по обеспечению охраны здания



Дело № 2 - 334/11                                                               

РЕШЕНИЕ

                             Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                           <адрес>

Котласский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Авериной Н.П.,

с участием заместителя Котласского межрайонного прокурора Клепикова В.В.,

при секретаре Худяковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котласе ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Котласского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов Российской Федерации к администрации муниципального образования «Сольвычегодское» о признании незаконным бездействия в непринятии мер по обеспечению охраны здания администрации МО «Сольвычегодское» и об обязании заключить договор на охрану здания администрации МО «Сольвычегодское»,

УСТАНОВИЛ:

Котласский межрайонный прокурор обратился с заявлением в интересах Российской Федерации к администрации муниципального образования «Сольвычегодское» (далее по тексту - администрация МО «Сольвычегодское», Администрация) незаконным и возложении на администрацию МО «Сольвычегодское» обязанности заключить договор на охрану здания администрации МО «Сольвычегодское», находящегося по адресу: <адрес>, с подразделениями полиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел.

В обоснование искового заявления прокурор указал, что Котласской межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения МО «Сольвычегодское» законодательства по охране объектов, подлежащих государственной охране. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности) утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране. Согласно пункту 1 Перечня к объектам, подлежащим государственной охране, отнесены здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (предварительной) и исполнительной власти субъектов Росси йской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, вместе с тем они обладают публично-властными полномочиями применительно к возложенным на местное самоуправление задачам, то есть выполняют функции публичной власти на соответствующем территориальном уровне. На территории г. Котласа и Котласского района обязательную охрану объектов, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации осуществляет Государственное учреждение «Отдел вневедомственной охраны при отделе внутренних дел по муниципальному образованию «Котлас». В ходе проверки установлено, что администрация МО «Сольвычегодское» в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 02 ноября 2009 года № 886 с ГУ «ОВО при ОВД по МО «Котлас» не заключила договор на обязательную охрану здания администрации МО «Сольвычегодское», находящегося по адресу: <адрес>. Отсутствие договора на государственную охрану здания администрации нарушает права и законные интересы Российской Федерации.

      В судебном заседании заместитель Котласского межрайонного прокурора Клепиков В.В. требования прокурора поддержал по указанным в заявлении основаниям. Просит признать бездействие администрации МО «Сольвычегодское» в непринятии мер по обеспечению охраны здания администрации МО «Сольвычегодское» незаконным и обязать администрацию заключить договор на охрану здания администрации МО «Сольвычегодское» с подразделениями полиции вневедомственной охраны.

Представитель ответчика администрации МО «Сольвычегодское», надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

      На основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика администрации МО «Сольвычегодское».

      Представитель третьего лица ГУ «Отдела вневедомственной охраны при отделе внутренних дел по МО «Котлас», надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. От начальника ОВО при ОВД по г. Котласу П.В. Стрекаловского в адрес суда поступило сообщение о том, что договор с ОВО при ОВД по г. Котласу на охрану здания администрации МО «Сольвычегодское», находящегося по адресу: <адрес>, не заключался, обследование административного здания не проводилось.

      Суд на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело без участия представителя ГУ «Отдела вневедомственной охраны при отделе внутренних дел по МО «Котлас».

        Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности», в редакции Постановления Правительства РФ от 02.11.2009 года № 886 утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране, согласно пункту 1 которого, к объектам, подлежащим государственной охране, отнесены здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (предварительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

В силу статьи 1 Федерального закона РФ «О государственной охране», государственная охрана - функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер.

На основании статей 1, 4 Федерального закона РФ от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции», защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности является одной из основных задач полиции, в том числе и структурных подразделений полиции, к которым относится отдел вневедомственной охраны при органах внутренних дел.

В ходе судебного заседания установлено следующее.

Объект недвижимости - здание администрации МО «Сольвычегодское», расположенное по адресу: <адрес>, в соответствии с законом Архангельской области от 22 июня 2006 года № 195-11-ОЗ «О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием «Котласский муниципальный район» Архангельской области и муниципальными образованиями «Приводинское», «Сольвычегодское», «Шипицынское», «Черемушское» Архангельской области передано в собственность МО «Сольвычегодское».          

В ходе проверки, проведенной Котласской межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что администрацией МО «Сольвычегодское» не заключен договор на обязательную государственную охрану здания администрации МО «Сольвычегодское», находящегося по адресу: <адрес>.     

Факт отсутствия договора на предмет государственной охраны здания администрации подтверждается также сообщением начальника ОВО при ОВД по г. Котласу от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривается ответчиком.

В силу Положения о Государственном учреждении «Отдел вневедомственной охраны при отделе внутренних дел по муниципальному образованию «Котлас», государственное учреждение «Отдел вневедомственной охраны при отделе внутренних дел по муниципальному образованию «Котлас» входит в структуру органов внутренних дел, призванных защищать собственность, интересы личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Отдел осуществляет на основе договоров охрану имущества юридических и физических лиц, в том числе при его транспортировке, охрану объектов, подлежащих государственной охране и обязательной охране органами внутренних дел Российской Федерации.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что, несмотря на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, вместе с тем обладают публично-властными полномочиями применительно к возложенным на местное самоуправление задачам, то есть выполняют функции публичной власти на соответствующем территориальном уровне. Следовательно, в соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной охране» и с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности», в редакции Постановления Правительства РФ от 02.11.2009 года № 886 здание администрации МО «Сольвычегодское», расположенное по адресу: <адрес>, подлежит государственной охране, которая обеспечивается соответствующими государственными охранами, наделенными законодательством полномочиями по защите частной, государственной и муниципальной собственности. В связи с чем, суд считает, что на момент рассмотрения данного гражданского дела администрацией МО «Сольвычегодское» не приняты меры по обеспечению государственной охраны здания администрации МО «Сольвычегодское».

Поскольку со стороны органа местного самоуправления МО «Сольвычегодское» имеет место незаконное бездействие, на администрацию указанного муниципального образования должна быть возложена обязанность совершить конкретные действия, а именно с учётом установленных по делу обстоятельств на администрацию МО «Сольвычегодское» должна быть возложена обязанность принять меры по обеспечению государственной охраны здания администрации МО «Сольвычегодское», расположенного по адресу: <адрес>.

Перечень конкретных мер и способов, направленных на обеспечение государственной охраны здания и выбор организации, полномочной осуществлять государственную охрану, орган местного самоуправления должен определить самостоятельно и в установленной законом процедуре.

На основании изложенного суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований прокурора к администрации МО «Сольвычегодское» в части требований об обязании заключить договор на охрану здания администрации с подразделениями полиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, так как заявленное прокурором требование сводится к понуждению к заключению договора с конкретной организацией, что свидетельствует об избрании прокурором в этой части ненадлежащего способа защиты прав неопределённого круга лиц, так как ограничивает право администрации свободно выбрать организацию, правомочную обеспечивать государственную охрану.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Котласского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

В удовлетворении заявления Котласского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования «Сольвычегодское» об обязании заключить договор на охрану здания администрации муниципального образования «Сольвычегодское» с подразделениями полиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел - отказать.

         Признать бездействие администрации муниципального образования «Сольвычегодское» в непринятии мер по обеспечению государственной охраны здания администрации муниципального образования «Сольвычегодское», расположенного по адресу: <адрес>, незаконным.

      Обязать администрацию муниципального образования «Сольвычегодское» принять меры к обеспечению государственной охраны здания администрации муниципального образования «Сольвычегодское», расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме путём подачи кассационной жалобы либо представления через Котласский районный суд.

Председательствующий                                                                     Н.П. Аверина