о признании незаконным бездействия



Дело № 2-124/2012                                                                         

РЕШЕНИЕ

Именем Российской федерации

28 марта 2012 года                                                                             город Котлас                                                                                   

      Котласский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Мусонова В.В.,

при секретаре Кочкиной Е.Л.,

с участием помощника Котласского межрайонного прокурора Тюленева С.В., представителя ответчика администрации МО «Котласский муниципальный район» Громова В.В.,

представителя ответчика администрации МО «Черемушское» Проскурякова В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Черемушское», администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по очистке территории МО «Черемушское» <адрес> от свалки промышленных и бытовых отходов, обязании принять меры по ликвидации несанкционированной свалки и разместить сведения о ликвидации свалки в средствах массовой информации,

у с т а н о в и л:

Заместитель Котласского межрайонного прокурора обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Черемушское», администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район», в котором просит признать незаконным бездействие администрации МО «Котласский муниципальный район», администрации МО «Черемушское», выразившееся в непринятии мер по очистке территории МО «Черемушское» <адрес> несанкционированной свалки промышленных и бытовых отходов. Обязать МО «Котласский муниципальный район» и администрации МО «Черемушское» принять меры по ликвидации несанкционированной свалки в срок до ДД.ММ.ГГГГ и разместить сведения о ликвидации свалки в средствах массовой информации.

В обоснование иска заместитель Котласского межрайонного прокурора указывает, что в ходе проведенной прокуратурой, с привлечением заместителя заведующего отдела архитектуры, строительства и охраны окружающей природной среды администрации МО «Котласский муниципальный район» и главного специалиста ГКУ «Центр природопользования и охраны окружающей природной среды», инспектора ОНД по г. Котласу и Котласскому району проверкой выявлены грубые нарушения законодательства при обращении с промышленными и бытовыми отходами па территории МО «Черемушское» <адрес>. Установлено, что на земельном участке, находящемся в <адрес> обнаружено место несанкционированного размещения отходов производства и потребления общей площадью приблизительно <иные данные> га в виде отходов лесопиления и деревообработки - опилки, рейка). Опилок в объеме до <иные данные> кубических метров на площади до <иные данные> га складируется в отработанном карьере глубиной до 10 метров. Рейка складируется на площади до <иные данные> га в объеме до <иные данные> кубических метров. В ДД.ММ.ГГГГ зафиксирован факт возгорания отходов лесопиления на свалке, дым и гарь распространялась в сторону населенного пункта поселка Вычегодский города Котласа. Эксплуатирующая организация, ответственная за содержание несанкционированной свалки, не определена. По факту несанкционированного складирования отходов <адрес> в прокуратуру с требованием о принятии мер прокурорского реагирования обратились руководители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области (Росприроднадзор) и Агентства природных ресурсов и экологии Архангельской области. В пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. МО «Котласский муниципальный район» допускаются нарушения требований санитарно-эпидемиологической безопасности, установленные ст.38 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Бездействием администрации МО «Котласский муниципальный район», МО «Черемушское» не только нарушаются права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, но и созданы препятствия к осуществлению государственных гарантий защиты окружающей среды от негативного воздействия.

Заместитель Котласского межрайонного прокурора направил в Котласский районный суд заявление об уточнении исковых требований, в котором просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район», выразившееся в непринятии мер по сбору, вывозу, утилизации и переработке промышленных отходов, размещенных <адрес>. Обязать МО «Котласский муниципальный район» организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку промышленных отходов, размещенных на земельном участке, находящемся в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Заявление об отказе от исковых требований к администрации МО «Черемушское» заместителем Котласского межрайонного прокурора в Котласский районный суд не направлялось.

В ходе судебного заседания помощник Котласского межрайонного прокурора Тюленев С.В. уточненные исковые требования заместителя прокурора поддержал, указал, что срок для исполнения администрацией МО «Котласский муниципальный район» обязанности по сбору, вывозу, утилизации и переработке промышленных отходов должен быть установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в процессе судебного разбирательства старший помощник прокурора Мигасюк А.А. указала, что не считает необходимым привлекать к участию в деле в качестве соответчиков индивидуальных предпринимателей Д. и К.

       Представитель третьего лица - Территориального отдела в г. Котласе, Котласском, Красноборском и Верхнетоемском районах управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области надлежащим образом извещено о времени и месте слушания дела, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, исковые требования прокурора поддерживает.

     Представитель третьего лица - Агентства природных ресурсов Архангельской области в лице ГКУ Архангельской области «Центр природопользования и охраны окружающей среды» в судебное заседание не явился. Третье лицо надлежаще извещено о времени и месте слушания дела. Начальник агентства ходатайствовал о рассмотрении дела без участия их представителя, исковые требования прокурора поддерживает.

        Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителей третьих лиц.

      Представитель ответчика администрации МО «Черемушское» Проскуряков В.П., действующий на основании доверенности, в ходе судебного заседания исковые требования прокурора не признал, пояснил, что на данном земельном участке расположено место несанкционированного размещения отходов производства общей площадью приблизительно <иные данные> га в виде отходов лесопиления и деревообработки-опилки, рейка). Опилок в объеме до <иные данные> кубических метров на площади до <иные данные> га складируются в отработанном карьере глубиной до <иные данные> метров. Рейка складируется на площади до <иные данные> га в объеме до <иные данные> кубических метров. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В рамках вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», администрацией МО «Черемушское» на территории МО «Черемушское» организован сбор и вывоз бытовых отходов. В указанных целях создано муниципальное автономное учреждение «<иные данные>». Указанное учреждение имеет соответствующую лицензию на сбор и вывоз бытовых отходов. Согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района. В пункте 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относитсяк полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами. Обязанность по ликвидации несанкционированной свалки промышленных отходов лежит на администрации МО «Котласский муниципальный район». Просит в удовлетворении исковых требований Котласского межрайонного прокурора к администрации МО «Черемушское» отказать.

         Представитель ответчика администрации МО «Котласский муниципальный район» Громов В.В., действующий на основании доверенности, в ходе судебного заседания исковые требования прокурора также не признал, пояснил, что факт наличия несанкционированной свалки промышленных отходов на территории Котласского района в районе ОАО «Котласская птицефабрика» он не оспаривает, однако, он считает, что в данном случае обязанность ликвидировать данную свалку лежит не на администрации МО «Котласский муниципальный район», а на предпринимателях, от производственной деятельности которых образовались данные отходы. Администрацией МО «Котласский муниципальный район» в настоящее время договор на утилизацию и переработку промышленных отходов с соответствующей организацией не заключен, средств на это в бюджете МО «Котласский муниципальный район» не имеется.

        Выслушав прокурора, представителей ответчиков, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

Ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

        На основании ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с положениями п.п. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.

На основании ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 18 ч. 1 ст. 14, п.п. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.

В ходе судебного заседания установлено следующее.

В соответствии с письмом Котласской межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ проводилась проверка по выявлению мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории Котласского района.

ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки, проведенной Котласской межрайонной прокуратурой с привлечением заместителя заведующего отдела архитектуры, строительства и охраны окружающей природной среды администрации МО «Котласский муниципальный район» и главного специалиста ГКУ «Центр природопользования и охраны окружающей природной среды», инспектора ОНД по г. Котласу и Котласскому району, были выявлены грубые нарушения законодательства при обращении с промышленными и бытовыми отходами на территории МО «Черемушское» <адрес>.

Установлено, что на земельном участке, находящемся в <адрес> обнаружено место несанкционированного размещения отходов производства и потребления общей площадью приблизительно <иные данные> га в виде отходов лесопиления и деревообработки - опилки, рейка). Опилок в объеме до <иные данные> кубических метров на площади до <иные данные> га складируется в отработанном карьере глубиной до <иные данные> метров. Рейка складируется на площади до <иные данные> га в объеме до <иные данные> кубических метров. В течение ДД.ММ.ГГГГ происходило неоднократное возгорание отходов лесопиления на свалке, дым и гарь распространялись в сторону населенного пункта <адрес> (л.д. 16 ).

По факту несанкционированного складирования отходов возле птицефабрики в поселке Вычегодский в прокуратуру с требованием о принятии мер прокурорского реагирования обратились руководители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области (Росприроднадзор) и Агентства природных ресурсов и экологии Архангельской области.

Из акта осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в результате визуального осмотра на земельном участке, находящемся в <адрес> обнаружено место несанкционированного размещения отходов производства и потребления общей площадью приблизительно <иные данные> га в виде отходов лесопиления и деревообработки - опилки, рейка). Опилок в объеме до <иные данные> кубических метров на площади до <иные данные> га складируется в отработанном карьере глубиной до <иные данные> метров. Рейка складируется на площади до <иные данные> га в объеме до <иные данные> кубических метров.

Поскольку данные древесные отходы являются отходами производства, то в силу пункта 18 части 1 статьи 14, п.п. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация утилизации и переработки данных отходов относится к вопросам местного значения администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район». Администрация МО «Черемушское» наделена полномочиями только по сбору и вывозу и только бытовых отходов, в отношении промышленных отходов, подобными полномочиями она не обладает.

Согласно ч. 2 ст. 15 названного Федерального закона органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в бездействии администрации МО «Котласский муниципальный район», выразившемся в непринятии мер по организации утилизации и переработке промышленных отходов, расположенных на территории МО «Черемушское» Котласского района в <адрес> усматриваются нарушения требований Конституции Российской Федерации, ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части ненадлежащего исполнения полномочий по организации утилизации и переработке промышленных отходов, чем нарушаются требования природоохранного законодательства, данные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании материалами дела, объяснениями сторон.

На основании указанных выше требований Закона, суд приходит к выводу, что обязанность по организации утилизации и переработке промышленных отходов лежит на администрации МО «Котласский муниципальный район»».

На администрацию МО «Котласский муниципальный район также должна быть возложена обязанность по организации сбора и вывоза промышленных отходов, размещенных на земельном участке, находящемся в <адрес> на территории МО «Черемушское».

Данный вывод суд основывает на том, что в силу ч. 2 ст. 7 ФЗ РФ от 10 января 2002 года N 7 «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и организация утилизации и переработки промышленных отходов. Сельские поселения полномочиями по сбору и вывозу промышленных отходов не обладает. На месте нахождении образовавшихся промышленных отходов без сбора и вывоза осуществить утилизацию и переработку невозможно. Поэтому администрацию МО «Котласский муниципальный район также должна организовать сбор и вывоз промышленных отходов.

Учитывая изложенное, исходя из материалов дела, суд приходит к выводу о том, что администрация МО «Котласский муниципальный район» ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по сбору, вывозу, переработке и утилизации промышленных отходов.

Заместитель Котласского межрайонного прокурора первоначальные исковые требования предъявляет и к администрации МО «Котласский муниципальный район» и к администрации МО «Черемушское». Уточненные исковые требования заявлены только в отношении администрации МО «Котласский муниципальный район». От исковых требований к администрации МО «Черемушское» заместитель Котласского межрайонного прокурора не отказывался. При указанных обстоятельствах исковые требования к администрация МО «Черемушское» должны быть разрешены судом. В связи с тем, что надлежащим ответчиком по иску прокурора суд считает администрацию МО «Котласский муниципальный район», исковые требования прокурора к администрации МО «Черемушское» удовлетворению не подлежат.

Неисполнение Муниципальным образованием «Котласский муниципальный район» требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод граждан, неопределённого круга лиц, если решениями, действиями (бездействием) органов местного самоуправления нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод.

Поскольку со стороны органа местного самоуправления МО «Котласский муниципальный район» имеет место незаконное бездействие, на администрацию указанного муниципального образования должна быть возложена обязанность совершить конкретные действия, которые при рассмотрении дела определяет суд.

С учётом установленных по делу обстоятельств, на администрацию МО «Котласский муниципальный район» должна быть возложена обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке промышленных отходов, размещенных на земельном участке, находящемся в <адрес> на территории МО «Черемушское».

Перечень конкретных мер и способов, направленных на реализацию указанных полномочий, орган местного самоуправления должен определить самостоятельно и в установленной законом процедуре.

С учетом мнения сторон суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя Котласского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования «Черемушское», администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район», выразившееся в непринятии мер по сбору, вывозу, утилизации и переработке промышленных отходов, размещенных на земельном участке, находящемся в <адрес> на территории МО «Черемушское», незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Котласский муниципальный район» принять меры по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке промышленных отходов, размещенных на земельном участке, находящемся <адрес> на территории МО «Черемушское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении исковых требований заместителя Котласского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования «Черемушское» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по очистке территории МО «Черемушское» <адрес> от свалки промышленных и бытовых отходов, обязании принять меры по ликвидации несанкционированной свалки и разместить сведения о ликвидации свалки в средствах массовой информации отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня его вынесения.

Председательствующий                                                                   В.В. Мусонов