Дело № 2 - 70/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 03 февраля 2012 года город Котлас Котласский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Мусонова В.В., при секретаре Кочкиной Е.Л., с участием старшего помощника Котласского межрайонного прокурора Мигасюк А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Котласе 03 февраля 2012 года гражданское дело по иску исполняющего обязанности Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Сольвычегодское» об обязании разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения, благоустроить территории первого и второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого снабжения, разработать генеральную схему очистки населенных пунктов, УСТАНОВИЛ: Исполняющий обязанности Архангельского межрайонного природоохранного прокурора обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Сольвычегодское» об обязании ответчика: - разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения муниципального образования - водозабора <адрес>, per. № 50-0066 - согласно п. 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 в срок до ДД.ММ.ГГГГ; - благоустроить территории первого и второго пояса ЗСО вышеуказанного источников питьевого снабжения населения муниципального образования (отсыпка дорожек, обозначение границ второго пояса ЗСО на пересечении дорог, пешеходных троп и пр.) в соответствии с пунктами 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3, 3.3.3.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 в срок до ДД.ММ.ГГГГ; - разработать Генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования в соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленных требований в иске прокурора указано, что администрация МО «Сольвычегодское» обеспечивает население, проживающее на территории муниципального образования, питьевой водой при помощи источника водоснабжения - водозабор <адрес>. На момент проверки проект зоны санитарной охраны источников питьевого снабжения населения муниципального образования - водозабора <адрес> - отсутствует, режимность первого пояса зоны санитарной охраны не обеспечена, благоустройство территории в границах первого пояса зоны санитарной охраны проведено частично, что является нарушением требований ст.ст. 27, 43, 55 ВК РФ, ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 1.6, 1.12, 1.13, 2.4.2, п. 3.2.1.1, п. 3.2.1.2, п. 3.2.1.3, 3.3.3.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-2 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». При проверке также установлено, что Генеральная схема очистки населенных пунктов муниципального образования не разработана. Выявленные нарушения создают угрозу загрязнения и засорения водных объектов и, как следствие, влекут угрозу жизни и здоровью жителей МО «Сольвычегодское» <адрес> и находящихся там на отдыхе, создают опасность причинения вреда окружающей среде, приводят к нарушению конституционных прав граждан. До начала судебного заседания Архангельский межрайонный природоохранный прокурор исковые требования уточнил, просил обязать администрацию МО «Сольвычегодское» <адрес> устранить выявленные нарушения, а именно: - разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения муниципального образования - водозабора <адрес>, реп № 50-0066 - согласно п. 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 в срок до ДД.ММ.ГГГГ; - благоустроить территории первого и второго пояса зоны санитарной охраны вышеуказанного источников питьевого снабжения населения муниципального образования (отсыпка дорожек, обозначение границ второго пояса зоны санитарной охраны на пересечении дорог, пешеходных троп и пр.) в соответствии с пунктами 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3, 3.3.3.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 в срок до ДД.ММ.ГГГГ; - разработать Генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования в соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании старший помощник прокурора Мигасюк А.А. заявленные Архангельским межрайонным природоохранным прокурором требования поддержала, дала пояснения согласно доводам искового заявления. Представитель ответчика администрации МО «Сольвычегодское» в судебное заседание при рассмотрении гражданского дела по существу не явился. О времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом. Заявлений, ходатайств не представил. О причинах своей неявки суду не сообщил. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителя ответчика администрации МО «Сольвычегодское». Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в судебное заседание не явился. О времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом. В адрес Котласского районного суда поступил отзыв на иск Архангельского межрайонного природоохранного прокурора от начальника территориального отдела Роспотребнадзора по г. Котласу Котласскому, Верхнетоемскому и Красноборскому районам Н., в котором указал, что исковое заявление прокурора поддерживает в части благоустройства территории первого, пояса источника питьевого снабжения населения муниципального образования (отсыпка дорожек, обозначение границ второго пояса ЗСО на пересечении дорог, пешеходных троп и пр.), в соответствии с пунктами 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2,1.3, 3.3.3.5 СанПиН 2.1.4.1110-2 в срок до ДД.ММ.ГГГГ; и разработки Генеральной схемы очистки населённых пунктов муниципального образования в соответствии с пЛ.2 СанПиН 42-128-4690-88 в срок до ДД.ММ.ГГГГ. По вопросу об обязании разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения муниципального образования - водозабора <адрес> рег.№50-0066 - согласно п.1.6, 1.12, 1.13, 2.4.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 в срок до ДД.ММ.ГГГГ, считает, что необходимо уточнение исковых требований в части наименования водоисточника, а именно: в исковом заявлении указано, что в качестве источника водоснабжения населения МО «Сольвьгчегодское» используется поверхностный водоисточник - <адрес>; а в действительности забор воды осуществляется из поверхностного водоисточника <адрес>, который используется для обеспечения питьевой водой населения <адрес> МО «Сольвычегодское». Н. просил рассмотреть исковое заявление Архангельского межрайонного природоохранного прокурора без участия представителя Территориального отдела Роспотребнадзора по г.Котласу, Котласскому, Верхнетоемскому и Красноборскому районам. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителя третьего лица Управления Роспотребнадзора по Архангельской области. Выслушав прокурора, проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с п. 10 ст. 1 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) водоснабжение - подача поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах. Под использованием водного объекта понимается его использование различными способами для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц - п. 14 ст. 1 ВК РФ. В соответствии со ст. 37 ВК РФ водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных настоящим кодексом целей. В силу ч.ч. 1, 2 ст. 43 ВК РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30.03.1990 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 введены в действие Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводные сооружений, а также территорий, на которых они расположены. В соответствии с п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территории: расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. В соответствии с п.п. 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 утверждению зон санитарной охраны должна предшествовать разработка их проекта. В соответствии с п. 3.2.1.1, п. 3.2.1.2, п. 3.2.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса зоны санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса зоны санитарной охраны с учетом санитарного режима на территории второго пояса. В соответствии со ст. 55 ВК РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения. В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1990 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. В силу ст. 12 вышеуказанного федерального закона, при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. В соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88), для рационального сбора, быстрого удаления, надежного обезвреживания и экономически целесообразной утилизации бытовых отходов муниципальным образованием разрабатывается Генеральная схема очистки населенного пункта, утвержденная решением Исполкома местного Совета народных депутатов. В ходе судебного заседания установлено следующее. ДД.ММ.ГГГГ Глава администрации МО «Сольвычегодское на запрос Архангельского межрайонного природоохранного прокурора сообщил, что проект зоны санитарной охраны не разработан. Уборка территории населенных мест производится силами жителей и участком благоустройства администрации МО «Сольвычегодское» в осенний и весенний периоды (проходят месячники по благоустройству территории) (л.д.5). Из сообщения заместителя руководителя Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по архангельской области следует, что в муниципальных образованиях Котласского района генеральные схемы очистки и уборки территории населенных мест не разработаны. Отсутствие проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения муниципального образования - водозабора <адрес>, расположенного недалеко с деревней <адрес>, отсутствие благоустройства территории первого и второго пояса зоны санитарной охраны вышеуказанного источников и генеральной схемы очистки населенных пунктов муниципального образования подтверждается исследованными в судебном заседании материалами дела, объяснениями старшего помощника прокурора Мигасюк А.А. и сторонами не оспаривается. МО «Сольвычегодское», обязанное организовать в границах поселения качественное водоснабжение населения, не выполнило своих законных обязанностей, не обеспечило разработку и утверждение проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения муниципального образования - водозабора <адрес>, благоустройство территории первого и второго пояса зоны санитарной охраны вышеуказанного источников и разработку генеральной схемы очистки населенных пунктов муниципального образования, что нарушает права и законные интересы населения муниципального образования, и свидетельствует о незаконном бездействии со стороны органа местного самоуправления МО «Сольвычегодское». На основание части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод граждан, неопределённого круга лиц, если решениями, действиями (бездействием) органов местного самоуправления нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод. Поскольку со стороны органа местного самоуправления МО «Сольвычегодское» имеет место незаконное бездействие, на администрацию указанного муниципального образования должна быть возложена обязанность совершить конкретные действия, которые при рассмотрении дел в порядке главы 25 ГПК РФ определяет суд. С учётом установленных по делу обстоятельств, на администрацию МО «Сольвычегодское» должна быть возложена обязанность: - разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения муниципального образования - водозабора <адрес>, расположенного недалеко с деревней <адрес>, реп № 50-0066 - согласно п. 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 в срок до ДД.ММ.ГГГГ; - благоустроить территории первого и второго пояса зоны санитарной охраны вышеуказанного источников питьевого снабжения населения муниципального образования (отсыпка дорожек, обозначение границ второго пояса зоны санитарной охраны на пересечении дорог, пешеходных троп и пр.) в соответствии с пунктами 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3, 3.3.3.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 в срок до ДД.ММ.ГГГГ; - разработать Генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования в соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Перечень конкретных мер и способов, направленных на реализацию указанных полномочий, орган местного самоуправления поселения должен определить самостоятельно и в установленной законом процедуре. Срок для выполнения указанных выше мероприятий до ДД.ММ.ГГГГ, заявленный прокурором, суд находит необходимым для скорейшего устранения нарушений прав граждан и неопределенного круга лиц и достаточным для исполнения судебного решения. Администрация МО «Сольвычегодское» подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины на основании ст. 333.36 п. 1 пп. 19 НК РФ. Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск исполняющего обязанности Архангельского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Сольвычегодское» организовать: - разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения муниципального образования - водозабора протоки <адрес>, расположенного недалеко с деревней <адрес>, реп № 50-0066 - согласно п. 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 в срок до ДД.ММ.ГГГГ; - благоустроить территории первого и второго пояса зоны санитарной охраны вышеуказанного источников питьевого снабжения населения муниципального образования (отсыпка дорожек, обозначение границ второго пояса зоны санитарной охраны на пересечении дорог, пешеходных троп и пр.) в соответствии с пунктами 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3, 3.3.3.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 в срок до ДД.ММ.ГГГГ; - разработать Генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования «Сольвычегодское» в соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия через Котласский районный суд. Председательствующий В.В. Мусонов