Дело № 2 - 309/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 июня 2012 года город Котлас Котласский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Котовой Е.В., при секретаре Ермиловой А.С., с участием старшего помощника Котласского межрайонного прокурора Мигасюк А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Котласе 20 июня 2012 года гражданское дело по заявлению заместителя Котласского межрайонного прокурора в интересах муниципального образования «Черемушское», в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Черемушское» по обеспечению государственной регистрации права муниципальной собственности на тепловую сеть протяженностью 0,93 км с присвоенным адресом: <адрес> УСТАНОВИЛ: Заместитель Котласского межрайонного прокурора В.В.Клепиков обратился в суд в интересах муниципального образования «Черемушское» и неопределенного круга лиц с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации МО «Черемушское» при обеспечении государственной регистрации права муниципальной собственности на тепловую сеть протяженностью 0,93 км с присвоенным адресом: <адрес> и обязать администрацию муниципального образования «Черемушское» обеспечить государственную регистрацию права собственности на тепловую сеть протяженностью 0,93 км с присвоенным адресом: <адрес> <адрес>. В своем заявлении заместитель прокурора указал, что рассмотрев материалы, связанные с соблюдением администрацией МО «Черемушское» требований по обязательной государственной регистрации прав на муниципальное недвижимое имущество и сделок с ним, защите муниципальной собственности, выявлены нарушения закона в указанной сфере деятельности органа местного самоуправления. Установлено, что в соответствии с Областным законом Архангельской области от 22 июня 2006 года № 195-11-ОЗ «О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием «Котласский муниципальный район» Архангельской области и муниципальными образованиями «Приводинское», «Сольвычегодское», «Шипицынское», «Черемушское» Архангельской области в собственность муниципального образования «Черемушское» передана тепловая сеть протяженностью 0,93 км, реестровый №, расположенная по адресу: <адрес>. Указанный объект включен в реестр недвижимого имущества муниципальной собственности МО «Черемушское» (реестровый №). Постановлением администрации МО «Черемушское» от 16 марта 2012 года № 34 тепловой сети присвоен адрес: <адрес> <адрес>. Право собственности на данный объект недвижимости администрацией МО «Черемушское» не зарегистрировано. Бездействием администрации МО «Черемушское» нарушаются интересы муниципального образования как собственника данного имущества и права неопределенного круга лиц. В ходе судебного заседания старший помощник прокурора Мигасюк А.А. требования заместителя прокурора поддержала в полном объеме, дала пояснения согласно доводам, изложенным в заявлении. Просит суд признать незаконным бездействие администрации МО «Черемушское» при обеспечении государственной регистрации права муниципальной собственности на тепловую сеть протяженностью 0,93 км с присвоенным адресом: <адрес> и обязать администрацию муниципального образования «Черемушское» обеспечить государственную регистрацию права собственности на тепловую сеть протяженностью 0,93 км с присвоенным адресом: <адрес> <адрес>. Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Черемушское» Проскуряков В.П., действующий на основании доверенности, заявленные заместителем прокурора требования признал в полном объеме, пояснил, что действительно на сегодняшний день государственная регистрация прав собственности на тепловую сеть протяженностью 0,93 км с присвоенным адресом: <адрес> не проведена. Обязуется обратиться за данной регистрацией в ближайшее время. Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. На основании статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Согласно части 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничении этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для её проведения. Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями регламентами, приказами). В силу статьи 29 Устава муниципального образования «Черемушское» муниципальное имущество Черемушского сельского поселения служит для удовлетворения потребностей жителей Черемушского сельского поселения. Администрация Черемушского сельского поселения под руководством главы Черемушского сельского поселения осуществляет управление муниципальным имуществом Черемушского сельского поселения. В ходе судебного заседания установлено следующее. В соответствии с выпиской из реестра недвижимого имущества муниципальной собственности МО «Черемушское» (л.д. 7) тепловая сеть протяженностью 0,93 км, расположенная на адресу: <адрес> <адрес> включена в реестр недвижимого имущества Мо «Черемушское» на основании Областного закона от 26.11.2008 года № 631-31-ОЗ, присвоен реестровый №. Постановлением главы МО «Черемушское» от 16 марта 2012 года № 34 тепловой сети, протяженностью 0,93 км. присвоен адрес: <адрес> (л.д. 8). Согласно сведениям, предоставленным из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу сведения о государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием «Черемушское» на объект недвижимого имущества - тепловую сеть, протяженностью 0,93 км. присвоен адрес: <адрес> <адрес> отсутствуют. В соответствии со сведениями, предоставленными Котласским филиалом «Бюро технической инвентаризации», в Котласском филиате «БТИ» нет никаких сведения о тепловой сети с адресом: <адрес> <адрес>. В силу статьи 249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Представитель заинтересованного лица администрации МО «Черемушское» факт отсутствия государственной регистрации права собственности МО «Черемушское» на объект недвижимого имущества тепловую сеть, протяженностью 0,93 км. присвоен адрес: <адрес> не оспаривает. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что администрация МО «Черемушское» совершила бездействие, то есть не выполнила возложенные на неё Уставом МО «Черемушское» и статьей 131 Гражданского кодекса РФ обязанность по государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием «Черемушское» на объект недвижмого имущества в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Нарушение порядка регистрации прав на муниципальное недвижимое имущество ставит под угрозу осуществление законных прав и интересов неопределенного круга лиц, граждан, проживающих на территории МО «Черемушское» на надлежащее местное самоуправление, управление муниципальным имуществом. А также нарушаются интересы муниципального образования как собственника данного имущества. Нарушенное право в силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ, статей 3, 4, 258 ГПК РФ подлежит защите путем понуждения администрации МО «Черемушское» к исполнению возложенной на неё обязанности. В соответствии со статьей 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым признать незаконным бездействие администрации МО «Черемушское», выразившееся в непринятии мер по обеспечению государственной регистрации права муниципальной собственности на тепловую сеть протяженностью 0,93 км с присвоенным адресом: <адрес> и обязать администрацию муниципального образования «Черемушское» обеспечить государственную регистрацию права собственности на тепловую сеть протяженностью 0,93 км с присвоенным адресом: <адрес>. Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, 254 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Заявление заместителя Котласского межрайонного прокурора В.В.Клепикова удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Черемушское», выразившееся в непринятии мер по обеспечению государственной регистрации права муниципальной собственности на тепловую сеть протяженностью 0,93 км с присвоенным адресом: <адрес>. Обязать администрацию муниципального образования «Черемушское» обеспечить государственную регистрацию права собственности на тепловую сеть протяженностью 0,93 км с присвоенным адресом: <адрес> Настоящее решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Архангельский областной суд через Котласский районный суд. Председательствующий Е.В.Котова