> незаконным.

      Обязать администрацию МО «Шипицынское» принять меры к обеспечению государственной охраны здания администрации МО «Шипицынское», расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме путём подачи кассационной жалобы либо представления через Котласский районный суд.

Председательствующий                                                                        Е.В. Котова