О включении спорного периода работы в стаж и признании права на досрочное назначение пенсии



Дело № 2-212 18 января 2011 года город Котлас

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Котласский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Жироховой А.А.,

при секретаре Милохиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котласе 18 января 2011 года гражданское дело по иску Кушхова Г.Н. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в г. ... и ... районе ... области» о включении спорного периода работы в стаж и признании права на досрочное назначение пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Кушхов Г.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - «Управление Пенсионного фонда РФ в г. ... и ... районе ... области» (далее по тексту - Управление) о включении спорного периода работы в стаж и признании права на досрочное назначение пенсии. В обоснование исковых требований указал, что __.__.______ он подал заявление в Управление о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ... деятельности. Ответчик отказал ему в досрочном назначении пенсии, не включив в стаж период службы в составе Вооруженных сил СССР с __.__.______ по __.__.______. Считает, что данный период подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, и право на пенсию возникло с __.__.______ года.

В судебном заседании истец Кушхов Г.Н. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, просит включить в стаж работы спорные периоды и признать право на досрочное назначение пенсии с __.__.______ года.

Представитель ответчика Управления по доверенности Эпп С.В. требования истца не признала и пояснила, что спорные периоды не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, так как согласно п. 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, засчитываются только периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем периоды службы в армии не учитываются при исчислении стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии. В соответствии с ранее действовавшим Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», данный период мог быть учтен в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, если работником было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Рассмотрев исковое заявление, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что требования истца подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и пособия устанавливаются законом.

Согласно п.п. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1 педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Судом установлено, что в период с __.__.______ по __.__.______ истец работал в ... школе ... РОНО ... области в должности ..., с __.__.______ по __.__.______ находился на службе в составе Вооруженных сил СССР, с __.__.______ по настоящее время истец работает в муниципальном общеобразовательном учреждении «...» г. ... области в должности ....

__.__.______ истец обратился в Управление с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением № __ от __.__.______ ответчик отказал ему в назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. При этом в специальный стаж были включены следующие периоды: с __.__.______ по __.__.______ - работа в должности ... в ... школе, с __.__.______ по __.__.______, с __.__.______ гола по __.__.______, с __.__.______ по __.__.______, с __.__.______ по __.__.______, с __.__.______ по __.__.______, с __.__.______ по __.__.______, с __.__.______ по __.__.______, с __.__.______ по __.__.______, с __.__.______ по __.__.______, __.__.______ по __.__.______ - работа в должности ... в муниципальном общеобразовательном учреждении «...» г. ... области. Не включен период службы в составе Вооруженных сил СССР с __.__.______ по __.__.______.

На момент обращения в Управление на __.__.______ стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составил ... года ... месяцев ... дней, что менее требуемого стажа.

Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленного ему полномочия Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названные Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «педагогическая деятельность» и «учреждения для детей», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочий по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической деятельности, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений для детей.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

При исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.

В силу п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Указанными Списками и Правилами не предусмотрено включение в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов службы в составе Вооруженных сил СССР.

Вместе с тем Федеральный Закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

В соответствии с п. 9 ст. 30 указанного Закона, оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, не позднее 01.01.2013 года. При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 года N 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение) по смыслу ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1)Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Следовательно, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 года вправе применять правила и нормы, действовавшие в период исполнения гражданином соответствующей работы, дававшей право на назначение пенсии на льготных условиях.

Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, п.п. «г» п. 1 которого было предусмотрено, что учителям, врачам и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Согласно п. 4 Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Данное Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».

Таким образом, при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж должен разрешаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы.

Доводы представителя ответчика о том, что на момент отмены указанного Постановления Совета Министров СССР истцом не выработано 2/3 стажа, то есть ... лет ... месяцев, требуемого для назначения пенсии в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, не состоятельны и не основаны на законе, поскольку Пенсионным органом Кушхову Г.Н. в бесспорном порядке засчитан стаж работы по профессии ... года ... месяцев ... дней, что свидетельствует о наличии у истца 2/3 специального стажа, необходимого в соответствии с требованиями указанного Положения для назначения трудовой пенсии.

Как установлено судом, Кушхов Г.Н. с __.__.______ по __.__.______ и с __.__.______ по настоящее время осуществляет ... деятельность в образовательном учреждении ... в должности .... Истец был уверен, что период службы в составе Вооруженных сил СССР с __.__.______ по __.__.______ засчитывается в стаж ... деятельности, поскольку службе в армии предшествовала и за ней следовала работа, связанная с осуществлением ... деятельностью.

При таких обстоятельствах ответчик необоснованно отказал истцу во включении спорного периода службы в составе Вооруженных сил СССР в стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Кушхов Г.Н. полагает, что право на досрочное назначение пенсии по его подсчетам возникло с __.__.______ года.

Однако суд с данной позицией истца не согласен по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (пункт 2 той же статьи).

Поскольку истец обратился в Управление __.__.______, трудовая пенсия не может быть назначена ранее этой даты.

В связи с чем, требования истца о досрочном назначении трудовой пенсии с __.__.______ года не обоснованны.

В остальной части исковые требования истца о включении в стаж периода службы в составе Вооруженных сил СССР с __.__.______ по __.__.______ подлежат удовлетворению.

С учетом изложенного, при включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода службы в армии с __.__.______ по __.__.______, право на досрочное назначение трудовой пенсии у истца возникает с __.__.______.

В соответствии с требованиями ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решения суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В связи с чем, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в порядке возврата в размере 200 рублей 00 копеек.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кушхова Г.Н. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в г. ... и ... районе ... области» о включении спорного периода работы в стаж и признании права на досрочное назначение пенсии удовлетворить частично.

Включить Кушхову Г.Н. в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период службы в составе Вооруженных сил СССР с __.__.______ по __.__.______.

Признать за Кушховым Г.Н. право на досрочное назначение трудовой пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением ... деятельности с __.__.______.

Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда РФ в г. ... и ... районе ... области» назначить Кушхову Г.Н. досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением ... деятельности с __.__.______.

Взыскать с Государственного Учреждения «Управление Пенсионного фонда РФ в городе ... и ... районе» в пользу Кушхова Г.Н. государственную пошлину в порядке возврата в размере 200 рублей 00 копеек.

В части требований Кушхова Г.Н. о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением ... деятельности с __.__.______ года отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Котласский городской суд.

Председательствующий ... А.А. Жирохова