Дело № 2-518/11 Именем Российской федерации г. Котлас 09 декабря 2011 года. Котласский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Котовой Е.В., при секретаре Ермиловой А.С., с участием старшего помощника Котласского межрайонного прокурора Вязовикова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Черемушское» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства, УСТАНОВИЛ: Архангельский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился с заявлением в суд, в котором просит обязать администрацию муниципального образования «Черемушское» устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ выявленные нарушения, а именно: разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения муниципального образования - скважины без номера, расположенной в <адрес>; 4 шахтных колодцев (глубиной 3,6 - метра), скважины, расположенных в <адрес>, а также водонапорной башни, расположенной в <адрес>, - согласно п.1.6, 1.12, 1.13, 2.4.2 СанПиН 2.1.4.1110-02; благоустроить территорию первого пояса ЗСО скважины, расположенной в <адрес>, эксплуатируемой ООО «Управдом Сервис» (ограждение территории забором, планировка для отвода поверхностного стока за пределы первого пояса ЗСО, отсыпка дорожек), в соответствии с пунктами 2.4.2, 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02; разработать Генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования в соответствии с п.1.2 СанПиН 42-128-4690-88. В обоснование заявления природоохранный прокурор указал, что Архангельской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе осуществления надзора за соблюдением экологических прав граждан выявлены нарушения природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности МО «Черемушское». В ходе проверки установлено, что МО «Черемушское» обеспечивает население, проживающее на территории муниципального образования, питьевой водой при помощи следующих источников водоснабжения: скважины б/н, расположенной в <адрес>; 4 шахтных колодцев, скважины, расположенных в <адрес>. Источники эксплуатируются ООО «Тепловодоснабжение», ООО «УправдомСервис». На момент проверки проект зоны санитарной охраны источников питьевого снабжения населения муниципального образования отсутствует, благоустройство территории в границах первого пояса ЗСО проведено частично, что является нарушением требований статей 27, 43, 55 ВК РФ, статьи 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 1.6, 1.12, 1.13, 2.4.2, 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». В настоящее время деятельность по водоснабжению населения осуществляется без разработанного в установленном порядке проекта зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, обустройство которых призвано не допустить возможность загрязнения данного источника. Выявленные нарушения создают угрозу загрязнения и засорения водных объектов и, как следствие, влекут угрозу жизни и здоровью жителей МО «Черемушское» Котласского района Архангельской области и находящихся там на отдыхе, создают опасность причинения вреда окружающей среде, приводят к нарушению конституционных прав граждан. Осуществление ответчиком деятельности по водоснабжению в отсутствие зоны санитарной охраны является нарушением вышеуказанных норм, а, следовательно, нарушением прав и законных интересов граждан на благоприятную окружающую среду. На момент проверки Генеральная схема очистки населенных пунктов муниципального образования, утвержденная представительным органом местной власти, отсутствует. Вышеуказанное нарушение свидетельствует о ненадлежащем муниципальном контроле за обеспечением санитарного состояния в границах муниципального образования, создает угрозу окружающей среде, среде обитания объектов животного и растительного мира, реальную опасность нарушения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Несоблюдение указанных экологических требований может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц. В ходе судебного заседания старший помощник Котласского межрайонного прокурора Вязовиков А.В., действующий по поручению Архангельского межрайонного природоохранного прокурора, исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора поддержал в полном объеме, дал пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заявлении. Просит обязать администрацию муниципального образования «Черемушское» устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ выявленные нарушения, а именно: разработать и твердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения муниципального образования - скважины без номера, расположенной в <адрес>; 4 шахтных колодцев (глубиной 3,6 - метра), скважины, расположенных в <адрес>, а также водонапорной башни, расположенной в <адрес>, - согласно п.1.6, 1.12, 1.13, 2.4.2 СанПиН 2.1.4.1110-02; благоустроить территорию первого пояса ЗСО скважины, расположенной в <адрес>, эксплуатируемой ООО «Управдом Сервис» (ограждение территории забором, планировка для отвода поверхностного стока за пределы первого пояса ЗСО, отсыпка дорожек), в соответствии с пунктами 2.4.2, 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02; разработать Генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования в соответствии с п.1.2 СанПиН 42-128-4690-88. В судебном заседании представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в лице начальника территориального отдела в г.Котласе, Котласском, Верхнетоемском и Красноборском районах Д., действующая на основании доверенности, исковые требования Архангельского природоохранного прокурора поддержала по указанным в заявлении основаниям. Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая проверка в отношении ООО «Тепловодоснабжения», в ходе которой установлено, что указанные в исковом заявлении нарушения в настоящее время не устранены. Просит исковые требования прокурора удовлетворить. Представитель ответчика администрации МО «Черемушское» Проскуряков В.П., действующий на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований прокурора не возражал. Пояснил, что не отрицает факт наличия указанных в иске прокурора нарушений. Выслушав прокурора, представителя третьего лица, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно статье 42 Конституции РФ, граждане имеют право на благоприятную окружающую среду обитания. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. На основании пункта 10 статьи 1 Водного кодекса РФ водоснабжение - подача поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах. В соответствии со статьей 43 Водного кодекса РФ, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологического заключения. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. На основании статьи 27 ВК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидация его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов; установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимание этой платы. Согласно статье 18 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения соответствия их санитарным правилам. Постановлением правительства Архангельской области от 13 октября 2009 года № 101-пп «О порядке предоставления на утверждение проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» утвержден Порядок предоставления на утверждение проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, согласно которому организационное обеспечение процедуры рассмотрения и утверждения проектов ЗСО осуществляет агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 года № 10 введены в действие Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», в соответствии с которыми для всех водозаборных сооружений должны быть разработаны проекты зон санитарной охраны (ЗСО), организованы зоны санитарной охраны (ЗСО). В силу пунктов 1.3, 1.4, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.02.2002 года, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. В соответствии с пунктом 1.4 вышеуказанного СанПиН, ЗСО организуется в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Согласно пунктов 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН утверждению ЗСО должна предшествовать разработка их проекта. В соответствии с пунктами 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО поверхностного источника водоснабжения должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за её пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса. В исключительных случаях при отсутствии канализации должны устраиваться водонепроницаемые приемники нечистот и бытовых отходов, расположенные в местах, исключаемых территории первого пояса ЗСО при их вывозе. В ходе судебного заседания установлено следующее. Согласно сведениям, представленным главой МО «Черемушское» Ч. (л.д. 8-9), источниками питьевого водоснабжения населения, являющимися муниципальной собственностью МО «Черемушское» являются: подземный водоисточник (скважина) в <адрес>; подземный водоисточник (четыре шахтных колодца глубиной от 3,6 до 4,8 м) в <адрес>; подземный водоисточник (скважина) в <адрес>. Проект ЗСО не разработан. ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в г.Котласе, Котласском, Верхнетоемском и Красноборском районах было выдано Предписание № в отношении ООО «Тепловодоснабжение»( л.д. 10-12), в котором указано в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в г.Котласе, Котласском, Верхнетоемском и Красноборском районах была проведена проверка в <адрес> и <адрес> МО «Черемушское» в ООО «Тепловодоснабжение» по обеспечению населения питьевой водой, в ходе которой было установлено, что ранее выданное ДД.ММ.ГГГГ грода предписание не выполнено и проекты ЗСО в <адрес> и в <адрес> не разработаны. На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что в <адрес> и в <адрес> муниципального образования «Черемушское» в нарушение федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»от 30.03.1999 года № 52-ФЗ и СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.02.2002 года, не разработан и не утвержден проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения муниципального образования - скважины без номера, расположенной в <адрес>; 4 шахтных колодцев (глубиной 3,6 - метра), скважины, расположенных в <адрес>, а также водонапорной башни, расположенной в <адрес>, не благоустроена территория первого пояса ЗСО скважины, расположенной в <адрес>, не разработана Генеральная схема очистки населенных пунктов муниципального образования в соответствии с п.1.2 СанПиН 42-128-4690-88. Отсутствие разработанных и утвержденных в установленном порядке проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения не позволяет установить специальный режим и комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды, что является нарушением прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Поскольку Федеральным законом 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы поселения возложена обязанность организовать в границах поселения надлежащее водоснабжение населения, собственником водопроводов в <адрес> и <адрес> является администрация МО «Черемушское», суд считает необходимым исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить, на администрацию МО «Черемушское» возложить обязанность разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения муниципального образования - скважины без номера, расположенной в <адрес>; 4 шахтных колодцев (глубиной 3,6 - метра), скважины, расположенных в <адрес>, а также водонапорной башни, расположенной в <адрес>, - согласно п.1.6, 1.12, 1.13, 2.4.2 СанПиН 2.1.4.1110-02; благоустроить территорию первого пояса ЗСО скважины, расположенной в <адрес>, эксплуатируемой ООО «Управдом Сервис» (ограждение территории забором, планировка для отвода поверхностного стока за пределы первого пояса ЗСО, отсыпка дорожек), в соответствии с пунктами 2.4.2, 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02; разработать Генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования в соответствии с п.1.2 СанПиН 42-128-4690-88 в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Черемушское» устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ выявленные нарушения, а именно: разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения муниципального образования - скважины без номера, расположенной в <адрес>; 4 шахтных колодцев (глубиной 3,6 - метра), скважины, расположенных в <адрес>, а также водонапорной башни, расположенной в <адрес>, - согласно п.1.6, 1.12, 1.13, 2.4.2 СанПиН 2.1.4.1110-02; благоустроить территорию первого пояса ЗСО скважины, расположенной в <адрес>, эксплуатируемой ООО «Управдом Сервис» (ограждение территории забором, планировка для отвода поверхностного стока за пределы первого пояса ЗСО, отсыпка дорожек), в соответствии с пунктами 2.4.2, 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02; разработать Генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования в соответствии с п.1.2 СанПиН 42-128-4690-88. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме. Председательствующий Котова Е.В.