о проведении аттестации рабочих мест



Дело № 2 - 370/11                                                

                                                             

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                          <адрес>

Котласский районный суд Архангельской области в составе:председательствующего судьи Котовой Е.В.,

при секретаре Гусевой Л.В.,

с участием помощника Котласского межрайонного прокурора Шарубина Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ                                                                           в г. Котласе гражданское дело по иску Заместителя Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Затееву В.Н. о проведении аттестации рабочих мест,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Котласского межрайонного прокурора обратился с иском в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Затееву В.Н., в котором просит обязать индивидуального предпринимателя Затеева В.Н. провести аттестацию рабочих мест.

В обоснование иска указал, что Котласской межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства об охране труда у индивидуального предпринимателя Затеева В.Н., зарегистрированного по адресу: <адрес>. Проверкой выявлены нарушения норм трудового законодательства, регулирующего охрану труда. В нарушение ст. 212 Трудового кодекса РФ, ч. 3 п. 1 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» у ИП Затеева В.Н. не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, отсутствует план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, чем нарушаются права работников на безопасные условия труда. Штатная численность работников у ИП Затеева В.Н. составляет <иные данные> человека. В целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью работникам ИП Затеева В.Н., осуществляющим работу на не аттестованных рабочих местах прокурор просит обязать ИП Затеева В.Н. провести аттестацию рабочих мест.

В судебном заседании помощник прокурора Шарубин Д.В. на удовлетворении исковых требований настаивал, дала пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заявлении. Просит обязать индивидуального предпринимателя Затеева В.Н. провести аттестацию рабочих мест.

Ответчик индивидуальный предприниматель Затеев В.Н. в ходе судебного заседания исковые требования прокурора признал в полном объеме, пояснил, что им аттестация рабочих мест никогда не проводилась. В настоящее время аттестация рабочих мест не проведена, так как он не знает, с кем заключить договор на проведение аттестации.

Выслушав прокурора, ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Подавая заявление, прокурор обосновал обращение в суд интересами неопределённого круга лиц и Российской Федерации.

При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит рассмотрению по существу.

В силу ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.

Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 года № 569 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, согласно абзацу 3 п. 1, п. 5 и п. 7 которого, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места, сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет, вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию.

Как следует из п. 9 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 года № 569 (далее Порядок), для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Подпунктом 3 п. 11 Порядка предусмотрена подготовка к аттестации рабочих мест по условиям труда, которая заключается в составлении перечня рабочих мест организации с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых условий труда, исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, жалоб работников на условия труда.

При аттестации рабочих мест по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы (физические, химические и биологические факторы), тяжесть и (или) напряженность. Уровни вредных и (или) опасных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений. Измерения и оценка производственной среды и трудового процесса оформляются протоколами. По каждому фактору на отдельное рабочее место оформляются протоколы измерений и оценок, являющиеся неотъемлемой частью Карты аттестации рабочего места по условиям труда (п. 15,18,19 Порядка).

Из положений п. 27 Порядка следует, что при оценке средств обучения и инструктажа проверяется наличие документов (удостоверений, свидетельств), подтверждающих прохождение необходимого обучения, инструкций по безопасности и по охране труда, составленных с учетом нормативных требований к их структуре и содержанию.

Согласно п. 45 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего: приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе Аттестующей организации (при необходимости); перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда согласно приложению N 1 к Порядку; копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда Аттестующей организацией (в случае ее привлечения); карты аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению N 2 к Порядку с протоколами измерений и оценок условий труда; ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда согласно приложениям N 6 и 7 к Порядку; план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации согласно приложению N 8 к Порядку; протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению N 9 к Порядку; приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.

После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет установленный перечень документов в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (п. 46 Порядка).

В судебном заседании установленои подтверждается материалами дела, и не оспаривается сторонами, что проверкой Котласской межрайонной прокуратуры ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения трудового законодательства у индивидуального предпринимателя Затеева В.Н., в частности не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, не составлен план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда.

Согласно трудовым договорам и пояснениям ответчика штатная численность работников у индивидуального предпринимателя Затеева В.Н. составляет <иные данные> человека. Аттестация рабочих мест по условиям труда не проводилась (л.д. 6, 7 - 10      ).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Затеев В.Н. является индивидуальным предпринимателем, ОГРНИП . Основной вид экономической деятельности - распиловка и строгание древесины; пропитка древесины. Дополнительный вид деятельности - деятельность автомобильного грузового транспорта, лесозаготовки, оптовая торговля лесоматериалами.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком Затеевым В.Н. доказательств проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на момент рассмотрения данного гражданского дела суду не представлено.

Поскольку обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда лежит на работодателе и, как установлено в судебном заседании, ответчиком до настоящего времени аттестация не проведена, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Следовательно, с индивидуального предпринимателя Затеева В.Н. подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере <иные данные> рублей.      

       Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд                                                      

                                                       Р Е Ш И Л:

       Исковые требования заместителя Котласского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Затеева В.Н. провести аттестацию рабочих мест.

         Взыскать с индивидуального предпринимателя Затеева В.Н. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <иные данные> рублей.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме путём подачи кассационной жалобы либо представления через Котласский районный суд.

Председательствующий:                             Е.В.Котова