Дело № 2 - 433/12 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 28 августа 2012 года город Котлас Котласский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Котовой Е.В., при секретаре Алдохиной В.Н., с участием помощника Котласского межрайонного прокурора Дурапова Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Котласе 28 августа 2012 года гражданское дело по заявлению заместителя Котласского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» по организации ритуальных услуг, УСТАНОВИЛ: Заместитель Котласского межрайонного прокурора В.В.Клепиков обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации МО «Котласский муниципальный район» при организации ритуальных услуг и обязать администрацию МО «Котласский муниципальный район» устранить нарушения законодательства о погребении и похоронном деле путем исполнения обязанностей органов местного самоуправления, предусмотренных в пункте 1 статьи 9, пункте 3 статьи 12, пункте 5 статьи 16, пункте 2 статьи 25, статье 27, пунктах 1 и 2 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». В своем заявлении заместитель прокурора указал, что в ходе проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле Котласской межрайонной прокуратурой установлено незаконное бездействие администрации МО «Котласский муниципальный район» (Далее по тексту Администрация) в указанной сфере, поскольку не исполнены обязанности, предусмотренные в пункте 1 статьи 9, пункте 3 статьи 12, пункте 5 статьи 16, пункте 2 статьи 25, статье 27, пунктах 1 и 2 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Согласно п.17 ч.1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация ритуальных услуг. В соответствии с п.1 статьи 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» органами местного самоуправления устанавливается качество услуг по погребению, предоставляемых на безвозмездной основе супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего. В соответствии со статьей 25 данного закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Как установлено проверкой, администрацией МО «Котласский муниципальный район» обязанности, предусмотренные вышеуказанным законом не исполнены: не установлено качество услуг по погребению, предоставляемых на безвозмездной основе супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего; не определена стоимость услуг, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 12 Федерального закона «О погребении и похоронном деле»; не установлен размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего; не организовано похоронное дело, не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, на которую возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших, не определен порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела; не определен порядок формирования и полномочия попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела. Нормативные правовые акты по указанным вопросам органами местного самоуправления МО «Котласский муниципальный район» не приняты и официально не опубликованы (не обнародованы). В результате бездействия администрации МО «Котласский муниципальный район» нарушаются права неопределенного круга лиц в сфере отношений, связанных с погребением умерших. В ходе судебного заседания помощник прокурора Дурапов Д.В. требования заместителя прокурора поддержал в полном объеме, дал пояснения согласно доводам, изложенным в заявлении. Просит суд признать незаконным бездействие администрации МО «Котласский муниципальный район» при организации ритуальных услуг и обязать администрацию МО «Котласский муниципальный район» устранить нарушения законодательства о погребении и похоронном деле путем исполнения обязанностей органов местного самоуправления, предусмотренных в пункте 1 статьи 9, пункте 3 статьи 12, пункте 5 статьи 16, пункте 2 статьи 25, статье 27, пунктах 1 и 2 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» Прохоров Д.А., действующий на основании доверенности, заявленные заместителем прокурора требования не признал. Пояснил, что организация ритуальных услуг является обязанностью поселений, а не администрации МО «Котласский муниципальный район». Он не оспаривает тот факт, что на территории МО «Котласский муниципальный район» оказание ритуальных услуг не организованно. Согласно Уставу и Федеральному закону № 131-ФЗ администрация МО «Котласский муниципальный район» должна организовать ритуальные услуги только на межпоселенческих местах захоронения. Таких мест на территории района нет. Просит отказать в удовлетворении заявления прокурора. Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. На основании статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями регламентами, приказами). В силу пункта 17 части 1 статьи 15 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг. В пункте 16 части 3 статьи 10 Устава муниципального образования «Котласский муниципальный район» указано, что к вопросам местного значения муниципального района относятся содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг. На основании статьи 9 Федерального закона от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления. Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления. Услуги по погребению, указанные в пункте 1 данной статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы. В соответствии с пунктом 3 статьи 12 вышеуказанного Закона услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение. Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренной статьей 9 данного Закона. В силу части 5 статьи 16 вышеуказанного Закона размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника. Согласно статье 25 вышеуказанного Закона гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умерших и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. В соответствии со статьей 27 вышеуказанного закона для осуществления общественного контроля за деятельностью в сфере похоронного дела при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления могут создаваться попечительские (наблюдательные) советы по вопросам похоронного дела. Порядок формирования и полномочия попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Согласно статье 29 вышеуказанного Закона органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов. В ходе судебного заседания установлено, что в силу статьи 35 Устава МО «Котласский муниципальный район» администрация МО «Котласский муниципальный район» - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции. Согласно пункту 2.1 Положения об администрации МО «Котласский муниципальный район», утвержденному решением Собрания депутатов МО «Котласский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ №, администрация осуществляет в пределах установленных законодательством Российской Федерации и Уставом МО функции по исполнению и реализации вопросов местного значения МО «Котласский муниципальный район» и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления МО «Котласский муниципальный район» федеральными законами и законами Архангельской области. На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанными федеральными законами на муниципальное образование «Котласский муниципальный район» возложена обязанность по организации на территории муниципального образования «Котласский муниципальный район» ритуальных услуг. Данная обязанность, по организации ритуальных услуг на территории МО «Котласский муниципальный район» указана и в пункте 16 статьи 10 Устава МО «Котласский муниципальный район». Согласно сведениям, предоставленным председателем КУМИ и КХ МО «Котласский муниципальный район» Щ. (л.д. 6) специализированные службы, действующие в сфере погребения и похоронного дела на территории МО «Котласский муниципальный район» не созданы. В силу статьи 249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Представитель заинтересованного лица администрации МО «Котласский муниципальный район» факт того, что на территории МО «Котласский муниципальный район» специализированные службы, действующие в сфере погребения и похоронного дела не созданы, ритуальные услуги не организованы, не оспаривает. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что администрация МО «Котласский муниципальный район» совершила бездействие, то есть не выполнила возложенные на неё Уставом МО «Котласский муниципальный район» и вышеуказанными Федеральными законами обязанность по организации ритуальных услуг на территории МО «Котласский муниципальный район». Судом не принимаются доводы представителя заинтересованного суда о том, что обязанность по организации ритуальных услуг в силу Федерального закона № 131-Ф№ от 06.10.2003 года «Об организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложена на поселение. Суд считает, что законодатель прямо закрепил обязанность для муниципального района организовать на территории муниципального района ритуальные услуги. Возложение такой же обязанности на поселение само по себе не освобождает администрацию МО «Котласский муниципальный район» от выполнения аналогичной обязанности. В результате бездействия администрации МО «Котласский муниципальный район» нарушаются права неопределенного круга лиц в сфере отношений, связанных с погребением умерших. Нарушенное право в силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ, статей 3, 4, 258 ГПК РФ подлежит защите путем понуждения администрации МО «Котласский муниципальный район» к исполнению возложенной на неё обязанности. В соответствии со статьей 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым заявленные заместителем прокурора требования удовлетворить и признать незаконным бездействие администрации МО «Котласский муниципальный район», выразившееся в непринятии мер по организации ритуальных услуг на территории муниципального образования «Котласский муниципальный район», возложить на администрацию обязанность принять предусмотренные законодательством Российской Федерации о погребении и похоронном деле меры по организации на территории муниципального образования «Котласский муниципальный район» ритуальных услуг. Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, 254 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Заявление заместителя Котласского межрайонного прокурора В.В.Клепикова удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район», выразившееся в непринятии мер по организации на территории муниципального образования «Котласский муниципальный район» ритуальных услуг. Обязать администрацию муниципального образования «Котласский муниципальный район» принять предусмотренные законодательством Российской Федерации о погребении и похоронном деле меры по организации на территории муниципального образования «Котласский муниципальный район» ритуальных услуг. Настоящее решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Архангельский областной суд через Котласский районный суд. Председательствующий Е.В.Котова