о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности



Дело № 2 - 499/11                                                                       

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 декабря 2011 года                                                                           город Котлас

Котласский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Котовой Е.В.,

с участием старшего помощника Котласского межрайонного прокурора Мигасюк А.А.,

при секретаре Ермиловой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котласе 02 декабря 2011 года гражданское дело по иску Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район», администрации муниципального образования «Шипицынское», директору муниципального учреждения культуры «Шипицынский информационно-культурный центр» о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Котласский межрайонный прокурор обратился с иском в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» (далее - администрация МО «Котласский муниципальный район»), администрации муниципального образования «Шипицынское» (далее - администрация МО «Шипицынское»), директору муниципального учреждения культуры «Шипицынский информационно-культурный центр» (далее - МУК «Шипицынский информационно-культурный центр») о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В обоснование иска указано следующее. На основании постановления главы МО «Котласский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ для размещения Шипицынского избирательного участка было предоставлено помещение Дома культуры <адрес> по адресу: <адрес>. Согласно акту проверки отдела надзорной деятельности <адрес> и <адрес> министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанное помещение не отвечает требованиям противопожарной безопасности:

- не устранены нарушения, указанные в дефектной ведомости технического отчета по измерению сопротивления изоляции электропроводки от ДД.ММ.ГГГГ;

- двери лестничной площадки на первом этаже не обеспечены приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах;

- руководитель организации, а также лица, ответственные за пожарную безопасность, не прошли обучение по программе пожарно-технического минимума;

- не проведена проверка работоспособности сети внутреннего противопожарного водоснабжения организацией, имеющие лицензию на данный вид деятельности;

- между помещением гардеробной и зрительным залом перегородка выполнена из горючего материала.

По фактам выявленных нарушений директору МУК «Шипицынский информационно-культурный центр» Ч., занимающей помещение Дома культуры <адрес>, выдано предписание об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, возбуждено производство об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4, ч. 3 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ. Имеющиеся нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в помещении, предоставленном для проведения выборов депутатов Государственной Думы РФ и досрочных выборов главы МО «Шипицынское», препятствуют реализации избирательных прав граждан, гарантий безопасности их жизни и здоровья при участии в выборах. Просит суд обязать администрацию МО «Котласский муниципальный район», администрацию МО «Шипицынское», директора МУК «Шипицынский информационно-культурный центр» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований пожарной безопасности в помещении Дома культуры <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, а именно:

- устранить нарушения, указанные в дефектной ведомости технического отчета по измерению сопротивления изоляции электропроводки от ДД.ММ.ГГГГ;

- обеспечить двери лестничной клетки приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах;

- обеспечить прохождение лицами, ответственными за соблюдение требований законодательства о пожарной безопасности, обучения по программе пожарно-технического минимума;

- провести проверку работоспособности сети внутреннего противопожарного водоснабжения организацией, имеющие лицензию на данный вид деятельности;

- ликвидировать перегородку между помещением гардеробной и зрительным залом, выполненную из горючего материала.

В судебном заседании старший помощник прокурора Мигасюк А.А. уточнила исковые требования. Просила удовлетворить исковые требования в части не устраненных нарушений требований пожарной безопасности: обязать администрацию МО «Котласский муниципальный район», администрацию МО «Шипицынское» и МУК «Шипицынский информационно-культурный центр» устранить нарушения требований пожарной безопасности в помещении, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: провести проверку работоспособности сети внутреннего противопожарного водоснабжения организацией, имеющие лицензию на данный вид деятельности, ликвидировать перегородку между помещением гардеробной и зрительным залом, выполненную из горючего материала. Против установления срока для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ не возражала.

Директор МУК «Шипицынский информационно-культурный центр» Ч. уточненные исковые требования прокурора признала в полном объеме. Просит установить срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика администрации МО «Котласский муниципальный район» Громов В.В., действующий на основании доверенности, просил в иске прокурору к администрации МО «Котласский муниципальный район» отказать. Считает администрацию МО «Котласский муниципальный район» ненадлежащим ответчиком, поскольку помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является собственностью МО «Шипицынское», находится в оперативном управлении МУК «Шипицынский информационно-культурный центр» и, следовательно, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в данном помещении относится к вопросу местного значения Шипицынского муниципального образования.

Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности г. Котласа и Котласского района Архангельской области Г. и представитель ответчика администрации МСО «Шипицынское» в судебное заседание не явились. О времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд в соответствии со статьей 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности г. Котласа и Котласского района Архангельской области Г. и представитель ответчика администрации МО «Шипицынское».

В ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности г. Котласа и Котласского района Архангельской области Г., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования прокурора поддержала в полном объеме. Пояснила, что полностью устранены нарушения пожарной безопасности в виде наличия нарушений, указанных в дефектной ведомости технического отчета по измерению сопротивления изоляции электропроводки от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствия у двери лестничной площадки на первом этаже приспособлений для самозакрывания и уплотнений в притворах, отсутствия обучения руководителя организации, а также лиц, ответственных за пожарную безопасность, по программе пожарно-технического минимума. Не устранена перегородка между помещением гардеробной и зрительным залом, выполненная из горючего материала, а также не проведена проверка работоспособности сети внутреннего противопожарного водоснабжения организацией, имеющие лицензию на данный вид деятельности. Указанные нарушения требований пожарной безопасности не создают реальную угрозу жизни и здоровью граждан при проведении выборов депутатов Государственной Думы РФ.

Представитель третьего лица Котласской районной территориальной избирательной комиссии, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. От председателя Котласской районной территориальной избирательной комиссии Б. в адрес суда поступило заявление о согласии с требованиями прокурора, а также содержится просьба рассмотреть дело в отсутствие представителя Котласской районной территориальной избирательной комиссии.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей администрации МО «Шипицынское» и Котласской районной территориальной избирательной комиссии.

Выслушав прокурора, объяснения ответчика директора МУК «Шипицынский информационно-культурный центр», представителя ответчика администрации МО «Котласский муниципальный район», представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц.

Подавая исковое заявление, прокурор обосновал обращение в суд интересами неопределённого круга лиц.

При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит рассмотрению по существу.

Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - ФЗ № 67 от 12.06.2002 г.), Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее - ФЗ № 51 от 18.05.2005 г.) и других федеральных законов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3); граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32).

Данным конституционным положениям корреспондируют статья 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пункт «b» статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которым каждый гражданин должен иметь без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Согласно п. 16 ст. 20 ФЗ № 67 от 12.06.2002 г. государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.

Частью 2 ст. 13 ФЗ № 51 от 18.05.2005 г. установлено, что избирательные участки образуются по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения либо командиром воинской части, руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации. В случаях, предусмотренных ч. 4 настоящей статьи, избирательные участки образуются территориальной избирательной комиссией. Избирательные участки образуются не позднее чем за 50 дней до дня голосования с учетом местных и иных условий исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей.

Руководствуясь ФЗ № 67 от 12.06.2002 г., ФЗ № 51 от 18.05.2005 г., а также постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 г. № 511 «О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации», главой муниципального образования «Котласский муниципальный район» вынесено Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании избирательных участков для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и досрочных выборов главы муниципального образования «Шипицынское» ДД.ММ.ГГГГ» (л.д. 10-11).

Согласно данному Постановлению для размещения избирательного участка предоставлено было предоставлено помещение Дома культуры <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>.

      Из изложенного следует, что здание, предоставляемое участковой избирательной комиссии, должно, в числе прочего, соответствовать требованиям норм пожарной безопасности.

      Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности» в статье 1 установил, чтотребования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Согласно ст. 2 указанного закона, законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу части 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.

Организация пожарной безопасности, является одним из видов общественной безопасности. Статьёй 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что организации, их руководители, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности», п. 10 ППБ РФ 01 - 03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ, бремя содержания принадлежащего собственнику имущества возлагается на последнего.

Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно п. 1 ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.        

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Согласно Уставу МУК «Шипицынский информационно-культурный центр» собственником и единственным учредителем МУК «Шипицынский информационно-культурный центр», расположенного по адресу: <адрес>, а также собственником имущества данного учреждения является МО «Шипицынское».

      На основании указанных требований Закона, суд приходит к выводу, что обязанность соблюдать требования пожарной безопасности на объекте, принадлежащем МО «Шипицынское» на праве собственности и находящемся в оперативном управлении МУК «Шипицынский информационно-культурный центр», а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, а также и ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ, лежит на администрации МО «Шипицынское» и МУК «Шипицынский информационно-культурный центр». Администрация МО «Шипицынское» и МУК «Шипицынский информационно-культурный центр» обязаны предоставить для размещения участковой избирательной комиссии помещение, полностью отвечающее требованиям пожарной безопасности.

В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения главного государственного инспектора г. Котласа и Котласского района Архангельской области по пожарному надзору В. от ДД.ММ.ГГГГ Отделом надзорной деятельности г. Котласа и Котласского района Архангельской области проведена в отношении администрации МО «Шипицынское» проверка (акт проверки ДД.ММ.ГГГГ), в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности:

- в нарушение п. 57 ППБ 01-03 не устранены нарушения, указанные в дефектной ведомости технического отчета по измерению сопротивления изоляции электропроводки от ДД.ММ.ГГГГ;

- в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 6.18 СНиП 21-01-97 двери лестничной площадки на первом этаже не обеспечены приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах;

- в нарушение п. 15 ППБ 01-03, п. 31 НПБ руководитель организации, а также лица, ответственные за пожарную безопасность, не прошли обучение по программе пожарно-технического минимума;

- в нарушение п. 89 ППБ 01-03 не проведена проверка работоспособности сети внутреннего противопожарного водоснабжения организацией, имеющие лицензию на данный вид деятельности;

- в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 4.3 СНиП 21-01-97 между помещением гардеробной и зрительным залом перегородка выполнена из горючего материала.

      В адрес МУК «Шипицынский информационно-культурный центр» ДД.ММ.ГГГГ вынесено предписание по устранению вышеуказанных нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

      Согласно заключению Отдела надзорной деятельности г. Котласа и Котласского района Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ , на день рассмотрения данного гражданского дела частично устранены нарушения обязательных требований пожарной безопасности в помещении Дома культуры <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>:

- устранены нарушения, указанные в дефектной ведомости технического отчета по измерению сопротивления изоляции электропроводки от ДД.ММ.ГГГГ;

- двери лестничной площадки на первом этаже обеспечены приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах;

- руководитель организации, а также лица, ответственные за пожарную безопасность, прошли обучение по программе пожарно-технического минимума.

Вместе с тем, в нарушение п. 89 ППБ 01-03 не проведена проверка работоспособности сети внутреннего противопожарного водоснабжения организацией, имеющие лицензию на данный вид деятельности; в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 4.3 СНиП 21-01-97 между помещением гардеробной и зрительным залом перегородка выполнена из горючего материала.

Вследствие чего, суд приходит к выводу, что ответчиками администрацией МО «Шипицынское» и МУК «Шипицынский информационно-культурный центр» в помещении, предоставленном для избирательной комиссии, нарушаются пункты 3 и 89 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01 - 03), п. 4.3 требований «СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений", которые приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 г. N 18-7.

В нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиками администрацией МО «Шипицынское» и МУК «Шипицынский информационно-культурный центр» не представлено суду доказательств отсутствия либо устранения нарушений, выявленных в ходе проверки, проведенной отделом надзорной деятельности города Котласа и Котласского района министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного, суд находит уточненные исковые требования прокурора к администрации МО «Шипицынское» и МУК «Шипицынский информационно-культурный центр» об устранении нарушений требований пожарной безопасности подлежащими удовлетворению.

В удовлетворении иска прокурора к администрации МО «Котласский муниципальный район» надлежит отказать, поскольку обеспечение пожарной безопасности в указанном помещении относится к вопросу местного значения и на ответчика администрацию МО «Котласский муниципальный район» данная обязанность Законом не возложена.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем с МУК «Шипицынский информационно-культурный центр» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Котласского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования «Шипицынское» и муниципальному учреждению культуры «Шипицынский информационно-культурный центр» удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Шипицынское» и муниципальное учреждение культуры «Шипицынский информационно-культурный центр» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований пожарной безопасности в помещении Дома культуры поселка Шипицыно, расположенном по адресу: <адрес>, а именно:

- устранить между помещением гардеробной и зрительным залом перегородку, выполненную из горючего материала;

- проверить работоспособность сети внутреннего противопожарного водоснабжения организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности.

В удовлетворении исковых требований Котласскому межрайонному прокурору к администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности отказать.

Взыскать с муниципального учреждения культуры «Шипицынский информационно-культурный центр» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <иные данные> рублей.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме путём подачи кассационной жалобы либо представления через Котласский районный суд.

Председательствующий                                                                        Е.В. Котова