Дело № 2 - 507/12 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 26 сентября 2012 года город Котлас Котласский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Котовой Е.В., при секретаре Алдохиной В.Н., с участием помощника Котласского межрайонного прокурора Дурапова Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Котласе 26 сентября 2012 года гражданское дело по заявлению заместителя Котласского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» по организации предоставления государственных и муниципальных услуг, УСТАНОВИЛ: Заместитель Котласского межрайонного прокурора В.В.Клепиков обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации МО «Котласский муниципальный район» при организации предоставления государственных и муниципальных услуг и обязать администрацию муниципального образования «Котласский муниципальный район» разработать и утвердить административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг, предоставляемых администрацией муниципального образования «Котласский муниципальный район»; разместить в Архангельском региональном реестре государственных и муниципальных услуг предусмотренные в приложениях 1 и 2 Положения о федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 года № 861, сведения о предоставляемых администрацией муниципального образования «Котласский муниципальный район» государственных и муниципальных услугах. В своем заявлении заместитель прокурора указал, что в ходе проверки исполнения законодательства, регулирующего отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, выявлено незаконное бездействие администрации МО «Котласский муниципальный район» в указанной сфере, поскольку не исполнены обязанности, предусмотренные в частях 1 и 3 статьи 29 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Согласно данного Федерального закона органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставить государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. Административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу указанного Федерального закона (не позднее 31 июля 2012 года). Предусмотренные указанным Федеральным законом сведения о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, и муниципальных услугах должны быть включены в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01 июля 2011 года. Постановление администрации МО «Котласский муниципальный район» от 29.06.2012 года № 907 утвержден перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых администрацией МО «Котласский муниципальный район», который состоит из 54 услуг. Как установлено проверкой, администрацией МО «Котласский муниципальный район» до настоящего времени указанные обязанности не исполнены. Администрацией МО «Котласский муниципальный район» разработаны и утверждены не все административные регламенты предоставления муниципальных услуг, а также не разработаны и не утверждены административные регламенты предоставления государственных услуг. В результате бездействия администрации МО «Котласский муниципальный район» нарушаются права неопределенного круга лиц на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги, а также на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме. Также нарушаются права неопределенного круга лиц на надлежащее местное самоуправление в МО «Котласский муниципальный район». В судебном заседании помощник прокурора Дурапов Д.В. требования заместителя прокурора уточнил. Просит суд признать незаконным бездействие администрации МО «Котласский муниципальный район», выразившееся в непринятии мер по разработке и принятию административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг, предоставляемых администрацией МО «Котласский муниципальный район», а также по включению сведений о государственных услугах и муниципальных услугах в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг в целях доступа к этим сведениям для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг и обязать администрацию МО «Котласский муниципальный район» принять предусмотренные законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, меры по организации предоставления государственных и муниципальных услуг. В ходе судебного заседания помощник прокурора Дурапов Д.В. уточненные требования заместителя прокурора поддержал в полном объеме, дал пояснения согласно доводам, изложенным в заявлении. Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» Громов В.В. действующий на основании доверенности, заявленные заместителем прокурора требования не признал. Пояснил, что он не оспаривает тот факт, что на момент рассмотрения данного гражданского дела администрацией не приняты все административные регламенты. Постановлением администрации МО «Котласский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых администрацией МО «Котласский муниципальный район», который состоит из 54 услуг. При этом 23 - это государственная услуга и 31 - муниципальная услуга. 11 административных регламентов опубликовано в качестве проектов, официально они не приняты. На официальном сайте реестр оказываемых услуг не полный. Администрация принимает все меры, однако в установленный срок не успела выполнить все мероприятия. Своей вины в этом администрация не усматривает. Представитель заинтересованного лица считает, что принимать административные регламенты по оказанию государственных услуг они не правомочны и не должны. Данный регламент должен принять субъект Российской Федерации, а именно Правительство Архангельской области. Просит отказать в удовлетворении заявления прокурора. Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. На основании статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями регламентами, приказами). В силу статьи 2 часть 1 п.1 и 2 Федерального закона РФ № 210-ФЗ от 27.07.2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации - деятельность по реализации функций соответственного федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги. Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований. На основании части 1 статьи 13 Федерального закона РФ № 210-ФЗ от 27.07.2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу. В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 6 Федерального закона РФ № 210-ФЗ от 27.07.2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечить возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя. Согласно статье 29 вышеуказанного Федерального закона административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Административные регламенты, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с положениями настоящего Федерального закона не позднее 01 июля 2012 года. Предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, и муниципальных услугах должны быть включены в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01 июля 2011 года. Указанный Федеральный закон вступил в законную силу 31 июля 2010 года. Таким образом административные регламенты должны быть администрацией МО «Котласский муниципальный район» приняты и разработаны не позднее ДД.ММ.ГГГГ. В ходе судебного заседания установлено, что в силу статьи 35 Устава МО «Котласский муниципальный район» администрация МО «Котласский муниципальный район» - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции. Согласно пункту 2.1 Положения об администрации МО «Котласский муниципальный район», утвержденному решением Собрания депутатов МО «Котласский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ №, администрация осуществляет в пределах установленных законодательством Российской Федерации и Уставом МО функции по исполнению и реализации вопросов местного значения МО «Котласский муниципальный район» и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления МО «Котласский муниципальный район» федеральными законами и законами Архангельской области. На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанным федеральным законом на администрацию муниципальное образование «Котласский муниципальный район» возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и принять административные регламенты по оказанию государственных услуг,переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в ведение МО «Котласский муниципальный район» и по оказанию муниципальных услуг. А также не позднее ДД.ММ.ГГГГ сведения о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, и муниципальных услугах включить в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг. В соответствии со сведения, предоставленными главой администрации МО «Котласский муниципальный район» В.Н.Апраксиным (л.д.5-7) указанная обязанность администрацией МО «Котласский муниципальный район» надлежащим образом не выполнена. В силу статьи 249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Представитель заинтересованного лица администрации МО «Котласский муниципальный район» Громов В.В. доказательств того, что администрацией приняты все административные регламентыпредоставления государственных и муниципальных услуг, предоставляемых администрацией МО «Котласский муниципальный район», а также включены сведения о государственных услугах и муниципальных услугах в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг в целях доступа к этим сведениям для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг в судебное заседание при рассмотрении гражданского дела по существу не представлено. Ходатайств о запросе данных доказательств не заявлено. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что администрация МО «Котласский муниципальный район» совершила бездействие, то есть не выполнила возложенные на неё вышеуказанными Федеральными законами обязанность по разработке и принятию административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг, предоставляемых администрацией МО «Котласский муниципальный район», а также по включению сведений о государственных услугах и муниципальных услугах в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг в целях доступа к этим сведениям для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг. Судом не принимаются доводы представителя заинтересованного лица о том, что обязанностью администрации не является разработка и принятие административных регламентов предоставления государственных услуг. В силу части 1 статьи 13 Федерального закона РФ № 210-ФЗ от 27.07.2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу. Следовательно, администрация МО «Котласский муниципальный район» обязана разработать и принять административный регламент по оказанию государственной услуги, в том случае, если ей на основании федерального закона либо закона Архангельской области переданы отдельные государственные полномочия по оказанию данной государственной услуги. В результате бездействия администрации МО «Котласский муниципальный район» нарушаются права неопределенного круга лиц на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги, а также на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме. Нарушенное право в силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ, статей 3, 4, 258 ГПК РФ подлежит защите путем понуждения администрации МО «Котласский муниципальный район» к исполнению возложенной на неё обязанности. В соответствии со статьей 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым заявленные заместителем прокурора требования удовлетворить и признать незаконным бездействие администрации МО «Котласский муниципальный район», выразившееся в непринятии мер по по разработке и принятию административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг, предоставляемых администрацией МО «Котласский муниципальный район», а также по включению сведений о государственных услугах и муниципальных услугах в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг в целях доступа к этим сведениям для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг и обязать администрацию МО «Котласский муниципальный район» принять предусмотренные законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, меры по организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, 254 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Заявление заместителя Котласского межрайонного прокурора В.В.Клепикова удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации МО «Котласский муниципальный район», выразившееся в непринятии мер по разработке и принятию административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг, предоставляемых администрацией МО «Котласский муниципальный район», а также по включению сведений о государственных услугах и муниципальных услугах в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг в целях доступа к этим сведениям для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг. Обязать администрацию МО «Котласский муниципальный район» принять предусмотренные законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, меры по организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Настоящее решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Архангельский областной суд через Котласский районный суд. Председательствующий Е.В.Котова