об обязании разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения муниципального образования



Дело № 2 – 106/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2012 года город Котлас

Котласский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Мусонова В.В.,

при секретаре Кочкиной Е.Л.,

с участием помощника Котласского межрайонного прокурора Дурапова Д.В.,

представителя МАУ «Служба заказчика и благоустройства» МО «Приводинское» Смирновой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Котласе 28 февраля 2012 года гражданское дело по иску Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Приводинское» об обязании разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения муниципального образования, разработать генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования к МАУ «Служба заказчика и благоустройства» МО «Приводинское» об обязании прекратить пользоваться участками недр для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения, прекратить пользоваться водным объектом с целью забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов,

УСТАНОВИЛ:

Архангельский межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Приводинское» об обязании ответчика:

- разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения муниципального образования - водозабора <адрес>, скважин, расположенных в <адрес> (№, , , ), <адрес> (), д<адрес> (), <адрес> (, ), <адрес> (, , , ) <адрес> - согласно п. 1.6, 1.12,1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- разработать Генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования в соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

и к МАУ «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское» об обязании ответчика:

- прекратить пользоваться участками недр для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения МО «Приводинское» - скважин, расположенных в <адрес> (№), <адрес> (№), <адрес> (), <адрес> (), в нарушение ст.ст. 11, 12 Закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- прекратить пользоваться водным объектом <адрес> с целью забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов в нарушение ст. 9, главы 3 ВК РФ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований в иске прокурора указано, что администрация МО «Приводинское» обеспечивает население, проживающее на территории муниципального образования, питьевой водой. Источники питьевого водоснабжения населения эксплуатируются МАУ «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское» (<адрес>), ООО «<иные данные>» (<адрес>). На момент проверки проект зоны санитарной охраны источников питьевого снабжения населения муниципального образования - водозабора <адрес><адрес>), скважин, расположенных в <адрес> (№), <адрес> (), <адрес> (), <адрес> (все скважины) <адрес> - отсутствует. При проверке также установлено, что Генеральная схема очистки населенных пунктов муниципального образования не разработана. Выявленные нарушения создают угрозу загрязнения и засорения водных объектов и, как следствие, влекут угрозу жизни и здоровью жителей МО «Приводинское» <адрес> и находящихся там на отдыхе граждан, создают опасность причинения вреда окружающей среде, приводят к нарушению конституционных прав граждан. Эксплуатирующая скважины, предназначенные для централизованного питьевого водоснабжения населения муниципального образования «Приводинское», организация - МАУ «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское», - лицензии на право пользования участками недр для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения, не имеет. Кроме того, данной организацией не заключен договор водопользования.

Архангельский межрайонный природоохранный прокурор исковые требования уточнил, просил обязать администрацию МО «Приводинское:

- разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения муниципального образования - водозабора <адрес> (в д. Варнавино), скважин, расположенных в д. Курцево (№, 2177, 1868, 5), д. Медведка (), д. Рысья (), <адрес> (, 1448), <адрес> (, 3, 1435, 32663) <адрес> - согласно п. 1.6, 1.12,1.13 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- разработать Генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования в соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

обязать МАУ «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское»:

- заключить договор водопользования водным объектом <адрес> с целью забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании старший помощник прокурора Дурапов Д.В. исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора поддержал, дал пояснения согласно доводам искового заявления.

Представитель ответчика МАУ «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское» по доверенности Смирнова В.Н. в судебном заседании при рассмотрении гражданского дела по существу исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора об обязании МАУ «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское» заключить договор водопользования водным объектом <адрес> с целью забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов в срок до ДД.ММ.ГГГГ признала в полном объеме, указала, что последствия признания иска, предусмотренные статьями 134, 173 ГПК РФ ей разъяснены и понятны.

Представитель ответчика администрации МО «Приводинское» в судебное заседание при рассмотрении гражданского дела по существу не явился. О времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом. Заявлений, ходатайств не представил. О причинах своей неявки суду не сообщил.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителей ответчика администрации МО «Приводинское».

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в судебное заседание не явился. О времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.

В адрес Котласского районного суда поступил отзыв на иск Архангельского межрайонного природоохранного прокурора от начальника территориального отдела Роспотребнадзора по г. Котласу Котласскому, Верхнетоемскому и Красноборскому районам Немченкова Д.П., в котором он указал, что исковое заявление прокурора поддерживает в части разработки и утверждения проекта зоны санитарной охраны источников водоснабжения муниципального образования – водозабоа <адрес><адрес>), скважин, расположенных в <адрес> (), <адрес> (), <адрес> (), <адрес> (, ), <адрес> () <адрес> – согласно п. 1.6, 1.12,1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также в части разработки Генеральной схемы очистки населенных пунктов муниципального образования в соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Немченков Д.П. просил рассмотреть исковое заявление Архангельского межрайонного природоохранного прокурора без участия представителя Территориального отдела Роспотребнадзора по г.Котласу, Котласскому, Верхнетоемскому и Красноборскому районам.

Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Архангельской области в судебное заседание не явился. О времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель Управления Росприроднадзора по Архангельской области Плугов О.А. направил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.

В адрес Котласского районного суда от исполняющего обязанности руководителя Управления Росприроднадзора по Архангельской области Леванидова Н.Г. поступил отзыв на иск Архангельского межрайонного природоохранного прокурора, в котором он указал, что в связи с получением МАУ «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское» лицензии на пользование недрами, требования прокурора в этой части подлежат уточнению. В отзыве также изложено ходатайство с просьбой рассмотреть гражданское дело по иску Архангельского межрайонного природоохранного прокурора без участия представителя Управления Посприроднадзора по Архангельской области.

Представитель третьего лица Агентства природных ресурсов и экологии Архангельской области в судебное заседание не явился. О времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителей третьих лиц Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, Управления Росприроднадзора по Архангельской области и Агентства природных ресурсов и экологии Архангельской области.

Выслушав прокурора, проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 10 ст. 1 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) водоснабжение - подача поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах.

Под использованием водного объекта понимается его использование различными способами для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц - п. 14 ст. 1 ВК РФ.

В соответствии со ст. 37 ВК РФ водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных настоящим кодексом целей.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 43 ВК РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30.03.1990 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 введены в действие Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводные сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В соответствии с п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территории: расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

В соответствии с п.п. 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 утверждению зон санитарной охраны должна предшествовать разработка их проекта.

В соответствии со ст. 55 ВК РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1990 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. В силу ст. 12 вышеуказанного федерального закона, при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

В соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88), для рационального сбора, быстрого удаления, надежного обезвреживания и экономически целесообразной утилизации бытовых отходов муниципальным образованием разрабатывается Генеральная схема очистки населенного пункта, утвержденная решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

В ходе судебного заседания установлено следующее.

ДД.ММ.ГГГГ Глава администрации МО «Приводинмкое» на запрос Архангельского межрайонного природоохранного прокурора сообщил, что проект зоны санитарной охраны не разработан. Проект зоны санитарной охраны в стадии разработка. Генеральная схема очистки и уборки территорий населенных пунктов разрабатывается (л.д.10).

Из сообщения заместителя руководителя Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по архангельской области следует, что в муниципальных образованиях Котласского района генеральные схемы очистки и уборки территории населенных мест не разработаны (л.д. 7-9).

В письме, адресованном заместителю прокурора Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры исполняющий обязанности руководителя агентства природных ресурсов и экологии Архангельской области С. сообщил, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ МО «Приводинское», МАУ «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское» не имеют договора на водопользование (л.д.24).

В письме от ДД.ММ.ГГГГ управление по недропользованию по Архангельской области сообщает, что МАУ «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское» ДД.ММ.ГГГГ обратилось в адрес управления с заявкой на предоставление права пользования недрами с целью добычи подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения деревень <адрес> (л.д. 125).

МО «Приводинское», обязанное организовать в границах поселения качественное водоснабжение населения, не выполнило своих законных обязанностей, не обеспечило разработку и утверждение проекта зоны санитарной охраны источников водоснабжения муниципального образования - водозабора <адрес><адрес>), скважин, расположенных в <адрес> (), <адрес> (), <адрес> (), <адрес> (), <адрес> () <адрес> и разработку генеральной схемы очистки населенных пунктов муниципального образования, что нарушает права и законные интересы населения муниципального образования, и свидетельствует о незаконном бездействии со стороны органа местного самоуправления МО «Приводинское».

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод граждан, неопределённого круга лиц, если решениями, действиями (бездействием) органов местного самоуправления нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод.

Поскольку со стороны органа местного самоуправления МО «Приводинское» имеет место незаконное бездействие, на администрацию указанного муниципального образования должна быть возложена обязанность совершить конкретные действия, которые при рассмотрении дел в порядке главы 25 ГПК РФ определяет суд.

С учётом установленных по делу обстоятельств, на администрацию МО «Приводинское» должна быть возложена обязанность:

- разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения муниципального образования - водозабора <адрес><адрес>), скважин, расположенных в <адрес> (), <адрес> (), <адрес> (), <адрес> (), <адрес> () <адрес> - согласно п. 1.6, 1.12,1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02;

- разработать Генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования в соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88.

Перечень конкретных мер и способов, направленных на реализацию указанных полномочий, орган местного самоуправления поселения должен определить самостоятельно и в установленной законом процедуре.

Срок для выполнения указанных выше мероприятий до ДД.ММ.ГГГГ, заявленный прокурором, суд находит необходимым для скорейшего устранения нарушений прав граждан и неопределенного круга лиц и достаточным для исполнения судебного решения.

Администрация МО «Приводинское» подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины на основании ст. 333.36 п. 1 пп. 19 НК РФ.

Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований.

Согласно ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Учитывая изложенное, исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора об обязании МАУ «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское» заключить договор водопользования водным объектом <адрес> с целью забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов в срок до ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Архангельского межрайонного природоохранного прокурора к администрации МО «Приводинское и МАУ «Служба заказчика и благоустройства» МО «Приводинское» удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Приводинское» организовать:

- разработку и утверждение проекта зоны санитарной охраны источников водоснабжения муниципального образования - водозабора <адрес><адрес>), скважин, расположенных в <адрес> (), <адрес> (), <адрес> (), <адрес> (), <адрес> () <адрес> - согласно п. 1.6, 1.12,1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- разработку Генеральной схемы очистки населенных пунктов муниципального образования в соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать МАУ «Служба заказчика и благоустройства МО «Приводинское»:

- заключить договор водопользования водным объектом <адрес> с целью забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца через Котласский районный суд.

Председательствующий В.В. Мусонов