Дело № 2 - 473/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 ноября 2011 года город Котлас Котласский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Котовой Е.В., при секретаре Ермиловой А.С., с участием прокурора - помощника Котласского межрайонного прокурора Дурапова Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котласе 16 ноября 2011 года гражданское дело по иску заместителя Котласского межрайонного прокурора В.В. Клепикова в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к муниципальному автономному учреждению «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское» об обязании получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортировке и размещению отходов, разработке и согласованию паспорта отходов по классам опасности, нормативов образования отходов и лимиты на их размещение, обеспечения наличия сопроводительной документации при транспортировании, размещении отходов, УСТАНОВИЛ: Заместитель Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с иском к муниципальному автономному учреждению «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское» (далее - МАУ «СЗБП» об обязании получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортировке и размещению отходов, разработке и согласованию паспорта отходов по классам опасности, нормативов образования отходов и лимиты на их размещение, обеспечения наличия сопроводительной документации при транспортировании, размещении отходов. В обоснование иска указано, что в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения выявлены грубые нарушения требований по обращению с отходами со стороны МАУ «СЗБП», которое осуществляет сбор отходов 1-5 класса опасности с территории пос. Приводино, д. Куимиха, д. Курцево Котласского района Архангельской области из мусорных контейнеров, а также иных мест хранения отходов, транспортирует их до полигона твердых бытовых отходов в пос. Приводино, размещает отходы непосредственно на полигоне. Лицензии на данный вид деятельности МАУ «СЗБП» не имеет. Кроме того, паспорта на собираемые, транспортируемые и размещаемые отходы, удостоверяющие принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащие сведения об их составе, у учреждения отсутствуют. Транспортирование отходов до места их размещения осуществляется в отсутствие сопроводительной документации, содержащей сведения о количестве транспортируемых отходов 1-4 класса опасности, целях транспортирования и места назначения транспортировки. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение не установлены. Таким образом, действиями МАУ «СЗБП» по сбору, транспортировке и размещению отходов 1-4 класса опасности в отсутствие лицензии на данный вид деятельности, разработанных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, паспортов отходов нарушаются права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую природную среду, создаются препятствия к осуществлению государственных гарантий защиты окружающей среды от негативного воздействия. Прокурор просит обязать МАУ «СЗБП» в срок до ДД.ММ.ГГГГ: - получить лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортировке и размещению отходов 1-4 классов опасности; - разработать и согласовать паспорта отходов по классам опасности; - разработать и согласовать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; - обеспечить наличие сопроводительной документации, содержащей сведения о количестве транспортируемых отходов 1-4 класса опасности, целях транспортирования и места назначения транспортировки, при транспортировании, размещении отходов. В судебном заседании помощник Котласского межрайонного прокурора Дурапов Д.В. заявленные требования поддержал, дал пояснения согласно доводам искового заявления. Просил обязать МАУ «СЗБП» в срок до ДД.ММ.ГГГГ: - получить лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортировке и размещению отходов; - разработать и согласовать паспорта отходов по классам опасности; - разработать и согласовать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; - обеспечить наличие сопроводительной документации, содержащей сведения о количестве транспортируемых отходов, целях транспортирования и места назначения транспортировки, при транспортировании, размещении отходов. Представитель ответчика МАУ «СЗБП» Смирнова В.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора признала в полном объеме, о чем представила суду соответствующее заявление. Пояснила, что МАУ «СЗБП» осуществляет деятельность по сбору, транспортировке и размещению отходов без лицензии, планируется получение лицензии в 2012 году. Паспорта на виды отходов находятся в стадии разработки. В связи с длительностью процедуры получения лицензии просила установить срок исполнения решения суда - до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель третьего лица администрации муниципального образования «Приводинское» (далее - администрация МО «Приводинское») - глава администрации МО «Приводинское» Х. в судебном заседании просил суд в иске прокурору отказать. Пояснил, что в связи с тем, что МАУ «СЗБП» производит вывоз только бытовых отходов, которые отнесены к 5 классу опасности, на вывоз данного класса опасности лицензия не нужна. Выслушав объяснения прокурора, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав и свобод граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Конституцией РФ (ст., ст. 42, 58) установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Согласно ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Указанное право принадлежит неопределенному кругу лиц, в связи с чем прокурор вправе обратиться за защитой указанного права в суд. Подавая заявление, прокурор обосновал обращение в суд интересами неопределённого круга лиц, и при таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит рассмотрению по существу. Согласно преамбуле Закона N 7-ФЗ, закон определяет сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, а также регулирует отношения, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации. Согласно ст. 1 Закона N 7-ФЗ, негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Под «требованиями в области охраны окружающей среды» понимают «предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды». В силу п. 2 ст. 16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе размещение отходов производства и потребления, а также иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Согласно п. 3 ст. 51 Закона N 7-ФЗ отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, каковым является Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ). В преамбуле вышеуказанного нормативного правового акта указано, что он определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления и предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. В соответствии со ст. 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов. В судебном заседании установлено следующее. Учредителем МАУ «СЗБП» и собственником его имущества является муниципальное образование «Приводинское» в лице администрации МО «Приводинское», что подтверждается п. 1.2 Устава МАУ «СЗБП» (далее - Устав), утвержденного постановлением Главы МО «Приводинское» от 25 августа 2010 года (л.д. 19-23). Согласно п. 2.2. Устава целями создания МАУ «СЗБП» являются: - управление жилищным фондом и другими объектами жилищно-коммунальной сферы МО «Приводинское»; - организация обеспечения содержания, эксплуатации, ремонта и благоустройства объектов жилищного фонда и других объектов жилищно-коммунальной сферы МО «Приводинское»; - разработка и проведение единой экономической, технической и перспективной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства МО «Приводинское». Для выполнения возложенных функций МАУ «СЗБП», в частности, осуществляет такой вид деятельности как организация вывоза мусора, твердых и жидких отходов из жилого фонда, а также с предприятий, организаций, учреждений, что предусмотрено п. 2.3.6. Устава. В ходе проведенной прокурором проверки соблюдения законодательства в сфере охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения выявлены следующие нарушения требований по обращению с отходами со стороны МАУ «СЗБП»: учреждение, не имея соответствующей лицензии, осуществляет сбор отходов с территории пос. Приводино, д. Куимиха, д. Курцево Котласского района Архангельской области из мусорных контейнеров, а также иных мест хранения отходов, транспортирует их до полигона твердых бытовых отходов в пос. Приводино, размещает отходы непосредственно на полигоне; отсутствуют паспорта на собираемые, транспортируемые и размещаемые отходы, удостоверяющие принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащие сведения об их составе; транспортирование отходов до места их размещения осуществляется в отсутствие сопроводительной документации, содержащей сведения о количестве транспортируемых отходов, целях транспортирования и места назначения транспортировки, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение не установлены. Перечень видов деятельности, которыми юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), определяется законом (часть третья пункта 1 ст. 49 ГК РФ). В силу ст. 9 Закона N 89-ФЗ деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию. Следовательно, МАУ «СЗБП», осуществляющее деятельность по сбору, хранению, использованию, обезвреживанию и размещению отходов, должно осуществлять данную деятельность на основании лицензии. Согласно ст. 18 Закона N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, должны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Как установлено п. 1 ст. 16 Закона N 89 транспортирование отходов I - IV класса опасности должно осуществляться при наличии документации для транспортирования и передачи отходов I - IV класса опасности с указанием количества транспортируемых отходов I - IV класса опасности, цели и места назначения их транспортирования, а также паспорта отходов I - IV класса опасности. Согласно ч. 3 ст. 14 Закона N 89, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт, т.е. документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, и содержащий сведения об их составе. Паспорт отходов - I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Представитель ответчика МАУ «СЗБП» и представитель третьего лица администрации МО «Приводинское» в судебном заседании не отрицали тот факт, что ответчик осуществляет предусмотренную его Уставом деятельность по сбору отходов с территории пос. Приводино, д. Куимиха, д. Курцево Котласского района Архангельской области из мусорных контейнеров, а также иных мест хранения отходов, транспортировке их до полигона твердых бытовых отходов в пос. Приводино, размещению отходов непосредственно на полигоне без наличия предусмотренной законом на данный вид деятельности лицензии. Кроме этого представитель МАУ «СЗБП» Смирнова В.Н. пояснила, что кроме вывоза бытовых отходов, они занимаются также вывозом отходов с предприятий, организаций и учреждений, что предусмотрено п. 2.3.6 Устава. Она не оспаривает, что данный вид деятельности подлежит обязательному лицензированию. Доказательств, подтверждающих, что разработаны и согласованы паспорта отходов по классам опасности, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, обеспечено наличие сопроводительной документации при размещении отходов, ответчиком суду не представлено. Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что в нарушение указанных выше федеральных законов МАУ «СЗБП» осуществляет деятельность, связанную со сбором, транспортировкой и размещением отходов, без лицензии, не разработаны и не согласованы паспорта отходов по классам опасности, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, не обеспечено наличие сопроводительной документации при размещении отходов. В связи с этим исковые требования заместителя Котласского межрайонного прокурора В.В. Клепикова к МАУ «СЗБП» подлежат удовлетворению. На основании части 2 статьи 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В соответствии с вышеуказанной статьей и учитывая материалы гражданского дела, а также мнение прокурора, не возражавшего против установления срока исполнения решения - ДД.ММ.ГГГГ, суд считает необходимым определить срок, в течение которого ответчику надлежит получить лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортировке и размещению отходов, разработать и согласовать паспорта отходов по классам опасности, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, обеспечить наличие сопроводительной документации при размещении отходов, до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем с муниципального автономного учреждения «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское» подлежит взысканию в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования заместителя Котласского межрайонного прокурора к муниципальному автономному учреждению «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское» удовлетворить. Обязать муниципальное автономное учреждение «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортировке и размещению отходов, разработать и согласовать паспорта отходов по классам опасности, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, обеспечить наличие сопроводительной документации при транспортировании, размещении отходов. Взыскать с муниципального автономного учреждения «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме путём подачи кассационной жалобы либо представления через Котласский районный суд. Председательствующий Е.В. Котова