о признании бездействия незаконным и обязании обеспечить нормативный 45-суточный запас топлива для теплоснабжающих организаций МО «Сольвычегодское»



Дело № 2 - 506/12                                                                24 сентября 2012 года

РЕШЕНИЕ

                             именем Российской Федерации

Котласский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Котовой Е.В.,

при секретаре Алдохиной В.Н.,

с участием помощника Котласского межрайонного прокурора Дурапова Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Котласе 24 сентября 2012 года гражданское дело по иску заместителя Котласского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» о признании бездействия незаконным и обязании обеспечить нормативный 45-суточный запас топлива для теплоснабжающих организаций МО «Сольвычегодское»,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Котласского межрайонного прокурора В.В.Клепиков обратился с заявлением в интересах неопределённого круга лиц в суд к администрации МО «Котласский муниципальный район, в котором просит признать бездействие администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» (далее по тексту - Администрация ) в непринятии мер по устранению нарушений закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» незаконным и возложить на администрацию «Котласский муниципальный район» обязанность по обеспечению нормативного 45 - суточного запаса топлива для теплоснабжающих организаций МО «Сольвычегодское».

В обоснование заявления заместитель прокурора указал, что Котласской межрайонной прокуратурой проведена проверка наличия на складах предприятий ЖКХ МО «Сольвычегодское» нормативных запасов каменного угля. В ходе проверки установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствует 45 суточный запас каменного угля и дров на складах теплоснабжающих организаций ЖКХ МО «Сольвычегодское». Запасы каменного угля на котельных МО «Сольвычегодское» отсутствуют. В силу Федерального закона от 21.12.1994 г № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» предупреждение и защита населения МО «Сольвычегодское» от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера возлагается на администрацию МО «Котласский муниципальный район». Отсутствие нормативных запасов топлива на котельных г.Сольвычегодска, д.Григорово и пос.Харитоново Котласского района Архангельской области затрагивает интересы потребителей указанных поселков и в случае наступления аварийной или чрезвычайной ситуации возникнет угроза их жизни, здоровья, имуществу, причинит значительный материальный ущерб. В случае аварийной ситуации из-за отсутствия запасов топлива на котельных МО «Солвычегодское» могут быть нарушены конституционные права нанимателей и собственников жилых помещений, которые производят оплату за коммунальные услуги в полном объеме.

В судебном заседании помощник прокурора Дурапов Д.В. требования поддержал по указанным в заявлении основаниям. Просит бездействие администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» в непринятии мер по устранению нарушений закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» признать незаконным и возложить на администрацию «Котласский муниципальный район» обязанность по обеспечению нормативного 45 - суточного запаса топлива для теплоснабжающих организаций МО «Сольвычегодское».

Представитель третьего лица администрации МО «Сольвычегодское» в судебное заседание не явился. Направил в суд ходатайство с просьбой рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица.

Суд в соответствии со статьей 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица администрации МО «Сольвычегодское».

Представитель ответчика администрации МО «Котласский муниципальный район» Громов В.В., действующий на основании доверенности, исковые требования заместителя прокурора не признал. Считает, что бездействия у администрации МО «Котласский муниципальный район» нет. Просит в иске прокурору отказать.

Выслушав прокурора, представителя ответчика администрации МО «Котласский муниципальный район», проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу требований части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 года № 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» Правила).

Согласно приложению 1 к данным Правилам при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю, бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха. Допустимая продолжительность перерыва отопления : не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 16 часов единовременно- при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 до нормальной температуры; не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 до +12; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 до +10.

При таких обстоятельствах прекращение или ограничение отопления жилых помещений приведет к нарушению прав и законных интересов потребителей, проживающих в многоквартирных домах, и своевременно оплачивающих коммунальные услуги.

Согласно пункту 4 и 39 Инструкции об организации в Минэнерго России работы по расчёту и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, утверждённой приказом Минэнерго РФ от 04.09.2008 г. № 66, неснижаемый нормативный запас топлива на отопительных котельных создаётся в целях обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств (перерывы в поступлении топлива; резкое снижение температуры наружного воздуха и т.п.) при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива. Для расчёта размера нормативного эксплуатационного запаса топлива принимается 45 - суточный запас твёрдого топлива.

В силу статьи 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12.1994 года, организации обязаны, в том числе планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов, проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.

В соответствии с пп. 3, 4, пункта 1 статьи 14 федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

На основании части 4 статьи 15 вышеуказанного закона органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно п.п. 7, 21 пункта 1 статьи 15 федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со статьей 50 федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, может находиться в собственности поселения и в собственности муниципальных районов.

Таким образом, согласно вышеуказанного закона, предупреждение и защита населения МО «Сольвычегодское» от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера возлагается на администрацию МО «Котласский муниципальный район».

На основании пунктов «а», «г», «д» части 2 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно Порядку создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайного ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 года № 1340, резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются: местные резервы материальных ресурсов решением органов местного самоуправления. Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств местных бюджетов - местные резервы материальных ресурсов.

В ходе судебного заседания установлено следующее.

ДД.ММ.ГГГГ было заключено Соглашение о разграничении полномочий в решении вопросов местного значения между МО «Сольвычегодское (поселение) и МО «Котласский муниципальный район» (район), согласно которому поселение передало, а район принял на себя полномочия Поселения по организации теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на территории МО «Сольвычегодское».

Таким образом, администрация МО «Котласский муниципальный район» приняла на себя обязательство по организации надлежащего теплоснабжения на территории муниципального образования «Сольвычегодское».

Муниципальное образование «Сольвычегодское» располагается в труднодоступной местности, за рекой. Мост через реку отсутствует. Люди, автомашины переправляются через реку либо на пароме, либо по пантонной переправе, которые не функционируют в период межсезонья в случае ледостава на реке либо ледохода. В этот период времени в муниципальное образование «Сольвычегодское» доставить топливо не возможно. Следовательно, согласно пункту 4 и 39 Инструкции об организации в Минэнерго России работы по расчёту и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, утверждённой приказом Минэнерго РФ от 04.09.2008 г. № 66, на отопительных котельных МО «Сольвычегодское» должен создаваться неснижаемый нормативный запас топлива в целях обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств (перерывы в поступлении топлива; резкое снижение температуры наружного воздуха и т.п.) при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива. Для расчёта размера нормативного эксплуатационного запаса топлива принимается 45 - суточный запас твёрдого топлива.

В силу вышеуказанного законодательства данный запас твердого топлива должна обеспечить администрация МО «Котласский муниципальный район».

Как видно из представленной в судебное заседание представителем ответчика распечатки оперативной информации о запасах каменного угля в МО «Котласский муниципальный район» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на складах котельных в г. Сольвычегодске имеется запас угля только на трое суток, отсутствует не только 45 - суточный запас каменного угля, но и текущий запас угля. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на складах котельных в г. Сольвычегодске имеется запас угля только на 6-7 суток.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190 - ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов относится организация обеспечения надёжного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов. Такая проверка осуществляется и в целях подтверждения нормативных запасов топлива (части 2 и 5 статьи 20 названного Закона).

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что в муниципальном образовании «Сольвычегодское» существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, прекращения теплоснабжения населения в связи с возможным аварийным прекращением работы котельных в г. Сольвычегодске, д. Григорово и п. Харитоново Котласского района, на складах которых отсутствует достаточный запас топлива, что свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления - администрацией МО «Котласский муниципальный район» вышеприведённых требований закона.

Таким образом, суд считает, что в данном случае бездействие администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район», выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» имеет место быть и требования заместителя Котласского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению, суд считает необходимым Обязать администрацию муниципального образования «Котласский муниципальный район» обеспечить нормативный 45-суточный запас топлива для теплоснабжающих организаций муниципального образования «Сольвычегодское».

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Котласского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район», выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Котласский муниципальный район» обеспечить нормативный 45-суточный запас топлива для теплоснабжающих организаций муниципального образования «Сольвычегодское».

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы либо представления через Котласский районный суд.

Председательствующий                                                                        Е.В. Котова