о включении жилого дома и земельных участков в наследственную массу



Дело № 2 - 487/11                                                                      

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 ноября 2011 года                                                                                      г. Котлас                                                                                      

Котласский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Авериной Н. П.,

при секретаре Худяковой Е. Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буториной Т.Т. к Буторину В.Л., Буторину В.Л., Михалевой С.Л., муниципальному образованию "Котласский муниципальный район" о включении жилого дома и земельных участков в наследственную массу,

УСТАНОВИЛ:

Буторина Т. Т. обратилась в суд с иском к муниципальному образованию "Котласский муниципальный район" (далее МО «Котласский муниципальный район»), Буторину В. Л., Буторину В. Л., Михалевой С. Л., в котором просит включить в наследственную массу жилой дом и земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> после смерти Б.Л.. В обоснование иска указала, что в ДД.ММ.ГГГГ Б.В. состоящий в браке с Б., построил жилой дом в <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ он был призван в Советскую армию и погиб на фронте. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ дом принадлежал Б., которая в нем проживала. После смерти Б. её сын и муж истца Б.Л. в права наследника по закону не вступил, но фактически в течение шести месяцев принял наследство, организовал похороны матери, содержал и ремонтировал дом. Постановлением Сольвычегодского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ Б.Л. был предоставлен в собственность земельный участок, общей площадью <иные данные> кв. м., состоящий из четырех участков, расположенный около дома. ДД.ММ.ГГГГ Б.Л. умер, после его смерти осталось наследство в виде жилого дома и земельных участков, но в выдаче свидетельства о праве на наследство нотариусом отказано в виду отсутствия у наследодателя правоустанавливающих документов.

В судебное заседание истец Буторина Т. Т. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, уполномочила представлять её интересы Тюкина О. Б.

Представитель истца Буториной Т. Т. Тюкин О. Б., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал и дал пояснения, согласно доводам искового заявления. Просит включить в наследственную массу жилой дом и земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> после смерти Б.Л..

Представитель ответчика МО «Котласский муниципальный район» и ответчики Буторин В. Л., Буторин В. Л., Михалева С. Л. в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания ответчики извещены надлежащим образом. Представителем ответчика МО «Котласский муниципальный район» представлено суду ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании ст. 167 ГПК РФ, судом дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика МО «Котласский муниципальный район» и ответчиков Буторина В. Л., Буторина В. Л., Михалевой С. Л.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно п. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.

Как установлено п. 1 ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Согласно свидетельству о смерти (л.д. 9) Б.Л. умер ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельству о заключении брака (л.д. 44) Б.Т. является супругой Б.Л.

Следовательно, истец Буторина Т. Т. является наследником первой очереди после смерти мужа Б.Л..

В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умерла Б., которой при жизни принадлежал жилой дом в <адрес>. Наследственное дело о праве наследования имущества Б. не заводилось.

Сыном умершей Б. является Б.Л. (л.д. 8).

Согласно справке Котласского филиала «БТИ» правообладателем жилого дома по адресу: <адрес> является Б.Л.

В соответствии с выпиской из похозяйственной книги учета личных подсобных хозяйств муниципального образования «Сольвычегодское» (регистрационный номер в похозяйственной книге ) Б.Л. на праве собственности принадлежал жилой дом по адресу: <адрес>.

На основании Постановления главы администрации Сольвычегодского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ жилому дому в д. <адрес>, принадлежащего Б.Л., присвоен номер .

Согласно техническому и кадастровому паспорту жилого дома по адресу: <адрес> расположен жилой дом, состоящий из <иные данные>

Согласно справке и.о. заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Б.Л. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ неисполненной обязанности по уплате налогов не имеет.

Право собственности на жилой дом в установленном законом порядке Б.Л. не зарегистрировано.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что имущество, принадлежащее Б. в виде жилого дома, после её смерти фактически принято сыном Б.Л.

Согласно п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. Данная норма представляет собой допускаемое законом изъятие из ст. 8 ГК РФ, предусматривающей в виде общего правила, что право на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации, хотя не исключает необходимости государственной регистрации уже возникшего права на недвижимость, входящую в состав наследственного имущества (ст. 131 ГК РФ). Следовательно, наследник, принявший наследство, становится собственником имущества, носителем имущественных прав и обязанностей именно со дня открытия наследства, независимо ни от времени, ни от способа его принятия.

Таким образом, Б.Л. приняв наследство в виде жилого дома после смерти матери Б., при жизни стал собственником указанного имущества, являвшегося объектом гражданских правоотношений, и, следовательно, после его смерти данное имущество входит в состав наследства как имущество, принадлежащее наследодателю Б.Л.

На основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации Сольвычегодского сельсовета Б.Л. переданы в собственность для ведения личного подсобного хозяйства <адрес> площадью<иные данные> га (л.д. 28).

Постановлением главы администрации МО «Котласский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ в указанное постановление главы администрации Сольвычегодского сельсовета внесены изменения: в собственность Б.Л. предоставлены земельные участки, площадью <иные данные> кв. м. по адресу: <адрес> (л.д. 29).

Согласно кадастровых паспортов земельных участков площадью <иные данные> кв. м., расположенных по адресу: <адрес> правообладателем по праву собственности данных земельных участков является Б.Л.

Из выписки из похозяйственной книги учета личных подсобных хозяйств муниципального образования «Сольвычегодское» (регистрационный номер в похозяйственной книге ) следует, что Б.Л. на праве собственности принадлежал земельный участок, площадью <иные данные> кв. м. по адресу: <адрес>.

Право собственности на земельные участки в установленном законом порядке Б.Л. не зарегистрировано.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что земельные, которые истец просит включить в наследственную массу, при жизни принадлежали Б.Л. и являлись объектами гражданских правоотношений. Следовательно, после смерти Б.Л. указанное имущество входит в состав наследства, как принадлежащее наследодателю Б.Л.

Таким образом, суд считает, что исковые требования Буториной Т. Т. к МО «Котласский муниципальный район», Буторину В. Л., Буторину В. Л., Михалевой С. Л. о включении жилого дома и земельных участков в наследственную массу законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:     

Иск Буториной Т.Т. к Буторину В.Л., Буторину В.Л., Михалевой С.Л., муниципальному образованию "Котласский муниципальный район" о включении жилого дома и земельных участков в наследственную массу удовлетворить.

Включить в наследственную массу после смерти Б.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца д. <адрес>, умершего ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, состоящий из <иные данные>, расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок <иные данные>

      Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Котласский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий:                              Н.П. Аверина