об обязании провести аттестацию рабочих мест по условиям труда



Дело № 2 - 485/12                                                

                                                             

Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации

18 сентября 2012 года                                                                        город Котлас

Котласский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Котовой Е.В.,

при секретаре     Ермиловой А.С.,

с участием помощника Котласского межрайонного прокурора Тюленева С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 18 сентября 2012 года                                                                           в г. Котласе гражданское дело по иску заместителя Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад » об обязании провести аттестацию рабочих мест по условиям труда,

УСТАНОВИЛ:

заместитель Котласского межрайонного прокурора обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению"Детский сад " (далее по тексту МДОУ "Детский сад ") об обязании провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

        В обоснование иска заместитель прокурора указал, что Котласской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения трудового законодательства Российской Федерации в МДОУ "Детский сад ". Проверкой выявлены нарушения норм трудового законодательства, регулирующего охрану труда. В нарушение требований ст. 212 Трудового кодекса РФ и п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 342н от 26.04.2011 в МДОУ "Детский сад аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена, чем нарушаются права работников на безопасные условия труда. В целях предупреждения причинения вреда жизни, здоровью работников МДОУ "Детский сад ", осуществляющим работу на не аттестованных рабочих местах, просит обязать МДОУ "Детский сад " провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник прокурора Тюленев С.В. исковые требования заместителя прокурора поддержал, на их удовлетворении настаивал, дал пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заявлении. Против установления срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда до ДД.ММ.ГГГГ не возражал.

Представитель ответчика заведующая МДОУ "Детский сад Панфилова Н.Г. в судебном заседании исковые требования заместителя прокурора об обязании МДОУ "Детский сад провести аттестацию рабочих мест по условиям труда признала. Пояснила, что аттестация рабочих мест в МДОУ "Детский сад " вообще не проводилась. Просит определить срок проведения аттестации до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель третьего лица на стороне ответчика администрации МО «Котласский муниципальный район» в судебное заседание не явился. О времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд в соответствии со статьей 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Подавая заявление, прокурор обосновал обращение в суд интересами неопределённого круга лиц.

При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит рассмотрению по существу.

В силу ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.

Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 г. № 342н утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, согласно п.п. 4 и 8 которого, аттестации подлежат все рабочие места работодателя, сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет, аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Как следует из п.п. 9,10,11 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 г. № 342н (далее Порядок) для организации и проведения аттестации работодателем создается аттестационная комиссия, а также определяется график проведения работ по аттестации. Состав аттестационной комиссии, а также график проведения работ по аттестации утверждаются приказом работодателя. Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя.

Пунктом 12 Порядка предусмотреносоставление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием факторов производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности работника специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, которые необходимо измерять и оценивать исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, требований нормативных правовых актов, а также мест проведения этих измерений.

Согласно п. 13 Порядка оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам; оценку травмоопасности рабочих мест; оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты; комплексную оценку условий труда на рабочих местах.

Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации.

Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение десяти календарных дней с даты его поступления, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю).

Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (п.п. 44,45 Порядка).

В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком, что в МДОУ "Детский сад " имеются нарушения норм трудового законодательства, регулирующего охрану труда, в частности не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда.

Согласно сообщению МДОУ "Детский сад (л.д. 4) общее количество рабочих мест в МДОУ "Детский сад составляет 11 рабочих мест. Аттестация рабочих мест не проводилась.

Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и Уставу МДОУ "Детский сад " является действующим юридическим лицом (л.д. 5).

Согласно Уставу муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад » (л.д. 8 - 19), учредителем детского сада является муниципальное образование «Котласский муниципальный район». Функции и полномочия учредителя в отношении муниципального учреждения осуществляются администрацией муниципального образования «Котласский муниципальный район» в лице отдела образования администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район».

Поскольку МДОУ "Детский сад " является действующим юридическим лицом, следовательно, имеются рабочие места, которые подлежат аттестации не реже чем один раз в пять лет.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком МДОУ "Детский сад " доказательств проведения аттестации рабочих мест по условиям труда суду не представлено. Как следует из пояснений представителя ответчика, последняя аттестация рабочих мест в МДОУ "Детский сад " не проводилась.

Поскольку обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда лежит на работодателе и как установлено в судебном заседании ответчиком до настоящего времени аттестация рабочих мест не проведена, суд находит требования заместителя прокурора подлежащими удовлетворению.

Суд полагает необходимым обязать МДОУ "Детский сад " в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. Срок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, о котором просит прокурор - до ДД.ММ.ГГГГ, суд находит недостаточным для проведения аттестации рабочих мест, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ году финансовые средства на проведение аттестации рабочих мест в МДОУ "Детский сад " не заложены, указанная статья расходов будет включена в бюджет на ДД.ММ.ГГГГ год.

В соответствии со статьёй 103 ГПК РФ, суд полагает ко взысканию с МДОУ "Детский сад "государственной пошлины в доход местного бюджета в размере <иные данные> рублей, поскольку заместитель прокурора обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга граждан, которые при подаче искового заявления в суд, на основании положений пункта 3 части 1 статьи 333.19 НК РФ обязаны уплачивать государственную пошлину в размере <иные данные> рублей.

       Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд                                                      

                                                       Р Е Ш И Л:

исковые требования заместителя Котласского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать муниципальное дошкольному образовательному учреждению «Детский сад » в срок до ДД.ММ.ГГГГ за счет средств бюджета МО «Котласский муниципальный район» провести аттестацию рабочих мест.

         Взыскать с муниципального дошкольному образовательному учреждению «Детский сад » в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <иные данные> рублей.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы либо представления через Котласский районный суд.

Председательствующий:                             Е.В.Котова