о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке



Дело №2-355/2012 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации

19 июля 2012 года                                                                                    город Котлас

Котласский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Заплатиной Н.В.,

при секретаре Гусевой Л.В.,

с участием прокурора - помощника Котласского межрайонного прокурора Шарубина Д.М.,

истца Паншина А.А.,

третьего лица - представителя отдела опеки и попечительства администрации МО «Котласский муниципальный район» Калининой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котласского межрайонного прокурора в интересах Паншина А.А. к администрации муниципального образования «Сольвычегодское» о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,

У С Т А Н О В И Л:

Котласский межрайонный прокурор обратилась с иском в защиту прав и законных интересов лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Паншина А.А. к администрации муниципального образования «Сольвычегодское» (далее - администрации МО «Сольвычегодское») о предоставлении отдельного жилого помещения на территории МО «Сольвычегодское», благоустроенного применительно к условиям МО «Сольвычегодское», отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления общей площади на одного человека на основании п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ и ч.1 ст.8 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В обоснование исковых требований указано, что Паншин А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа оставшихся без попечения родителей. Решением <адрес> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отец П. лишён родительских прав в отношении Паншина А.А. Мать П. умерла ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ за Паншиным А.А. закреплено право на внеочередное получение жилья в МО «Сольвычегодское». Постановлением администрации муниципального образования «Сольвычегодское» от ДД.ММ.ГГГГ Паншин А.А. поставлена на учёт для внеочередного получения жилья по договору социального найма. Паншин А.А окончил пребывание в образовательном учреждении ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени он не обеспечена жильем в соответствии с установленными требованиями, в связи с чем вынужден проживать во временном жилом помещении.

В ходе судебного заседания старший помощник прокурора Шарубин Д.М. исковые требования прокурора поддержала в полном объёме по указанным в заявлении основаниям. Просит обязать администрацию МО «Сольвычегодское» предоставить вне очереди Паншину А.А. отдельное жилое помещение на территории МО «Сольвычегодское», благоустроенное применительно к условиям МО «Сольвычегодское», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, нормам предоставления общей площади на одного человека.

Паншин А.А. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал в полном объёме. Пояснил, что жилое помещение, которое было закреплено за нм администрацией муниципального образования, признано непригодным для проживания, в связи с чем, за ним закреплено право на внеочередное получение жилого помещения. Его отец лишён родительских прав, а мать - умерла. С ДД.ММ.ГГГГ он находился в ГУЗ «Сольвычегодский детский дом». В ДД.ММ.ГГГГ он поступил в ГОУ СПО «Коряжемский индустриальный техникум» и окончил его в ДД.ММ.ГГГГ. После окончания образовательного учреждения он не обеспечен жилым помещением и нуждается в жилье. Просит обязать администрацию МО «Сольвычегодское» предоставить ему отдельное жилое помещение на территории МО «Сольвычегодское», благоустроенное применительно к условиям МО «Сольвычегодское», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, нормам предоставления общей площади на одного человека, общей площадью не менее 18 кв.метров.

Представитель третьего лица - отдела опеки и попечительства администрации МО «Котласский муниципальный район» Калинина М.А., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора поддержала и пояснила, что Паншин А.А.. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Он окончил пребывание в образовательных учреждениях в ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации муниципального образования МО «Котласский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ за Паншиным А.А. закреплено право на внеочередное получение жилого помещения на территории МО «Сольвычегодское» Котласского района в связи с признанием непригодным для проживания закреплённого за ним жилого помещения по адресу: <адрес> Постановлением администрации муниципального образования «Сольвычегодское» от ДД.ММ.ГГГГ Паншин А.А. поставлен на учёт для внеочередного получения жилья по договору социального найма. В настоящее время жилое помещение Паншину А.А. не предоставлено.

Представитель ответчика администрации МО «Сольвычегодское» в судебное заседание не явился. О времени и месте проведения судебного заседания ответчик извещён надлежащим образом.

Представитель третьего лица на стороне ответчика - министерства образования и науки Архангельской области в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте проведения судебного заседания третье лицо было извещено надлежащим образом. В суд направили отзыв на исковое заявление прокурора в интересах Паншина А.А., в котором согласились с исковыми требованиями прокурора, гражданское дело просили рассмотреть в отсутствие министерства образования и науки Архангельской области.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел данное гражданское дело в отсутствие представителя ответчика администрации МО «Сольвычегодское» и в отсутствие третьего лица на стороне ответчика - министерства образования и науки Архангельской области.

Суд, выслушав помощника прокурора Шарубина Д.М., истца Паншина А.А., представителя третьего лица - отдела опеки и попечительства администрации МО «Котласский муниципальный район» Калинину М.А., изучив представленные сторонами доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьёй 25 Всеобщей декларации прав человека установлено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учётом положений международно-правовых актов в ст.40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст.ст.25, 40 Конституции РФ).

В силу ст.10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.

В соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Внеочередной порядок предоставления жилой площади предусмотрен ст.6.1 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 79-5-ОЗ (в редакции от 23 сентября 2009 года) «О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» для лиц, из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей в случаях, когда закреплённое жилое помещение стало непригодным для проживания.

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и корреспондирующего ей положения ст.7 Областного закона Архангельской области №49-7-ОЗ от 05 июля 2001 года дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Судом установлено, что Паншин А.А. родился ДД.ММ.ГГГГ. Согласно копии свидетельства о рождении Паншина А.А. серии , выданного отделом ЗАГС Архангельского горисполкома на основании записи в книге регистрации актов о рождении от ДД.ММ.ГГГГ за , его отцом является П., а матерью - П..

На основании решения <адрес> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отец Паншина А.А. - П. лишён в отношении сына родительских прав (л.д.9-10).

Мать Паншина А.А. - П. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д.11).

Согласно копии паспорта Паншин А.А. имеет регистрацию по адресу: <адрес> (л.д.7-8).

Согласно копии диплома Паншина А.А., выданного ГОУ СПО «Коряжемский индустриальный техникум», Паншин окончил данное образовательное учреждение в ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).

Из копии постановления администрации МО «Котласский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за Паншиным А.А. закреплено право на внеочередное получение жилого помещения на территории МО «Сольвычегодское» Котласского района (л.д.12-13).

Постановлением администрации МО «Сольвычегодское» от ДД.ММ.ГГГГ Паншин А.А. поставлен на учёт для внеочередного предоставления жилья по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-15).

Жилое помещение Паншину А.А., как видно из объяснений сторон и материалов дела, не предоставлено до настоящего времени.

Согласно решению Совета депутатов МО «Сольвычегодское» от ДД.ММ.ГГГГ , норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в МО «Сольвычегодское» составляет 18 квадратных метров.

Согласно п.3 ст.6.1 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года №79-5-ОЗ (в редакции от 27 апреля 2011 года) «О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» учёт детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется по месту их рождения или первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области либо по последнему месту проживания, если место их рождения находится за пределами Российской Федерации, принятие на учёт осуществляется на основании решения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области.

В соответствии с ч.1 ст.8 указанного областного закона гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области.

А потому указанная обязанность по предоставлению жилого помещения нуждающимся по договорам социального найма является обязанностью МО «Сольвычегодское».

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Котласского межрайонного прокурора в интересах Паншина А.А. к администрации МО «Сольвычегодское» о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке подлежат удовлетворению.

С учётом положений п.4 ст.6.1 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года №79-5-ОЗ (в редакции от 27 апреля 2011 года) «О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма», о предоставлении жилого помещения лицам, из числа детей оставшихся без попечения родителей, по месту их учёта на территории соответствующего городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области, а также ст.ст.45 и 46 Областного закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года №84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области» о том, что органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма лицам, из числа детей оставшихся без попечения родителей, не имеющим закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, суд полагает обязать администрацию МО «Сольвычегодское» предоставить Паншину А.А. во внеочередном порядке отдельное жилое помещение на территории МО «Сольвычегодское», благоустроенное применительно к условиям данного муниципального образования, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 квадратных метров.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Котласского межрайонного прокурора в интересах Паншина А.А. к администрации муниципального образования «Сольвычегодское» о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Сольвычегодское» предоставить Паншину А.А. во внеочередном порядке отдельное жилое помещение на территории МО «Сольвычегодское», со степенью благоустройства применительно к условиям МО «Сольвычегодское», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 квадратных метров за счёт средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его вынесения в Архангельский областной суд через Котласский районный суд.

Председательствующий                                                                          Н.В. Заплатина