Дело № 2- 69/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Котлас 31 января 2012 года. Котласский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего Котовой Е.В., при секретаре Ермиловой А.С., с участием прокурора – старшего помощника Котласского межрайонного прокурора Мигасюк А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котласе Архангельской области 31 января 2012 года гражданское дело по иску Домрачевой Юлии Валерьевны к администрации МО «Котласский муниципальный район» о признании незаконным увольнения, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда, У С Т А Н О В И Л: Домрачева Ю.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район», в котором просит признать увольнение незаконным, восстановить ее в занимаемой должности заместителя заведующего отделом здравоохранения и социальной политики администрации МО «Котласский муниципальный район» и взыскать с администрации МО «Котласский муниципальный район» компенсацию морального вреда. В исковом заявлении истец Домрачева Ю.В. указала, что с ДД.ММ.ГГГГ она состояла в трудовых отношениях с администрацией МО «Котласский муниципальный район». Была принята на ведущую должность муниципальной службы, заместителем заведующего отделом здравоохранения и социальной политики администрации. Со стороны работодателя трудовой договор с ней был подписан ДД.ММ.ГГГГ главой муниципального образования Бральниной С.Н. С ДД.ММ.ГГГГ она находилась в отпуске по уходу за ребенком. ДД.ММ.ГГГГ она получила уведомление о ликвидации отдела здравоохранения и социальной политики администрации МО «Котласский муниципальный район» и предстоящем увольнении с ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией организации. ДД.ММ.ГГГГ было издано распоряжение № л/с о прекращении (расторжении) с ней трудового договора в связи с ликвидацией организации, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ. ДД.ММ.ГГГГ она ознакомилась с указанным распоряжением, получила трудовую книжку. Считает, что увольнение по данному основанию является незаконным. Администрация МО «Котласский муниципальный район», в соответствии с Уставом МО «Котласский муниципальный район» является органом местного самоуправления. Отдел здравоохранения и социальной политики является структурным подразделением администрации. В качестве реквизитов работодателя в трудовом договоре указаны реквизиты администрации. Местом работы был определен кабинет в здании администрации (<адрес>). Штатная единица, которую она занимала, содержалась и утверждалась в штатном расписании администрации. Заработная плата начислялась бухгалтерией администрации. Она считает, что находясь в трудовых отношениях с администрацией МО «Котласский муниципальный район», она не могла быть уволена по основанию – ликвидация организации, так как решения о ликвидации администрации муниципального образования никто не принимал. Она была уволена в период, когда находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Ей неоднократно приходилось приходить в администрацию и выяснять сложившуюся ситуацию. Она волновалась и переживала. В ходе судебного заседания истец Домрачева Ю.В. свои исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заявлении. Просит признать ее увольнение незаконным, восстановить ее в должности заместителя заведующего отделом здравоохранения и социальной политики МО «Котласский муниципальный район» и взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 тысяч рублей. Представители ответчика администрации МО «Котласский муниципальный район» Громов В.В. и Головина Т.Н., действующие на основании доверенности, исковые требования Домрачевой Ю.В. не признали, пояснили, что отдел здравоохранения и социальной политики является самостоятельным юридически лицом, о чем была произведена запись в Единый государственный реестр юридических лиц. Непосредственным руководителем и работодателем Домрачевой Ю.В. являлась заведующая отдела здравоохранения и социальной политики К. Администрация МО «Котласский муниципальный район» являлась учредителем данного отдела. Поэтому истица получала заработную плату в бухгалтерии администрации и была уволена на основании распоряжения главы администрации. По их мнению вся процедура ликвидации отдела была соблюдена, истица уволена законно, уполномоченным лицом. Процедура увольнения истицы соблюдена. Просят в иске Домрачевой Ю.В. отказать. Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым исковые требования Домрачевой Ю.В. удовлетворить в полном объеме, суд приходит к следующему. Согласно статьи 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан. Решение является законным и обоснованным, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права/ часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ/. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем. Не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске. Согласно статье 84-1 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. В силу статьи 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Согласно статье 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. В соответствии со статьей 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренных в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. На основании статьи 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. В силу статьи 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. На основании статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. В судебном заседании было установлено следующее. Согласно трудовой книжке Домрачевой Юлии Валерьевны (л.д. 3-5) Домрачева Ю.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала на ведущей должности муниципальной службы, заместителем заведующего отделом здравоохранения и социальной политики администрации. ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования «Котласский район» в лице главы Бральниной С.Н. заключила с Домрачевой Юлии Валерьевны трудовой договор № (л.д. 6 – 10), по условиям которого Домрачева Ю.В. (работник) принята с ДД.ММ.ГГГГ на работу в отдел здравоохранения и социальной политики, на ведущую муниципальную должность муниципальной службы – заместитель заведующего отдела. В соответствии с Распоряжением главы муниципального образования «Котласский муниципальный район» Апраксина В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ №-л/с (л.д. 11), трудовой договор с Домрачевой Юлии Валерьевны расторгнут на основании пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ в связи с ликвидацией организации и Домрачева Юлии Валерьевны уволена с ДД.ММ.ГГГГ с должности заместителя заведующего отделом здравоохранения и социальной политики. Основание: распоряжение администрации от ДД.ММ.ГГГГ № «О ликвидации отдела здравоохранения и социальной политики администрации МО «Котласский муниципальный район». С данным распоряжением истец ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ. Домрачева Ю.В. ДД.ММ.ГГГГ была уведомлена главой администрации Апраксиным В.Н. о том, что отдел здравоохранения и социальной политики администрации МО «Котласский муниципальный район» будет ликвидирован и должность заместителя заведующего отдела здравоохранения и социальной политики администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» будет ликвидирована. Домрачева Ю.В. была уведомлена о предстоящем с ДД.ММ.ГГГГ увольнении в связи с ликвидацией организации (л.д. 12). ДД.ММ.ГГГГ глава администрации МО «Котласский муниципальный район» Апраксин В.Н. вынес распоряжение № о ликвидации отдела здравоохранения и социальной политики администрации МО «Котласский муниципальный район» (л.д. 15). ДД.ММ.ГГГГ на тридцать девятой сессии четвертого созыва Собранием депутатов МО «Котласский муниципальный район» было принято решение № «О внесении изменений в структуру администрации МО «Котласский муниципальный район» (л.д. 54), согласно которому внесены изменения в структуру администрации МО «Котласский муниципальный район» путем исключения (ликвидации) из структуры администрации отдела здравоохранения и социальной политики. Согласно Свидетельству о постановке на учет в Федеральной налоговой службе (л.д. 70) отдел здравоохранения и социальной политики администрации МО «Котласский муниципальный район» ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в качестве юридического лица и постановлен на налоговый учет. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 65 – 68) ДД.ММ.ГГГГ в отношении отдела здравоохранения и социальной политики администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» принято решение о ликвидации и создана ликвидационная комиссия. Согласно Положения об отделе здравоохранения и социальной политики администрации МО «Котласский муниципальный район», утвержденного Решением Собрания депутатов МО «Котласский муниципальный район» № от ДД.ММ.ГГГГ, отдел здравоохранения и социальной политики администрации МО «Котласский муниципальный район» самостоятельное структурное подразделение администрации МО «Котласский муниципальный район» на правах юридического лица в форме муниципального учреждения. Согласно раздела 3 указанного Положения, отдел возглавляет заведующий, который назначается и освобождается от должности Главой муниципального образования. Заведующий Отделом несет всю полноту ответственности за деятельность Отдела и осуществляет руководство им на основе единоначалия. Заведующий отделом назначает и освобождает от должности в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации работников Отдела, определяет их полномочия в должностных инструкциях; применяет к работникам Отдела меры поощрения и налагает на них дисциплинарные взыскания в соответствии с действующим законодательством РФ. Согласно раздела 4 указанного Положения все сотрудники Отдела принимаются на работу и увольняются по представлению заведующего Отделом Главой муниципального образования. В соответствии с должностной инструкцией заместителя заведующего отделом здравоохранения и социальной политики (л.д. 48- 50), заместитель заведующего отдела является муниципальным служащим, подчиняется непосредственно заведующему отделом здравоохранения и социальной политики администрации МО «Котласский муниципальный район». Согласно Положению об администрации МО «Котласский муниципальный район», утвержденному Решением Собрания депутатов МО «Котласский муниципальный район» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 60-63), в соответствии со статьей 35 Устава МО «Котласский муниципальный район», Администрацией муниципального района руководит глава администрации муниципального района на принципах единоначалия. Структура администрации разрабатывается Главой администрации муниципального образования и утверждается Собранием депутатов МО «Котласский муниципальный район». Структурные подразделения администрации муниципального района осуществляют свою деятельность в соответствии с соответствующими Положениями о структурных подразделениях администрации. Глава администрации муниципального района в сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности осуществляет общее руководство деятельностью администрации муниципального района, её структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации муниципального района; назначает на должность и освобождает от должности заместителей главы администрации муниципального района, руководителей структурных подразделений администрации муниципального района, а также решает вопросы применения к ним мер дисциплинарной ответственности. По вопросам, отнесенным к компетенции структурных подразделений администрации, их руководители издают приказы и распоряжения. Приказ (распоряжение) руководителя структурного подразделения администрации могут быть отменены Главой администрации муниципального образования. Сторонам была разъяснена статья 56 ГПК РФ, в соответствии с которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Также истцу и его представителю было разъяснено, что они должны представить доказательства того, что истец уволен незаконно. Представителю ответчика было разъяснено, что они должны представить доказательства законности увольнения истца. В том числе представить документы, подтверждающие полномочия главы администрации увольнять работника структурного подразделения администрации. Представитель ответчика Громов В.В. в ходе судебного заседания пояснил, что непосредственным руководителем и работодателем истицы являлся заведующий отделом здравоохранения и социальной политики. Документы, подтверждающие полномочия главы администрации на увольнение истицы представить не может, так как такие документы отсутствуют. При таких доказательствах, суд приходит к выводу, что доводы истицы о том, что она была уволена незаконно, нашли свое подтверждение в судебном заседании. Так, согласно Положения об отделе здравоохранения и социально политики заведующий отделом руководит им на основе единоначалия, назначает и освобождает от должности в соответствии с трудовым законодательством работников отдела. Следовательно, согласно указанного Положения заместитель заведующего отдела здравоохранения и социального политики могла быть уволена с должности только на основании распоряжения заведующего отдела здравоохранении и социальной политики либо по представлению заведующего Отделом главой муниципального образования. Из исследованных материалов дела и пояснений представителя ответчика следует, что истица была уволена самостоятельно главой администрации без наличия какого-либо представления либо иного документа со стороны заведующего Отделом, уполномачивающего главу администрации, на принятие данного решения. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что работодателем истицы являлся заведующий отделом здравоохранения и социальной политики администрации, следовательно, и уволена истица могла быть только на основании приказа (распоряжения) своего работодателя, то есть заведующего отделом здравоохранения и социальной политики администрации, однако истица была уволена лицом, не имеющим полномочий на издание данного распоряжения, то есть главой администрации, который не являлся её работодателем, с превышением своих полномочий, что является незаконным. В соответствии со статьей 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора, факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Согласно статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. В соответствии с п. 2 статьи 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Так, согласно пояснением истицы она сильно переживала по поводу своего увольнения, волновалась, что негативно сказывалось на обстановке в семье. С учетом вышеуказанных норм материального права и обстоятельств дела суд считает необходимым удовлетворить требования Домрачевой Ю.В. о компенсации морального вреда и с учетом принципа разумности и справедливости взыскать с администрации МО «Котласский муниципальный район» в пользу Домрачевой Ю.В. компенсацию морального вреда в размере <иные данные> рублей. Руководствуясь статьями 194 – 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Домрачевой Юлии Валерьевны удовлетворить. Признать распоряжение главы администрации МО «Котласский муниципальный район» В.Н.Апраксина от ДД.ММ.ГГГГ №о расторжении трудового договора с Домрачевой Юлии Валерьевны в связи с ликвидацией организации незаконным. Восстановить Домрачеву Юлии Валерьевны в должности заместителя заведующей отделом здравоохранения и социальной политики администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» в пользу Домрачевой Ю.В. компенсацию морального вреда в сумме <иные данные> рублей. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Котласский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме. Председательствующий Е.В. Котова