об обязании обеспечить соответствие гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям и общим колиформным бактериям сточных вод



Дело № 2-36/12                                                                       

РЕШЕНИЕ

                             Именем Российской Федерации

01 февраля 2012 года                                                                                  г.Котлас

Котласский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Авериной Н.П.,

при секретаре Худяковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Архангельской области к администрации МО «Приводинское» об обязании обеспечить соответствие гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям и общим колиформным бактериям сточных вод, сбрасываемых после очистки и обеззараживания в р.Малая Северная Двина с канализационных очистных сооружений,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Роспотребнадзора по Архангельской области обратилось с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию "Приводинское" (далее МО «Приводинское») о возложении обязанности по обеспечению соответствия гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям (термотолерантным колиформным бактериям) и общим колиформным бактериям сточных вод, сбрасываемых после очистки и обеззараживания в р. Малая Северная Двина с канализационных очистных сооружений, расположенных по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование иска указано, что в ходе плановой проверки К. С.», предприятия эксплуатирующего в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ объект водоотведения - канализационно-очистные сооружения в <адрес>, осуществляющие сброс сточных вод в водный объект в р. Малая Северная Двина, установлено, что сбрасываемые сточные воды после очистки и обеззараживания на канализационно-очистных сооружениях <адрес> не соответствуют требованиям гигиенических нормативов по микробиологическим показателям. По результатам проверки К. С. выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проведения внеплановых мероприятий по надзору по выполнению указанного предписания, установлено невыполнение К. С. п. 1 предписания, а именно, не обеспечено соответствие сточных вод, сбрасываемых после очистки и обеззараживания в р. Малая Северная Двина с канализационно-очистных сооружений <адрес>, действующим гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям. В отношении К. С. возбуждено административное производство по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. В настоящее время К. С. не являются эксплуатирующей организацией и объекты водоотведения канализационно-очистные сооружения <адрес>, осуществляющие сброс сточных вод в водный объект в р. Малая Северная Двина переданы от К. С. их собственнику администрации МО «Приводинское».

Непринятие как собственником администрацией МО «Приводинское» мер по обеспечению качества сточных вод, сбрасываемых после очистки и обеззараживания в р. Малая Северная Двина с канализационно-очистных сооружений <адрес> ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права и законные интересы неопределенного круга лиц.

На основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Муниципальное автономное учреждение «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское».

В предварительном судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Архангельской области по доверенности Думчева О. С. заявленные требования уточнила (заявление от ДД.ММ.ГГГГ), просила обязать администрацию МО «Приводинское» организовать и обеспечить водоотведение в соответствии с гигиеническими нормативами по микробиологическим показателям (термотолерантным колиформным бактериям) и общим колиформным бактериям сточных вод, сбрасываемых после очистки и обеззараживания в р. Малая Северная Двина с канализационных очистных сооружений, расположенных по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представители Управления Роспотребнадзора по Архангельской области по доверенности Мариева Ю. В. и Думчева О. С. заявленные исковые требования поддержали, дали пояснения согласно доводам искового заявления и заявления об уточнении исковых требований. Просили обязать администрацию МО «Приводинское» организовать и обеспечить водоотведение в соответствии с гигиеническими нормативами по микробиологическим показателям (термотолерантным колиформным бактериям) и общим колиформным бактериям сточных вод, сбрасываемых после очистки и обеззараживания в р. Малая Северная Двина с канализационных очистных сооружений, расположенных по адресу: <адрес> в течение <иные данные> с момента принятия решения суда.

Представитель ответчика администрации МО «Приводинское» в судебное заседание на рассмотрение гражданского дела по существу не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещён надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении данного гражданского дела в отсутствие представителя ответчика администрации МО «Приводинское». На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителя ответчика администрации МО «Приводинское».

Представителем ответчика администрации МО «Приводинское» Тепляшиным П. В. по данному гражданскому делу направлен отзыв на исковое заявление, из которого следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ объекты коммунальной инфраструктуры находились в аренде у К. С.. Поскольку К. С. взятые на себя обязательства по договору аренды по поддержанию объектов коммунальной инфраструктуры не исполняло и не исполнило до настоящего времени, это привело к нарушению санитарно-гигиенических требований. Полагает, что К. С. обязано надлежащим образом отрегулировать работу оборудования с заменой, вышедших из строя частей, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. А так как в настоящее время очистные сооружения переданы в оперативное управление Муниципальному автономному учреждению «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское», то все работы должны проводиться с непосредственным участием их представителей. Считает, что организация водоотведения в пос. Приводино со стороны администрации МО «Приводинское» организована надлежащим образом.

Представитель ответчика Муниципального автономного учреждения «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское» (далее МАУ «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское») по доверенности Смирнова В. Н. в ходе судебного заседания исковые требования не признала. Пояснила, что очистные сооружения переданы им только ДД.ММ.ГГГГ. Сооружения построены в ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время находятся в аварийном состоянии. Эффективность очистки воды почти нулевая. Разрушены первичные и вторичные отстойники. Учредителем учреждения "Служба заказчика и благоустройства МО"Приводинское" является МО "Приводинское". Средств, для постройки новых сооружений или капитального их ремонта, в службе заказчика не имеется. Считает, что только МО "Приводинское" должно и может обеспечить надлежащее водоотведение сточных вод с привлечением средств области и федерального бюджета.

Выслушав представителей истца, представителя ответчика МАУ «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское», исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация в границах поселения водоотведения.

В соответствии с п. 4.1 и п. 4.1.1 Санитарных правил и норм СаНПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 июня 2000 года, в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания до числа термотолерантных колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 100, числа общих колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 500 и числа колифагов БОЕ/100 мл <= 100.

В ходе судебного заседания установлено следующее.

Как видно из объяснений сторон и материалов дела, в <адрес> не обеспечено соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сточным водам, сбрасываемым после очистки и обеззараживания на канализационно-очистных сооружениях в реку Малая Северная Двина.

Собственником объекта водоотведения - канализационно-очистных сооружений в <адрес>, осуществляющих сброс сточных вод в водный объект реку Малая Северная Двина является МО «Приводинское».

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ эксплуатирующей организацией данного объекта водоотведения являлось К. С. (<иные данные>).

В ходе проведенной Территориальным отделом Роспотребнадзора в г. Котласе, Котласском, Верхнетоемском и Красноборском районах в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ плановой выездной проверки деятельности К. С. (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ) выявлены нарушения ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.1, п. 4.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июня 2000 года. В частности, сбрасываемые в реку Малая Северная Двина сточные воды после очистки и обеззараживания на канализационно-очистных сооружениях пос. Приводино, не соответствуют требованиям гигиенических нормативов по микробиологическим показателям: содержание термотолерантных колиформных бактерий составило <иные данные> КОЕ/100 мл при гигиеническом нормативе не более 100 КОЕ/100 мл, содержание общих колиформных бактерий составило <иные данные> КОЕ/100 мл при гигиеническом нормативе не более 500 КОЕ/100 мл.

По результатам проведенной проверки К. С. было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений санитарного законодательства путем обеспечения соответствия сточных вод, сбрасываемых после очистки и обеззараживания в реку Малая Северная Двина с канализационно-очистных сооружений <адрес> действующим гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям: термотолерантным колиформным бактериям (ТБК) и общим колиформным бактериям (ОКБ) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ информация о нарушениях К. С. с просьбой оказания содействия в решении вопроса по обеспечению качества сточных вод, сбрасываемых после очистки и обеззараживания в реку Малая Северная Двина с канализационно-очистных сооружений <адрес> Территориальным отделом Роспотребнадзора в г. Котласе, Котласском, Верхнетоемском и Красноборском районах направлена главе администрации МО «Приводинское».

На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ начальника Территориального отдела Роспотребнадзора в г. Котласе, Котласском, Верхнетоемском и Красноборском районах в отношении К. С. проведены внеплановые мероприятия по осуществлению надзора по выполнению предписания от ДД.ММ.ГГГГ. Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено невыполнение К. С. п. 1 предписания, не обеспечено соответствие сточных вод сбрасываемых после очистки и обеззараживания в реку Малая Северная Двина с канализационно-очистных сооружений <адрес>, действующим гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям: термотолерантным колиформным бактериям (ТБК) и общим колиформным бактериям (ОКБ). Отобранные ДД.ММ.ГГГГ и исследованные пробы сточной воды после очистки не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, что подтверждается протоколом лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области». Исследованная проба сточной воды после очистки не соответствует требованиям СаНПиН 2.1.5.980-00 по показателям: колифаги - <иные данные> при нормативе не более 100 БОЕ/100 см^3, общие колиформные бактерии (ОКБ) - <иные данные> при нормативе не более 500 КОЕ/100 см^3, термотолерантные бактерии (ТКБ) - <иные данные> при нормативе не более 100 КОЕ/100 см^3.

В связи с невыполнением в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор - Территориального отдела Роспотребнадзора в г. Котласе, Котласском, Верхнетоемском и Красноборском районах, об устранении нарушений законодательства К. С. на основании постановления мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ привлечено к административной ответственности по ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ.

Генеральным директором К. С. неоднократно доводилось до сведения главы администрации МО «Приводинское» о том, что канализационно-очистные сооружения в <иные данные> находятся в аварийном состоянии и не справляются с объемом и компонентным составом сточных вод в связи с тем, что при строительстве канализационно-очистных сооружений в ДД.ММ.ГГГГ параметры очистки воды были предусмотрены много выше предельно допустимых нормативов на сегодняшний день. Капитальный ремонт канализационно-очистных сооружений не проводился с года постройки. Объекты находятся в аварийном состоянии, износ оборудования более <иные данные>%. На протяжении последних двадцати лет наблюдаются превышения по таким показателям как взвешенные вещества, нитриты, азот аммонийный, фосфаты, БПК, АПАВ. Обеззараживание сточных вод производится с помощью раствора хлорной извести. Но такой способ обработки не справляется с обеззараживанием сточных вод. Показатели по ОКБ, ТБК, колифагам значительно превышают норму. Для обеспечения сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод по нормативам необходимо провести капитальный ремонт существующих канализационно-очистных сооружений.

О необходимости проведения капитального ремонта канализационно-очистных сооружений генеральным директором К. С. направлялось письмо главе администрации <иные данные>. Также главе администрации <иные данные> направлялись письма с просьбой включить в разработку инвестиционной программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры <адрес> реконструкцию или капитальный ремонт канализационно-очистных сооружений и с предложениями по включению объектов очистки сточных вод в областную программу развития коммунального комплекса. В администрацию МО «Приводинское» направлены письма с просьбой включить в инвестиционную программу развития коммунального комплекса <адрес> объекты очистки сточных вод и план мероприятий по подготовке объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период.

Из протоколов лабораторных исследований за ДД.ММ.ГГГГ следует, что отобранные и исследованные пробы сточной воды после очистки на канализационно-очистных сооружениях <адрес> в большинстве случаев не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям: колифаги, общие колиформные бактерии (ОКБ), термотолерантные бактерии (ТКБ).

Заключенный между МО «Приводинское» и К. С. ДД.ММ.ГГГГ договор аренды объектов муниципальной собственности <адрес> <адрес> с последующим предоставлением услуг по водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод в <адрес> прекратил свое действие после ДД.ММ.ГГГГ.

Между администрацией МО «Приводинское» и МАУ «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское» муниципального образования «Приводинское» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор о закреплении за муниципальным автономным учреждением «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское» муниципального имущества на праве оперативного управления. Согласно приложению к договору на праве оперативного управления за МАУ «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское» закреплены очистные сооружения <адрес>.

Пунктами 3 и 4 части 1 статьи 7Устава МО «Приводинское» к вопросам местного значения муниципального образования отнесены, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности МО «Приводинское», организация в границах поселения водоотведения.

Согласно п. 3 ст. 26 Устава МО «Приводинское» администрация МО «Приводинское» в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения поселения.

На основании п.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Следовательно, осуществление возложенных на органы местного самоуправления законом обязанностей по разрешению вопросов местного значения не может осуществляться в нарушение действующего законодательства.

На основании указанных требований закона, суд приходит к выводу, что администрация МО «Приводинское» обязана организовывать и обеспечивать в границах поселения водоотведение, и в её обязанности входит обеспечение соответствия гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям (термотолерантным колиформным бактериям) и общим колиформным бактериям сточных вод, сбрасываемых после очистки и обеззараживания с канализационных очистных сооружений.

Надлежащим ответчиком по иску Управления Роспотребнадзора по Архангельской области по обязанию организации и обеспечения соответствия гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям и общим колиформным бактериям сточных вод, сбрасываемых после очистки и обеззараживания в р.Малая Северная Двина с канализационных очистных сооружений суд считает администрацию МО «Приводинское».

Следовательно администрация МО «Приводинское» обязана организовать и обеспечить соответствие гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям и общим колиформным бактериям сточных вод, сбрасываемых после очистки и обеззараживания в р.Малая Северная Двина с канализационных очистных сооружений в <адрес>.

Несоответствие гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям и общим колиформным бактериям сточных вод, сбрасываемых после очистки и обеззараживания в р.Малая Северная Двина с канализационных очистных сооружений в <адрес> по настоящее время подтверждается исследованными в судебном заседании материалами дела, объяснениями сторон, и сторонами не оспаривается.

МО «Приводинское», обязанное организовать и обеспечить в границах поселения соответствующее водоотведение, очистку и обеззараживание стоков, не выполнило своих законных обязанностей, не обеспечило соответствие гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям сточных вод, сбрасываемых после очистки и обеззараживания с канализационных очистных сооружений, что ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку в районе, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, создаёт угрозу жизни и здоровью населения посёлка, а также свидетельствует о незаконном бездействии со стороны органа местного самоуправления МО «Приводинское».

На основании ч.1 ст.46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители вправе предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства, поэтому Управление Роспотребнадзора по Архангельской области вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае нарушения санитарного законодательства.

Поскольку со стороны органа местного самоуправления МО «Приводинское» имеет место незаконное бездействие, на администрацию указанного муниципального образования должна быть возложена обязанность совершить конкретные действия.

С учётом установленных по делу обстоятельств на администрацию МО «Приводинское» должна быть возложена обязанность организовать и обеспечить соответствие гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям (термотолерантным колиформным бактериям) и общим колиформным бактериям сточных вод, сбрасываемых после очистки и обеззараживания в р. Малая Северная Двина с канализационных очистных сооружений, расположенных по адресу: <адрес>.

Перечень конкретных мер и способов, направленных на реализацию указанных полномочий, орган местного самоуправления поселения должен определить самостоятельно и в соответствии с установленной законом процедурой.

В удовлетворении иска Управления Роспотребнадзора по Архангельской области к МАУ «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское» суд полагает отказать.

       Судом не принимаются доводы представителя ответчика администрации МО «Приводинское» о том, что администрация МО «Приводинское» надлежащим образом организовала решение вопросов местного значения путем создания МАУ «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское» и заключением с ним договора о закреплении за муниципальным автономным учреждением «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское» муниципального имущества на праве оперативного управления, так как создание службы благоустройства не освобождает администрацию от обязанности организовать и обеспечить надлежащее водоотведение с соответствием гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям (термотолерантным колиформным бактериям) и общим колиформным бактериям сточных вод, сбрасываемых после очистки и обеззараживания в р. Малая Северная Двина с канализационных очистных сооружений в <адрес>, поскольку данный вопрос не решен.

       Суд находит необоснованными также доводы представителя ответчика администрации МО «Приводинское» об обязании К. С. надлежащим образом отрегулировать работу оборудования канализационных очистных сооружений с заменой, вышедших из строя частей, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, в силу обязательств по ранее заключенному договору аренды, на том основании, что заключенный между МО «Приводинское» и К. С. ДД.ММ.ГГГГ договор аренды объектов муниципальной собственности <иные данные> с последующим предоставлением услуг по водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод в <адрес> прекратил свое действие после ДД.ММ.ГГГГ, К. С. не являются ответчиком по делу.

          Срок для восстановления обеспечения соответствия гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям (термотолерантным колиформным бактериям) и общим колиформным бактериям сточных вод, сбрасываемых после очистки и обеззараживания в р. Малая Северная Двина с канализационных очистных сооружений, расположенных по адресу: <адрес>, продолжительностью в течение <иные данные> с момента принятия решения суда, заявленный представителями Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, суд находит необходимым для своевременного устранения нарушений прав неопределенного круга лиц и достаточным для исполнения судебного решения.

Администрацию МО «Приводинское» надлежит освободить от уплаты государственной пошлины в соответствии со ст. 333.36 п.1 подп.19 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Управления Роспотребнадзора по Архангельской области к администрации муниципального образования «Приводинское» удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Приводинское» в течение <иные данные> с момента принятия решения суда организовать и обеспечить соответствие гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям и общим колиформным бактериям сточных вод, сбрасываемых после очистки и обеззараживания в р.Малая Северная Двина с канализационных очистных сооружений.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Котласский районный суд.

Председательствующий                                                                      Н.П.Аверина