Дело № 2- 426/12 РЕШЕНИЕ именем Российской федерации г.Котлас 07 сентября 2012 года Котласский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Котовой Е.В., при секретаре Ермиловой А.С., с участием помощника Котласского межрайонного прокурора Дурапова Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котласе ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по заявлению Маруха М.Ю. о признании решения Совета депутатов МО «Черемушское» от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ №) не соответствующим федеральному и областному законодательству, У С Т А Н О В И Л: Маруха М.Ю. обратился в суд с заявлением в котором просит признать решение Совета депутатов МО «Черемушское» от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ №) и «Порядок определения цены земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования «Черемушское» при продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках и порядком его оплаты» незаконными и обязать Совет депутатов МО «Черемушское» отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ №) и привести его в соответствии с федеральным и областным законодательством. Заявление обосновывает тем, что он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Земельный участок площадью <иные данные> кв.м., на котором стоит дом, является собственностью МО «Черемушское», поставлен на кадастровый учет и находится в аренде его бабушки Е. на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию МО «Черемушское» с заявлением о предоставлении земельного участка, на котором стоит дом, в собственность, так как в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ имеет исключительное право на приватизацию данного земельного участка, а бабушка обратилась с заявлением о расторжении договора аренды. На его заявление администрация МО «Черемушское» ответила, что выкупная цена его земельного участка составляет <иные данные>. С указанной ценой он не согласился. Администрация пояснила, что цена земельного участка определена в соответствии с «Порядком определения цены земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования «Черемушское» при продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках и порядком его оплаты», утвержденным решением Совета депутатов МО «Черемушское» от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ №). В соответствии с этим решением выкупная цена земельного участка определяется по формуле, где применяется 15-кратный размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, что по мнению заявителя противоречит статье 2 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» и статье 1 Закона Архангельской области от 28 мая 2008 года № 514-27-ОЗ «О цене земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений». В связи с тем, что данное решение противоречит федеральному и областному законодательству он не может реализовать свое право на приобретение в собственность земельного участка, по цене определенной данным законодательством. В ходе судебного заседания заявитель Маруха М.Ю. заявленные требования поддержал в полном объеме, дал пояснения согласно доводам, изложенным в заявлении. Просит суд признать решение Совета депутатов МО «Черемушское» от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ №) и «Порядок определения цены земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования «Черемушское» при продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках и порядком его оплаты» незаконными и обязать Совет депутатов МО «Черемушское» отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ №) и привести его в соответствии с федеральным и областным законодательством. Представитель заинтересованного лица Совета депутатов МО «Черемушское» Проскуряков В.П. заявление не признал, в ходе судебного заседания пояснил, что в настоящее время решение и Порядок определения цены земельного участка соответствуют действующему федеральному и областному законодательству. С ДД.ММ.ГГГГ муниципальное образование вправе самостоятельно определят цену земли. Данное решение принято Советом депутатов в пределах полномочий, надлежащим образом опубликовано. Просит в удовлетворении требований отказать. Участвующий в деле помощник Котласского межрайонного прокурора Дурапов Д.В. в своем заключении не находит оснований для признания данного решения и Порядка незаконными. Просит в удовлетворении заявления Марухе М.Ю. отказать. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, выслушав помощника прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, суд считает, что заявление Марухи М.Ю. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, а также прокурор в пределах своей компетенции, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. К действиям (решениям) учреждений или должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), которыми созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод. Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, могут быть признаны судом недействительными. В соответствии со ст.19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступление в силу определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). В соответствии со статьей 7 частью 4 Федерального Закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года « Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации». Согласно статье 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности - органами местного самоуправления. Цена земельных участков не может превышать их кадастровую стоимость. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 01 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность. До 01 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 данной статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участка по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации в населенных пунктах с численность населения до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех - до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. В силу статьей 1 и 2 Областного закона Архангельской области от 28 мая 2008 года № 514-27-ОЗ «О цене земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений» до 01 июля 2012 года продажа земельных участков на территории Архангельской области, находящихся в государственной или муниципальной собственности граждан, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений определялась в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. С 01 июля 2012 года при приобретении земельных участков, находящихся в государственной собственности Архангельской области, а также земельных участков на территории Архангельской области, государственная собственность на которые не разграничена, их цена определяется для граждан, являющихся собственниками жилых домов, расположенных на таких земельных участках, - в размере 3 процентов кадастровой стоимости земельных участков. В ходе судебного заседания установлено следующее. На очередном тридцать первом заседании второго созыва Совета депутатов муниципального образования «Черемушское» ДД.ММ.ГГГГ было принято решение № «Об утверждении Порядка определения цены земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования «Черемушское», при продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участка и порядок его оплаты» и «Порядок определения цены земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования «Черемушское», при продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участка и порядок его оплаты». Данное решение и Порядок в соответствии с «Положением о порядке опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Черемушского сельского поселения», принятого решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ на информационных стендах и на официальном сайте. Данное обстоятельство подтверждается представленным в судебное заседание Актом обнародования муниципальных нормативных правовых актов. Данным Порядком урегулирован вопрос определения стоимости земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования «Черемушское», при продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, и порядок его оплаты (далее - Порядок), если иное не установлено федеральными и областными законами. Стоимость земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования «Черемушское», при продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на данных земельных участках, определяется по указанной в Порядке формуле. При этом применяется тридцатикратный размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. Цена земельного участка, указанная в данном Порядке, не может превышать его кадастровую стоимость. На тридцать втором заседании второго созыва Совета депутатов муниципального образования «Черемушское» ДД.ММ.ГГГГ было принято решение № «О внесении изменений в Порядок определения цены земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования «Черемушское», при продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участка и порядок его оплаты». В абзаце втором Порядка слова « тридцатикратный» заменены на слова «пятнадцатикратный». Данное Решение официально опубликовано на информационных стендах и на официальном сайте ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство подтверждается представленным в судебное заседание Актом обнародования муниципальных нормативных правовых актов. Данные решения Совета депутатов МО «Черемушское» от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, а также утверждженными ими Порядок определения цены земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования «Черемушское», при продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участка и порядок его оплаты носят нормативно-правовой характер, являются обязательными для неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение. Согласно Уставу МО «Черемушское», принятому Решением Совета депутатов МО «Черемушское» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18 - 35), органами местного самоуправления Черемушского сельского поселения являются: - Совет депутатов Черемушского сельского поселения - представительный орган муниципального образования «Черемушское» (статья 4). Правом издавать (принимать) муниципальные нормативные правовые акты органов и выборных должностных лиц местного самоуправления Черемушского сельского поселения наделяются: - Совет депутатов Черемушского сельского поселения - в форме решений (статья 5). К вопросам местного значения Черемушского муниципального образования относятся: Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Черемушского сельского поселения (статья 7). Совет депутатов Черемушского сельского поселения является постоянно действующим и единственным представительным органом муниципального образования «Черемушское». Совет депутатов Черемушского сельского поселения состоит из 10 депутатов (статья 12), Совет депутатов Черемушского сельского поселения принимает решения по вопросам, относящимся к его ведению, исключительно на заседаниях Совета депутатов Черемушского сельского поселения. Заседание Совета депутатов Черемушского сельского поселения правомочно, если на нем присутствуют не менее половины от установленной численности депутатов Совета депутатов Черемушского сельского поселения (статья 13). Решение Совета депутатов может быть принято по любому вопросу, требующему принятия общеобязательных правил по вопросам местного значения Черемушского сельского поселения, если иное не предусмотрено Уставом Черемушского сельского поселения. Исключительно решением Совета депутатов Черемушского сельского поселения определяется порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом Черемушского сельского поселения, в том числе порядок и условия приватизации муниципального имущества Черемушского сельского поселения (статья 14). Решения Совета депутатов Черемушского сельского поселения принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов Черемушского сельского поселения. Решения Совета депутатов Черемушского сельского поселения вступают в силу со дня их официального опубликования (обнародования), если иное не предусмотрено Федеральным законом или самим решением Совета депутатов. Решения Совета депутатов затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также права и обязанности юридических лиц, вступают в силу не ранее чем по истечении 10 дней со дня их официального опубликования (обнародования) (статья 15). На основании вышеизложенного, суд приходит к следующему. Обжалуемые Решения и Порядок были приняты Советом депутатов в рамках их полномочий, определенных Уставом МО «Черемушское» и статьей 36 Земельного кодекса РФ, в отношении муниципальных земельных участков. При принятии данных Решений Советом депутатов был соблюден порядок принятия муниципальных правовых актов. Данные муниципальные правовые акты были в установленном Порядке обнародованы. Таким образом, суд не усматривает нарушение процедуры принятия данных нормативных правовых актов. Ссылка заявителя Марухи М.Ю. на противоречие данных нормативных правовых актов федеральному и областному законодательству в ходе судебного заседания также своего подтверждения не нашла. На момент рассмотрения данного гражданского дела обжалуемый Порядок определения цены земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования «Черемушское», при продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участка и порядок его оплаты соответствует статье 36 Земельного кодекса РФ, которая наделяет органы местного самоуправления правом определять цену земельных участок, находящихся в муниципальной собственности. Льготный порядок приобретения гражданами - собственниками зданий, строений, сооружений, установленный статьей 2 Федерального закона РФ от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и статье 1 Закона Архангельской области от 28 мая 2008 года № 514-27-ОЗ, на который ссылается заявитель Маруха М.Ю. действовал до 01 июля 2012 года, следовательно, на момент рассмотрения данного гражданского дела он не может служить основанием для признания обжалуемого Порядка противоречащим федеральному и областному законодательству. Исходя из изложенного суд считает, что решение Совета депутатов МО «Черемушское» от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ №) и «Порядок определения цены земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования «Черемушское» при продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках и порядком его оплаты» является законным, соответствует федеральному и областному законодательству, в связи с чем заявление Марухи М.Ю. удовлетворению не подлежит. Руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Маруха М.Ю. о признании решения Совета депутатов МО «Черемушское» от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ №) не соответствующим федеральному и областному законодательству отказать. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий Котова Е.В.