Дело № ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Котласский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Котовой Е.В.,
при секретаре Ермиловой А.С.,
с участием старшего помощника Котласского межрайонного прокурора Вязовикова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Котласского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования «Сольвычегодское» и администрации «Котласский муниципальный район» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по обеспечению нормативного запаса топлива для теплоснабжающих организаций МО «Сольвычегодское» и обязании Муниципального унитарного предприятия «Стахановец» и Общества с ограниченной ответственностью «Газжилпроект» разместить нормативный запас топлива на складах котельных,
УСТАНОВИЛ:
Котласский межрайонный прокурор обратился с заявлением в интересах неопределённого круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «Сольвычегодское» и администрации «Котласский муниципальный район» (далее по тексту - МО) незаконным, возложении на администрацию МО «Сольвычегодское» и «Котласский муниципальный район» обязанности по обеспечению нормативного 45 - суточного запаса топлива для теплоснабжающих организаций МО «Сольвычегодское», на Муниципальное унитарное предприятие «Стахановец» (далее по тексту -МУП) и Общество с ограниченной ответственностью «Газжилпроект» (далее по тексту - ООО) обязанности по размещению нормативного 45 - суточного запаса топлива на складах котельных.
В обоснование заявления сослался на то, что организация теплоснабжения, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций относится к вопросам местного значения. Между тем, администрациями МО «Сольвычегодское» и «Котласского муниципального района» не предпринимаются соответствующие меры по поддержанию в должном состоянии котельных в <адрес>, <адрес> и <адрес>, на складах которых отсутствует 45 - суточный запас каменного угля и дров, что создаёт возможность возникновения чрезвычайной ситуации и нарушает права неопределённого круга лиц - населения указанных посёлков. Бремя содержания объектов, имеющих нарушения требований к эксплуатации, лежит на МУП «Стахановец» и арендаторе ООО «Газжилпроект».
В судебном заседании старший помощник прокурора Вязовиков А.В. требования поддержал по указанным в заявлении основаниям. Просит признать бездействие администрации МО «Сольвычегодское» и администрации МО «Котласский муниципальный район» в непринятии мер по устранению нарушений закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» незаконным. Обязать администрацию МО «Сольвычегодское» и администрацию МО «Котласский муниципальный район» обеспечить нормативный 45-суточный запас топлива для теплоснабжающих организаций МО «Сольвычегодское». Обязать МУП «Стахановец» и ООО «Газжилпроект» разместить нормативный 45-суточный запас топлива на складах котельных.
Представитель администрации МО «Сольвычегодское» Бильчук А.А. с заявленными требованиями не согласился. Пояснил, что со стороны органа местного самоуправления приняты меры по обеспечению котельных нормативным запасом топлива. Данная ситуация складывается только из-за отсутствия денежных средств на приобретение топлива. Считает, что бездействия в данном ситуации нет, так как он принимает все возможные меры для получения денежных средств и приобретения топлива, ведет переговоры с поставляющими организациями, пишет ходатайства. Просит в иске прокурору отказать.
Представитель администрации МО «Котласский муниципальный район» Головина Т.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Указала, что собственником котельных является администрация МО «Сольвычегодское», которая и обязана содержать имущество в надлежащем состоянии, а также организовывать в границах поселения надёжное теплоснабжение потребителей, предупреждать возникновение чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Администрацией МО «Котласский муниципальный район» в настоящее время для приобретения топлива выделено МО «Сольвычегодское» <данные изъяты> рублей. Считает, что бездействия у администрации МО «Котласский муниципальный район» нет. Просит в иске прокурору отказать.
Представители ответчиков МУП «Стахановец» и ООО «Газжилпроект» в судебное заседание не явились. О времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. О причинах своей неявки суду не сообщили, ходатайств не заявили.
Суд считает возможным в соответствии со статьей 167 ГПК РФ рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителей ответчиков МУП «Стахановец» и ООО «Газжилпроект».
Выслушав прокурора, представителей ответчиков администрации МО «Сольвычегодское» и «Котласский муниципальный район», проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу требований части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг Правительство Российской Федерации постановлением от 23.05.2006 года № 307 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее Правила).
Согласно абзацу 2 пункта 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю, бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
Исходя из положений пункта 85 Правил приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполнившим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
При таких обстоятельствах прекращение или ограничение отопления жилых помещений приведет к нарушению прав и законных интересов потребителей, проживающих в многоквартирных домах, и своевременно оплачивающих коммунальные услуги.
Согласно пункту 4 и 39 Инструкции об организации в Минэнерго России работы по расчёту и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, утверждённой приказом Минэнерго РФ от 04.09.2008 г. № 66, неснижаемый нормативный запас топлива на отопительных котельных создаётся в целях обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств (перерывы в поступлении топлива; резкое снижение температуры наружного воздуха и т.п.) при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива. Для расчёта размера нормативного эксплуатационного запаса топлива принимается 45 - суточный запас твёрдого топлива.
В ходе судебного заседания установлено следующее.
Как видно из объяснений сторон и материалов дела, на складах котельных в <адрес> (7 котельных, расположенных по <адрес> и <адрес> (3 шт., расположенных по <адрес>, отсутствует 45 - суточный запас каменного угля и дров (л.д. 7 - 11, 27 - 32, 34 - 39, 40 - 42, 43, 51 - 55, 124 Т. 1, л.д. 6 Т.2). Указанные котельные, как объекты недвижимости, принадлежат на праве собственности МО «Сольвычегодское» (л.д. 67-90 том 1).
Администрацией МО «Сольвычегодское» в лице главы администрации Б. А. (Арендодатель) и ООО «Центр» в лице генерального директора П. В. (Арендатор) ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды объектов жилищно-коммунального назначения, принадлежащего на праве собственности МО «Сольвычегодское», предназначенного для предоставления централизованного отопления и горячего водоснабжения, расположенного в <адрес> (л.д. 59- 65), по условиям которого Арендодатель передал, а Арендатор принял во временное владение и пользование недвижимое имущество, относящееся к объектам теплоснабжения, горячего водоснабжения. Разрешенное целевое использование (назначение) передаваемого в аренду имущества - снабжение потребителей тепловой энергией и горячим водоснабжением.
Администрацией МО «Сольвычегодское» в лице главы администрации Б. А. (Заказчик) и ООО «Газжилпроект» в лице генерального директора Т. С. (Исполнитель) ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт (л.д. 93- 100 том 1), по условиям которого исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказывать жилищно-коммунальные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению, потребителям жилищно-коммунальных услуг в <адрес>.
Для исполнения условий данного контракта Администрацией МО «Сольвычегодское» в лице главы администрации Б. А. (Арендодатель) и ООО «Газжилпроект» в лице генерального директора Т. С. (Арендатор) ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды объектов жилищно-коммунального назначения, принадлежащего на праве собственности МО «Сольвычегодское», предназначенного для предоставления централизованного отопления и горячего водоснабжения, расположенного в <адрес> (л.д. 101-105 том 1 ) и в <адрес> (л.д. 106-123 том 1), по условиям которого Арендодатель передал, а Арендатор принял во временное владение и пользование недвижимое имущество, относящееся к объектам теплоснабжения, горячего водоснабжения. Разрешенное целевое использование (назначение) передаваемого в аренду имущества - снабжение потребителей тепловой энергией и горячим водоснабжением.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Центр» (Заказчик) заключило в ОАО «АоТЭК Архоблтоппром» (Поставщик) контракт на выполнение заказа на поставку каменного угля (л.д. 12-15 том 1), по условиям которого Заказчик покупает и оплачивает, а Поставщик принимает на себя обязательство по поставке каменного угля. Контракт действует на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Спектр» (Заказчик) заключило в ОАО «АоТЭК Архоблтоппром» (Поставщик) контракт на выполнение заказа на поставку каменного угля (л.д. 16-19 том 1), по условиям которого Заказчик покупает и оплачивает, а Поставщик принимает на себя обязательство по поставке каменного угля. Контракт действует на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением и.о. главы МО «Сольвычегодское» от ДД.ММ.ГГГГ №р (л.д. 66 том 1) за МУП «Стахановец» закреплено на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество, указанное в перечне (л.д. 67-90 том 1).
Согласно исследованных в ходе судебного заседания служебных записок, уведомлений ( л.д.8, 9,11,43, 124 том 1) запас топлива на котельных в <адрес>, <адрес>, <адрес> Мо «Сольвычегодское» не соответствует размеру нормативного эксплуатационного запаса топлива.
В соответствии с пунктами 3.4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
К вопросам местного значения поселения также относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункты 8,23 части 1 статьи 14 названного Закона).
Согласно пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190 - ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов относится организация обеспечения надёжного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов. Такая проверка осуществляется и в целях подтверждения нормативных запасов топлива (части 2 и 5 статьи 20 названного Закона).
На основание изложенного суд приходит к выводу о том, что в МО «Сольвычегодское» существует угроза прекращения теплоснабжения населения в связи с возможным аварийным прекращением работы котельных в <адрес>, <адрес> и <адрес>, на складах которых отсутствует достаточный запас топлива, что свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления - администрацией МО «Сольвычегодское» вышеприведённых требований закона.
На основание части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределённого круга лиц, если решениями, действиями (бездействием) органов местного самоуправления нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод.
Поскольку со стороны органа местного самоуправления МО «Сольвычегодское» имеет место незаконное бездействие, на администрацию указанного муниципального образования должна быть возложена обязанность совершить конкретные действия, которые при рассмотрении дел в порядке главы 25 ГПК РФ определяет суд.
С учётом установленных по делу обстоятельств на администрацию МО «Сольвычегодское» должна быть возложена обязанность принять меры по организации бесперебойного теплоснабжения населения, осуществляемого от котельных по адресам: <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> и меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Перечень конкретных мер и способов, направленных на реализацию указанных полномочий, орган местного самоуправления поселения должен определить самостоятельно и в установленной законом процедуре.
Ни Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ни другие нормы федерального законодательства не предполагают возложение обязанности на органы местного самоуправления муниципального района по надлежащему содержанию и эксплуатации имущества, находящегося в собственности поселения, и переданному в хозяйственное ведение либо в аренду хозяйствующему субъекту.
На основании изложенного суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований прокурора к администрации МО «Котласский муниципальный район» о признании бездействия незаконным и обязании обеспечить нормативный запас топлива для теплоснабжающих организаций МО «Сольвычегодское».
Приведённые в исковом заявлении нормы Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» во взаимосвязи с Порядком создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по предмету правового регулирования на рассматриваемые отношения не распространяются.
В удовлетворении требований прокурора к МУП «Стахановец» и ООО «Газжилпроект» о возложении обязанности по размещению нормативного 45 - суточного запаса топлива на складах котельных суд полагает отказать, поскольку принятие такого решения будет препятствовать его безусловному исполнению, что противоречит статье 13 ГПК РФ об обязательности судебных постановлений.
Кроме того, права и обязанности данных хозяйствующих субъектов возникают в соответствии с заключёнными договорами (л.д. 12 - 14, 16 - 18, 59 - 63, 93 - 97, 101 - 114 Т. 1). Заявленное прокурором к указанным лицам требование сводится к понуждению к исполнению договора, что свидетельствует об избрании прокурором в этой части ненадлежащего способа защиты прав неопределённого круга лиц.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Котласского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
В удовлетворении заявления Котласского межрайонного прокурора к администрации МО «Котласский муниципальный район» о признании бездействия незаконным, обязании администрации МО «Сольвычегодское» и администрации МО «Котласский муниципальный район» обеспечить нормативный 45 - суточный запас топлива для теплоснабжающих организаций МО «Сольвычегодское», возложении на МУП «Стахановец» и ООО «Газжилпроект» обязанности по размещению нормативного 45 - суточного запаса топлива на складах котельных - отказать.
Обязать администрацию муниципального образования «Сольвычегодское» принять меры по организации бесперебойного теплоснабжения населения, осуществляемого от котельных по адресам: <адрес> <адрес> <адрес>, и меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах данного поселения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме путём подачи кассационной жалобы либо представления через Котласский районный суд.
Председательствующий Е.В. Котова