19 октября 2010 года Дело № 2-1788/10 город Котлас
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Котласский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой О.Н.
при секретаре Соповой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котласе 19 октября 2010 года гражданское дело по иску Корняковой О.В. к Государственному учреждению - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе ... и ...» о включении спорных периодов в специальный стаж и признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л :
Корнякова О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе ... и ...» (далее - ГУ - «УПФ РФ в ... и ...») о включении в специальный стаж периодов работы в должности ... с __.__._______ по __.__._______ и в должности ... с __.__._______ по __.__._______; работы в ... «...» г.... с __.__._______ по __.__._______; периодов учебных отпусков, и нахождения на курсах повышения квалификации и признании права на досрочное назначение пенсии в связи с ... деятельностью и обязать ответчика назначить ей пенсию в связи с ... деятельностью с момента обращения в пенсионный орган, с __.__._______. В обоснование требований указала, что имеет стаж ... работы более ... лет, в спорный период работала ..., ... и ..., однако Пенсионный фонд отказывает в назначении пенсии, так как спорные периоды работы не засчитываются в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет в связи с ... деятельностью.
В судебном заседании истец и ее представитель адвокат Самойлов В.В. исковые требования уточнили, просят включить в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии периоды работы в должности ... и работу в ... «...» г..... В обосновании требований привели доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ - «УПФ РФ в ... и ...» по доверенности Эпп С.В. требования не признала, мотивируя возражения тем, что в соответствии с действующим законодательством данные периоды не учитываются при исчислении стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Представитель третьего лица МДОУ «... «...» в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении производства по делу не представил.
Суд, выслушав объяснения сторон и их представителей, исследовав материалы дела, считает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истец __.__._______ обратилась за назначением ей досрочной трудовой пенсии по пп.10 п.1 ст.28 закона «О трудовых пенсиях в РФ», однако ей было отказано, так как на момент обращения у истца отсутствовал необходимый специальный стаж для назначения пенсии, вместо требуемых 25 лет, стаж истца составлял ... года ... месяцев ... дней. Пенсионным органом не были включены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, в частности периоды работы истца с __.__._______ по __.__._______ в должности ... в ... и с __.__._______ по __.__._______ в должности ... во ... г....; а также период работы в ... «...» г.... с __.__._______ по __.__._______ в должности ....
Данный отказ судом признается незаконным по следующим основаниям.
Согласно ч.3 п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленным законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (в редакции от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 27.12.2009 N 378-ФЗ) действующей на момент обращения истца за назначением пенсии, предусмотрено назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичное положение было установлено и в ст.ст.80,83 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действующего до 01 января 2002 года.
Списки соответствующих работ (профессий и должностей) с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях правила исчисления выслуги и назначения пенсий утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным Фондом РФ, что также нашло свое отражение в п.3 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости вышеуказанных лиц. Данными Списками и Правилами не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, периодов работы в качестве пионервожатых.
Вместе с тем Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ предусмотрен порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению.
Согласно пункту 12 статьи 30 вышеназванного закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Реализуя данные нормативные предписания, Конституционный Суд Российской Федерации в своих Постановлениях № 107-О от 06.03.2003 года и № 2-П от 29.01.2004 г. указал на то, что статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4).17 (ч.1), 18,19, и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Следовательно, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01 января 2002 года вправе применять правила и нормы, действовавшие в период исполнения гражданином соответствующей работы, дававшей право на назначение пенсии на льготных условиях.
Судом установлено, что истец работала в должности ... с __.__._______ по __.__._______ в ... и в должности ... с __.__._______ по __.__._______ ... г.... области, что подтверждается данными трудовой книжки.
Как следует из материалов дела, в период работы истца в должности ... действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1379 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым был утвержден перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
Этим же постановлением утверждено положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в пункте 2 которого предусмотрено, что учителям, врачам и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Пунктом 4 указанного Положения установлено, что время работы, указанной в пункте 2 данного Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Материалами дела подтверждается, что истец с __.__._______ года по настоящее время занимается ... деятельностью, из них с __.__._______ по __.__._______г. и с __.__._______ по __.__._______г. в качестве ... и ... соответственно.
При таких обстоятельствах отказ ответчика во включении в ... стаж периода работы ... и ... является необоснованным.
Не включение спорного периода работы истца в образовательном учреждении в стаж ... деятельности является нарушением ее прав на досрочное назначение трудовой пенсии, так как право, предусмотренное законом, ни чем не может быть ограничено.
Согласно ч.2 ст.55 Конституции РФ, в Российской федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Из определения Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 г. № 310-0 по запросу Законодательного Собрания ... области о проверке конституционности пунктов 2 и 3 постановления Правительства РФ «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» усматривается, что при предоставлении Правительству РФ полномочий утверждать указанный выше Список, оно обязано учитывать принцип всеобщности пенсионного обеспечения граждан, по которому какие-либо категории педагогических работников не могут ставиться в неравные условия или ограничиваться в своих пенсионных правах.
Анализируя вышеуказанные нормативные акты, суд считает, что не включение спорного периода работы истицы в должности старшей пионервожатой и пионервожатой в стаж, дающий право на льготную пенсию, является ущемлением пенсионных прав истца.
Кроме этого, согласно записям в трудовой книжке истец работала в ... № __ г.... с __.__._______ по __.__._______ в должности ....
__.__._______ МОУ «...» перепрофилировано в МОУ для детей, нуждающихся в ... «...».
Решением комиссии по назначению пенсии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан истцу отказано во включении данного периода в связи с тем, что ... «...» не предусмотрено Списками.
Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, а также Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, предусмотрена работа в должности учителя - дефектолога.
Наименование учреждения, работа в котором дает право на досрочное назначение пенсии как - ... «...», в указанных Списках отсутствует.
Однако истицей суду представлены доказательства, из которых следует, что она, работая в - ... «...», а затем в МОУ для детей, нуждающихся в ... «...», выполняла обязанности, которые в зависимости от наименования учреждения не изменялись. Согласно представленным должностным обязанностям, исследованным в судебном заседании установлено, что истец выполняла одни и те же обязанности.
Таким образом, суд пришел к выводу, что, несмотря на наименование, учреждение, в котором работала истец, являлось общеобразовательным для детей, ... работники которого осуществляют ... деятельность в полном объеме.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Помимо этого в соответствии с пунктами 1-5 ст. 12 закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс и (или) обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Уставом Муниципального коррекционно-образовательного учреждения «...» определено, что данное учреждение имеет право на образовательную деятельность, является коррекционным образовательным учреждением, реализующими образовательные программы.
Такие же положения содержатся и в Уставе МОУ для детей, ... «...».
Из анализа указанных уставов усматривается, что несмотря на изменения названия - МОУ для детей, ... «...» продолжает осуществлять те же цели, задачи, функции, что и ... «...».
Таким образом, работа истца ... в ... «...» подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку наименование учреждения не определяет различия в условиях и характере ее профессиональной деятельности в указанной должности.
По представленным данным ... стаж истца на момент обращения в пенсионный фонд, __.__._______ с учетом спорного периода составляет более ... лет, таким образом, с учетом спорных периодов истец, на момент обращения в пенсионный орган, имела необходимый стаж для назначения пенсии по старости в связи с осуществлением ... деятельности, поэтому ее требования о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости подлежат удовлетворению.
Так как на день рассмотрения дела и на день обращения в пенсионный фонд право на досрочное назначение пенсии у истца возникло, иск подлежит удовлетворению с __.__._______ - даты обращения в пенсионный фонд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Корняковой О.В. удовлетворить.
Включить Корняковой О.В. в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии по пп.19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от __.__._______ № 173-ФЗ период работы в должности ... с __.__._______ по __.__._______ в ... и в должности ... с __.__._______ по __.__._______ во ... г....; период работы в ... «...» г.... с __.__._______ по __.__._______ в должности ....
Признать за Корняковой О.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по пп.19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ в связи с осуществлением ... деятельности с __.__._______.
Обязать Государственное учреждение - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе ... и ...» назначить Корняковой О.В. досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением ... деятельности с __.__._______.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Котласский городской суд.
Председательствующий О.Н.Кузнецова