о признании противоречащим федеральному законодательству



Дело                                                                 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                             <адрес>

        Котласский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Мусонова В.В.,

при секретаре ФИО1,

с участием старшего помощника Котласского межрайонного прокурора ФИО2,

заинтересованных лиц:

представителя Совета депутатов муниципального образования «Приводинское» председателя ФИО4,

представителя администрации муниципального образования «Приводинское» ФИО3,

представителя <адрес>ной территориальной избирательной комиссии по доверенности ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котласе ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по заявлению Котласского межрайонного прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим решение Совета депутатов муниципального образования «Приводинское» от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении дня голосования по вопросу преобразования МО «Приводинское» путем разделения»,

установил:

       

Котласский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением, в котором просит признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим решение Совета депутатов муниципального образования «Приводинское» от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении дня голосования по вопросу преобразования МО «Приводинское» путем разделения».

Свое заявление прокурор обосновывает тем, что решение Совета депутатов о назначении дня голосования по вопросу преобразования МО «Приводинское» путем разделения принят с нарушением федеральных и областных законов, в решении от ДД.ММ.ГГГГ не указаны основания проведения голосования, лишь сделана ссылка на законы. Инициатива проведения голосования по вопросам преобразования муниципального образования не оформлена надлежащим образом, в соответствии действующим законодательством, в связи с чем, отсутствуют законные основания для назначения голосования, нарушена процедура назначения голосования. Кроме того, финансирование голосования по вопросам преобразования муниципального образования бюджетом муниципального образования не предусмотрено, изменения в бюджет на 2012 год не вносились. Опубликование решения о назначении голосования по вопросу преобразования муниципального образования официально опубликовано в средствах массовой информации менее чем за 45 дней до дня голосования. Решение Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ о назначении дня голосования на ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в средствах массовой информации - газете «Двинская правда» ДД.ММ.ГГГГ.

Участвующий в деле старший помощник прокурора ФИО2, заявление прокурора поддержала в полном объеме, дала пояснения согласно доводам, изложенным в заявлении. Просит признать с момента вынесения решения противоречащими федеральному законодательству и недействующими решение Совета депутатов муниципального образования «Приводинское» от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении дня голосования по вопросу преобразования МО «Приводинское» путем разделения».

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Приводинское», глава администрации МО «Приводинское» ФИО3, заявление прокурора не признал, в ходе судебного заседания пояснил, что решение от ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в газете органов местного самоуправления «Ведомости» , которая выходит тиражом 100 экземпляров, для обзора жителей размещается на стендах в населенных пунктах, также имеется экземпляры газеты в библиотеках МО «Приводинское». Протокол публичных слушаний от 14-ДД.ММ.ГГГГ был опубликован как и решение от ДД.ММ.ГГГГ «О выдвижении совместной инициативы о преобразовании МО «Приводинское» путем разделения».

        Представитель заинтересованного лица Совета депутатов МО «Приводинское» ФИО4, в удовлетворении заявления прокурора просила отказать, в ходе судебного заседания пояснила, что территория МО «Приводинское» большая, сложно управлять и решать возникающие вопросы, жители просили разделить существующее муниципальное образование «Приводинское» на три образования согласно сложившейся исторической традиции.

        Представитель заинтересованного лица <адрес>ной территориальной избирательной комиссии председатель ФИО5, в ходе судебного заседания пояснила, что в настоящее время на счет территориальной избирательной комиссии поступили денежные средства в сумме 100000 рублей, хотя по смете необходимая сумма для проведения выборов определена в сумме 387000 рублей.

        Выслушав представителей заинтересованных лиц, старшего помощника прокурора, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Согласно п. 9 ст. 22 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.

Согласно п. 5. ст. 13 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона.

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом ( п. 5. ст. 24 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В силу положений ст. 22 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закона и ст. 6 областного закона <адрес> «О местном референдуме в <адрес>» -ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ       решение о назначении местного референдума     принимается     представительным     органом     муниципального образования:

1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;

2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;

3) по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.

Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, указанных в пункте 2 части 3 настоящей статьи, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, указанными в пункте 2 части 3 настоящей статьи, оформляется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.

В силу положений ст. 15 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. Назначение и проведение референдума обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации, установленные соответственно уровню референдума Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», настоящим Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Местный референдум назначается в соответствии с настоящим Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования представительным органом муниципального образования, а в случае отсутствия указанного органа или непринятия им решения в установленный срок - судом.

Решение о назначении местного референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации - не менее чем за 45 дней до дня голосования.

В соответствии с положениями ст. 10 областного закона <адрес> «О местном референдуме в <адрес>» назначение и проведение референдума обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации, установленные настоящим законом, уставом муниципального образования. Голосование на референдуме назначается на первое воскресенье по истечении 50 дней со дня принятия решения о назначении референдума.

Согласно п.1 ст. 48 областного закона <адрес> «О местном референдуме в <адрес>» расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума, эксплуатацией средств автоматизации, обучением организаторов и участников референдума, производятся за счет средств, выделенных на эти цели из местного бюджета.

На основании положений статьи 9 пункта 2 Устава муниципального образования «Приводинское» жители МО «Приводинское» непосредственно решают вопросы местного значения путем проведения местных референдумов МО «Приводинское», муниципальных выборов Главы МО «Приводинское» и депутатов Совета депутатов МО «Приводинское», голосований по вопросам изменения границ МО «Приводинское» и преобразования МО «Приводинское». Голосование по вопросам изменения границ МО «Приводинское» и преобразования МО «Приводинское» проводится в соответствии с федеральными законами и законами <адрес> (п.6 ст. 10 Устава).

В ходе судебного заседания установлено следующее.

Решением Совета депутатов Муниципального образования «Приводинское» от ДД.ММ.ГГГГ назначен день голосования по вопросу преобразования МО «Приводинское» путем разделения на три муниципальных образования на ДД.ММ.ГГГГ.

Решение от ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано в газете органов местного самоуправления «Ведомости» от ДД.ММ.ГГГГ и в газете «Двинская правда» от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов муниципального образования «Приводинское» решил вынести на публичные слушания вопрос о преобразовании муниципального образования «Приводинское» путем разделения на три муниципальных образования; городское поседение «Приводинское», сельское поселение «Удимское» и сельское поселение «Удимовское».

Решение от ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано в газете «Ведомости МО Приводинское» ДД.ММ.ГГГГ.

В данном решении перечислены населенные пункты, которые предлагается отнести к каждому из трех муниципальных образований, которые планируется создать при разделении муниципального образования «Приводинское»,

Однако рабочий <адрес> не отнесен к какому-либо из трех планируемых муниципальных образований и вообще не упомянут в решении от 24 ноябри 2011 года . Данный рабочий поселок является крупнейшим населенным пунктом муниципального образования «Приводинское».

Согласно части 4 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) порядок организации и проведения публичных слушаний должен предусматривать заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания. Поскольку проект муниципального правового акта не содержал полного перечня населенных пунктов, относимых к разным муниципальным образованиям при разделении муниципального образования «Приводинское» право граждан на заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта было нарушено.

В решении от ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов муниципального образования «Приводинское» предложил разделить муниципальное образование «Приводинское» на три муниципальных образования; городское поселение «Приводинское», сельское поселение «Удимское» и сельское поселение «Удимовское».

В то же время решением от ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов     муниципального     образования     «Приводинское»     выдвинул совместную инициативу преобразования муниципального образования «Приводинское» путем разделения на три муниципальных образования: городское поселение «Приводинское», сельское поселение «Куимиха» и сельское поселение «Удимское».

При сравнении перечней населенных пунктов, перечисленных в решениях от ДД.ММ.ГГГГ гола и от ДД.ММ.ГГГГ , выясняется, что городскому поселению «Приводинское» в решении от ДД.ММ.ГГГГ соответствует городское поселение «Приводинское» в решении от ДД.ММ.ГГГГ , сельскому поселению «Удимское» - сельское поселение «Куимиха», а сельскому поселению «Удимовское» -сельское поселение «Удимское».

Отсюда вытекает, что на публичные слушания выносился один проект преобразования муниципального образования «Приводинское» (решение от ДД.ММ.ГГГГ ), а инициатива Совета депутатов была выдвинута в отношении другого проекта преобразования муниципального образования «Приводинское» (решение от ДД.ММ.ГГГГ ). Первоначально в состав сельского поселения «Удимское» планировалось включить один перечень населенных пунктов, а затем - совершенно другой перечень. Между тем, как вытекает из определений сельского поселения и городского поселения, предусмотренных статьей 2 Федерального закона № 131-ФЗ, перечень населенных пунктов является существенным признаком каждого городского или сельского поселения.

Учитывая изложенное, в отношении проекта преобразования муниципального образования «Приводинское», выдвинутого Советом депутатов в решении от ДД.ММ.ГГГГ , публичные слушания не проводились.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов муниципального образования «Приводинское» назначил день голосования по вопросу о преобразовании муниципального образования «Приводинское» путем разделения на три муниципальных образования. В данном решении, в отличие от решений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ , не определяются виды муниципальных образований, которые предлагается создать при разделении муниципального образования «Приводинское» (городские или сельские поселения), но вместе с тем определяются их административные центры, чего не было в предыдущих решениях.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ административные центры определяются только для сельских поселений и муниципальных районов. Отсюда можно сделать вывод, что все три планируемых муниципальных образования должны приобрести статус сельских, поселений. В отношении планируемого муниципального образования «Приводинское» это противоречит определению сельского поселения, в состав которого могут входить только сельские населенные пункты, тогда как населенные пункт Приводино имеет статус рабочего поселка. Кроме того, вопрос об административных центрах планируемых муниципальных образований не выносился на публичные слушания и не выдвигался в качестве инициативы в решении от ДД.ММ.ГГГГ .

В результате на голосование по вопросу преобразования муниципального образования «Приводинское» вынесен не тот же самый вопрос, который был инициирован Советом депутатов муниципального образования «Приводинское», что не допускается ни федеральными, ни областными законами.

В решениях от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ гола в состав планируемого муниципального образования «Приводинское» предлагается включить <адрес>.

Однако согласно абзацу первому статьи 36 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ -внеоч.-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований в <адрес>» населенный пункт Приводино имеет статус рабочего поселка, то есть относится к городским населенным пунктам, а не поселка, то есть не относится к сельским населенным пунктам.

В результате на голосование вынесен вопрос, противоречащий в указанной части законодательству <адрес>, что недопустимо в силу пункта 6 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ гола № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) и пункта 4 статьи 4 областного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О местном референдуме в <адрес>» (далее - областной закон .-OЗ).

В Решении от ДД.ММ.ГГГГ не указаны основания проведения голосования, имеется только ссылка на законы. Как следует из положений ФЗ № 67-ФЗ ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и ФЗ 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума. Проведение публичных слушаний для назначения голосования по вопросу преобразования законами не предусмотрено. Вместе с тем, инициатива проведения голосования по вопросам преобразования муниципального образования не оформлена надлежащим образом, в соответствии действующим законодательством, таким образом, отсутствуют законные основания для назначения голосования, нарушена процедура назначения голосования.

Кроме того, финансирование голосования по вопросам преобразования муниципального образования бюджетом муниципального образования не предусмотрено, изменения в бюджет на 2012 год не вносились.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что оспариваемые Котласским межрайонным прокурором решение Совета депутатов муниципального образования «Приводинское» от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении дня голосования по вопросу преобразования МО «Приводинское» путем разделения» противоречат вышеназванному федеральному законодательству.

        Таким образом, в силу статьи 13 ГК РФ оспариваемые прокурором решение Совета депутатов муниципального образования «Приводинское» от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении дня голосования по вопросу преобразования МО «Приводинское» путем разделения» суд считает необходимым признать недействительными с момента вынесения судебного решения.

          Руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

       

Заявление Котласского межрайонного прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим решение Совета депутатов муниципального образования «Приводинское» от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении дня голосования по вопросу преобразования МО «Приводинское» путем разделения» удовлетворить.

Признать противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не подлежащими применению со дня вынесения решения, решение Совета депутатов муниципального образования «Приводинское» от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении дня голосования по вопросу преобразования МО «Приводинское» путем разделения».

        Решение по делу (резолютивную часть) или сообщение о данном решении опубликовать в газете «Двинская правда».

        Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение пяти дней дня его вынесения.

Председательствующий                                                                    В.В. Мусонов