о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности



Дело № 2 - 500/11                                                                       

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 ноября 2011 года                                                                            город Котлас

Котласский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Котовой Е.В.,

при секретаре Худяковой Е.Н.,

с участием старшего помощника Котласского межрайонного прокурора Мигасюк А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котласе 24 ноября 2011 года гражданское дело по иску Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район», администрации муниципального образования «Шипицынское» о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Котласский межрайонный прокурор обратился с иском в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» (далее - администрация МО «Котласский муниципальный район»), администрации муниципального образования «Шипицынское» (далее - администрация МО «Шипицынское») о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности. В обоснование иска указано следующее. На основании постановления главы МО «Котласский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ для размещения участковой избирательной комиссии в <адрес> избирательного участка было предоставлено помещение по адресу: <адрес>. Согласно акту проверки отдела надзорной деятельности города Котласа и Котласского района министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ указанное помещение не отвечает требованиям противопожарной безопасности:

- строительные конструкции чердачного помещения (деревянная стропиловка и обрешетка) не подвергнуты огнезащитной обработке;

- наружная пожарная лестница не подвергнута эксплуатационным испытаниям;

- второй эвакуационный выход из первого этажа на чердак заколочен;

- отсутствует стальная стремянка для выхода на чердак;

- помещение не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, установками пожарной защиты;

- в вестибюле первого этажа в отступление от проекта допущено устройство кабинета, выгороженного перегородками из горючих материалов;

- не в полном объеме имеются первичные средства пожаротушения;

- монтаж, эксплуатация электросетей осуществляется не в соответствии с нормативными документами по электроэнергетике (электропроводка не закреплена при открытом способе прокладке, в кабинеты проложена временно);

- лица, ответственные за пожарную безопасность, не прошли обучение по программе пожарно-технического минимума.

По фактам выявленных нарушений главе администрации МО «Шипицынское» выдано предписание об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, возбуждено производство об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4, ч. 3 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ. Имеющиеся нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в помещении, предоставленном для проведения выборов депутатов Государственной Думы РФ и досрочных выборов главы МО «Шипицынское», препятствует реализации избирательных прав граждан, гарантий безопасности их жизни и здоровья при участии в выборах. Просит суд обязать администрацию МО «Котласский муниципальный район», администрацию МО «Шипицынское» устранить нарушения требований пожарной безопасности в помещении, расположенном по адресу: <адрес>, а именно:

- обеспечить огнезащитную обработку строительных конструкций чердачного помещения (деревянную стропиловку и обрешетку);

- обеспечить эксплуатационные испытания наружной пожарной лестницы;

- обеспечить свободный эвакуационный выход из первого этажа на чердак;

- обеспечить наличие стальной стремянки для выхода на чердак;

- помещение оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, установками пожарной защиты;

- устранить ограждение дополнительно обустроенного в отступление от проекта помещения кабинета перегородками из горючих материалов;

- обеспечить наличие полного комплекта средств пожаротушения;

- обеспечить эксплуатацию электросетей в соответствии с нормативными документами по электроэнергетике;

- обеспечить прохождение лицами, ответственными за соблюдение требований законодательства о пожарной безопасности, обучения по программе пожарно-технического минимума.

В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал, дал пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заявлении. Просил суд обязать администрацию МО «Котласский муниципальный район» и администрацию МО «Шипицынское» устранить нарушения требований пожарной безопасности в помещении, расположенном по адресу: <адрес>: обеспечить огнезащитную обработку строительных конструкций чердачного помещения (деревянную стропиловку и обрешетку), обеспечить эксплуатационные испытания наружной пожарной лестницы, обеспечить свободный эвакуационный выход из первого этажа на чердак, обеспечить наличие стальной стремянки для выхода на чердак, помещение оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, установками пожарной защиты, устранить ограждение дополнительно обустроенного в отступление от проекта помещения кабинета перегородками из горючих материалов, обеспечить наличие полного комплекта средств пожаротушения, обеспечить эксплуатацию электросетей в соответствии с нормативными документами по электроэнергетике, обеспечить прохождение лицами, ответственными за соблюдение требований законодательства о пожарной безопасности, обучения по программе пожарно-технического минимума.

Представитель администрации МО «Котласский муниципальный район» Громов В.В., действующий на основании доверенности, просил в иске прокурору к администрации МО «Котласский муниципальный район» отказать. Считает администрацию МО «Котласский муниципальный район» ненадлежащим ответчиком, поскольку помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является собственностью МО «Шипицынское», и, следовательно, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в данном помещении относится к вопросу местного значения Шипицынского муниципального образования.

Представитель ответчика МО «Шипицынское» Ермолаевский Г.А., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора признал частично. Пояснил, что они не оспаривают наличие нарушений требований пожарной безопасности, однако в срок до ДД.ММ.ГГГГ им эти нарушения не устранить в виду большого объема работ и отсутствия денежных средств.

         Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности г. Котласа и Котласского района Архангельской области Г., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора поддержала в полном объеме. Пояснила, что нарушения пожарной безопасности в виде отсутствия эксплуатационных испытаний наружной пожарной лестницы; отсутствия свободного эвакуационного выхода из первого этажа наружу; помещение не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, установками пожарной защиты; наличие ограждения дополнительно обустроенного в отступление от проекта помещения кабинета перегородками из горючих материалов; отсутствие полного комплекта средств пожаротушения; эксплуатация электросетей не в соответствии с нормативными документами по электроэнергетике; лицами, ответственными за соблюдение требований законодательства о пожарной безопасности, не прошли обучение по программе пожарно-технического минимума, создают реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

Представитель третьего лица Котласской районной территориальной избирательной комиссии, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. От председателя Котласской районной территориальной избирательной комиссии Б. в адрес суда поступило заявление о согласии с требованиями прокурора, а также содержится просьба рассмотреть дело в отсутствие представителя Котласской районной территориальной избирательной комиссии.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Котласской районной территориальной избирательной комиссии.

Выслушав прокурора, объяснения представителей ответчиков, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц.

Подавая исковое заявление, прокурор обосновал обращение в суд интересами неопределённого круга лиц.

При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит рассмотрению по существу.

Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - ФЗ № 67 от 12.06.2002 г.), Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее - ФЗ № 51 от 18.05.2005 г.) и других федеральных законов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3); граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32).

Данным конституционным положениям корреспондируют статья 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пункт «b» статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которым каждый гражданин должен иметь без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Согласно п. 16 ст. 20 ФЗ № 67 от 12.06.2002 г. государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.

Частью 2 ст. 13 ФЗ № 51 от 18.05.2005 г. установлено, что избирательные участки образуются по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения либо командиром воинской части, руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации. В случаях, предусмотренных ч. 4 настоящей статьи, избирательные участки образуются территориальной избирательной комиссией. Избирательные участки образуются не позднее чем за 50 дней до дня голосования с учетом местных и иных условий исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей.

Руководствуясь ФЗ № 67 от 12.06.2002 г., ФЗ № 51 от 18.05.2005 г., а также постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 г. № 511 «О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации», главой муниципального образования «Котласский муниципальный район» вынесено Постановление № 1316 от 12 октября 2011 года «Об образовании избирательных участков для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и досрочных выборов главы муниципального образования «Шипицынское» 4 декабря 2011 года» (л.д. 10-11).

Согласно данному Постановлению участковая избирательная комиссия Шипицынского избирательного участка должна находиться в здании администрации МО «Шипицынское» по адресу: <адрес>.

      Из изложенного следует, что здание, предоставляемое участковой избирательной комиссии, должно, в числе прочего, соответствовать требованиям норм пожарной безопасности.

      Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности» в статье 1 установил, чтотребования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Согласно ст. 2 указанного закона, законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу части 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.

Организация пожарной безопасности, является одним из видов общественной безопасности. Статьёй 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что организации, их руководители, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности», п. 10 ППБ РФ 01 - 03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

      На основании указанных требований Закона, суд приходит к выводу, что обязанность соблюдать требования пожарной безопасности на объекте, принадлежащем МО «Шипицынское» на праве собственности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, а также и ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ, лежит на администрации МО «Шипицынское». Администрация МО «Шипицынское» обязана предоставить для размещения участковой избирательной комиссии помещение, полностью отвечающее требованиям пожарной безопасности.

В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения главного государственного инспектора г. Котласа и Котласского района Архангельской области по пожарному надзору В. от ДД.ММ.ГГГГ Отделом надзорной деятельности г. Котласа и Котласского района Архангельской области проведена в отношении администрации МО «Шипицынское» проверка (акт проверки ДД.ММ.ГГГГ), в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности:

- в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 7.1 СНиП 21-01-97 строительные конструкции чердачного помещения (деревянная стропиловка и обрешетка) не подвергнуты огнезащитной обработке;

- в нарушение п. 41 ППБ 01-03 наружная пожарная лестница не подвергнута эксплуатационным испытаниям;

- в нарушение п. 53 ППБ 01-03 второй эвакуационный выход из первого этажа на чердак заколочен;

- в нарушение п. 3 ППБ 01-03, СНиП 21-01-97 отсутствует стальная стремянка для выхода на чердак;

- п.п. 3, 16 ППБ 01-03, п. 3 НПБ 110-03 помещение не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, установками пожарной защиты;

- в нарушение п. 38 ППБ 01-03, п. 4.3 СНиП 21-01-97 в вестибюле первого этажа в отступление от проекта допущено устройство кабинета, выгороженного перегородками из горючих материалов;

- в нарушение п. 108, п. 8, приложения 3 СНиП 21-01-97 не в полном объеме имеются первичные средства пожаротушения;

- в нарушение п. 57 ППБ 01-03 монтаж, эксплуатация электросетей осуществляется не в соответствии с нормативными документами по электроэнергетике (электропроводка не закреплена при открытом способе прокладке, в кабинеты проложена временно);

- в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 31 НПБ лица, ответственные за пожарную безопасность, не прошли обучение по программе пожарно-технического минимума.

      В адрес администрации МО «Шипицынское» ДД.ММ.ГГГГ вынесено предписание по устранению вышеуказанных нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Вследствие чего, суд приходит к выводу, что ответчиком администрацией МО «Шипицынское» в здании, предоставленном для избирательной комиссии, нарушаются пункты 3,16,38,41,53,57 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01 - 03), норм пожарной безопасности (НПБ 110-03) «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», требования «СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений", которые приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 г. N 18-7.

В нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиком администрацией МО «Шипицынское» не представлено суду доказательств отсутствия либо устранения нарушений, выявленных в ходе проверки, проведенной отделом надзорной деятельности города Котласа и Котласского района министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного, суд находит исковые требования прокурора к администрации МО «Шипицынское» об устранении нарушений требований пожарной безопасности подлежащими удовлетворению.

В удовлетворении иска прокурора к администрации МО «Котласский муниципальный район» надлежит отказать, поскольку обеспечение пожарной безопасности в указанном помещении относится к вопросу местного значения и на ответчика администрацию МО «Котласский муниципальный район» данная обязанность Законом не возложена.

Кроме того, судом установлено, что нарушение администрацией МО «Шипицынское» требований пожарной безопасности влечет в данном случае нарушение не только норм Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", но и норм Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а также постановление Правительства РФ от 29.06.2011 г. № 511 «О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации».

На основании ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

С учетом положений ст. 212 ГПК РФ, исходил из характера имеющихся нарушений правил пожарной безопасности, наличия особых обстоятельств, которыми являются препятствования в реализации избирательных прав граждан, гарантий безопасности их жизни и здоровья при участии в выборах 04 декабря 2011 года, а также из того, что выявленные нарушения на момент вынесения решения не устранены, суд считает необходимым удовлетворить ходатайство прокурора об обращении решения к немедленному исполнению в части возложения обязанности устранить нарушения, непосредственно влияющие на безопасность жизни и здоровья граждан при участи в выборах:

- обеспечить эксплуатационные испытания наружной пожарной лестницы;

- обеспечить свободный эвакуационный выход из первого этажа наружу;

- помещение оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, установками пожарной защиты;

- устранить ограждение дополнительно обустроенного в отступление от проекта помещения кабинета перегородками из горючих материалов;

- обеспечить наличие полного комплекта средств пожаротушения;

- обеспечить эксплуатацию электросетей в соответствии с нормативными документами по электроэнергетике;

- обеспечить прохождение лицами, ответственными за соблюдение требований законодательства о пожарной безопасности, обучения по программе пожарно-технического минимума.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Котласского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования «Шипицынское» удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Шипицынское» немедленно устранить нарушения требований пожарной безопасности в помещении администрации муниципального образования «Шипицынское», расположенном по адресу: <адрес>, а именно:

- обеспечить эксплуатационные испытания наружной пожарной лестницы;

- обеспечить свободный эвакуационный выход из первого этажа наружу;

- помещение оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, установками пожарной защиты;

- устранить ограждение дополнительно обустроенного в отступление от проекта помещения кабинета перегородками из горючих материалов;

- обеспечить наличие полного комплекта средств пожаротушения;

- обеспечить эксплуатацию электросетей в соответствии с нормативными документами по электроэнергетике;

- обеспечить прохождение лицами, ответственными за соблюдение требований законодательства о пожарной безопасности, обучения по программе пожарно-технического минимума.

Обязать администрацию муниципального образования «Шипицынское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований пожарной безопасности в помещении администрации муниципального образования «Шипицынское», расположенном по адресу: <адрес>, а именно:

- обеспечить огнезащитную обработку строительных конструкций чердачного помещения (деревянную стропиловку и обрешетку);

- обеспечить наличие стальной стремянки для выхода на чердак.

В удовлетворении исковых требований Котласскому межрайонному прокурору к администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме путём подачи кассационной жалобы либо представления через Котласский районный суд.

Председательствующий                                                                        Е.В. Котова