24 декабря 2010 года Дело № 2-2356/10 город Котлас
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Котласский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Невоструевой М.В.
при секретаре Головиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 декабря 2010 года в городе Котласе дело по иску Паутовой Н.Н. к Администрации муниципального образования «...», Министерству финансов Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате,
у с т а н о в и л :
Паутова Н.Н. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования «...», Министерству финансов Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате в размере ... руб. ... коп. В обоснование требований указала, что вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка № __ города ... области от __.__.________ в ее пользу с муниципального предприятия муниципального образования «...» «...» (далее по тексту - МП «...») взыскана недоначисленная заработная плата в размере ... руб. ... коп.. __.__.________ исполнительный лист был передан конкурсному управляющему. Однако решение мирового судьи не исполнено в полном объеме. Решением Арбитражного суда ... области от __.__.________ МП «...» признано банкротом, открыто конкурсное производство. Полагает, что Министерство финансов Российской Федерации как представитель государства и Администрация муниципального образования «...» должны отвечать за муниципальное предприятие, в связи с чем, просит взыскать с них задолженность по заработной плате.
В судебное заседание истец не явился, уведомлен надлежащим образом. Представил заявление о рассмотрении дела без его участия, на требованиях настаивает.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации Лихачев Д.А. по доверенности иск не признал по тем доводам, что Министерство финансов Российской Федерации не может отвечать по долгам муниципальных предприятий.
Представитель ответчика администрации МО «...» в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствии. В возражениях на иск указал, что с требованиями истца не согласен, так как муниципальное образование в соответствии с п.7 ст.11 ГК РФ, ст.7 ФЗ РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» не несет ответственности по обязательства муниципального предприятия. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица МП «...» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявил, о причинах неявки не сообщил. В отзыве на исковые требования указал, что требования истца о взыскании задолженности по заработной плате включены в реестр требований кредиторов МП «...» 2 очереди. Выплаты по реестру требований не производились. Выплаты реестровой задолженности будут производиться в соответствии с действующим законодательством о банкротстве после погашения текущей очереди кредиторов и первой очереди, включенной в реестр требований кредиторов предприятия. Текущей задолженности по заработной плате не имеется.
Суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
В судебном заседании установлено, что решением Арбитражного суда ... области от __.__.________ МП «...» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, которое на момент рассмотрения настоящего дела не окончено, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решением мирового судьи судебного участка № __ города ... области от __.__.________ с МП «...» в пользу истца взыскана недоначисленная заработная плата в размере ... руб. ... коп. и государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 3312 руб. 07коп.
Решение вступило в законную силу __.__.________.
__.__.________ истец предъявил конкурсному управляющему исполнительный лист по выплате ему указанной заработной платы.
По сообщению конкурсного управляющего МП «...» Шпаковского А.Р. присужденная истцу заработная плата отнесена к требованиям кредиторов второй очереди. Выплаты по реестру требований не производились. Выплаты реестровой задолженности будут производиться в соответствии с действующим законодательством о банкротстве после погашения текущей очереди кредиторов и первой очереди, включенной в реестр требований кредиторов предприятия. Текущей задолженности по заработной плате не имеется.
Истец полагает, что присужденная судебным актом заработная плата должна быть ему выплачена ответчиками, поскольку государство несет ответственность за деятельность органов местного самоуправления, которые исполняют государственные функции, возложенные на них Конституцией Российской Федерации, а унитарные предприятия не обладают достаточной институционной и оперативной независимостью от государства.
Вместе с тем, согласно ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
В силу ч. 7 ст. 114 ГК РФ собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 ГК РФ, согласно которому если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Статьей 7 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлено, что унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Аналогичное положение содержится в п. 4 ст. 10 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Из данных норм следует, что решающим условием для возложения субсидиарной ответственности на собственника имущества является действия или указания соответствующих лиц, которые вызвали определенные последствия (банкротство).
Согласно п. 1.3 Устава МП «...» учредителем предприятия является муниципальное образование «...». Имущество предприятия находится в муниципальной собственности МО и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения (п. 3.1).
По заключению эксперта - ООО «...» утрата платежеспособности МП «...» произошла вследствие неэффективной экономической деятельности ввиду применения регулируемых цен, которые существенно ниже себестоимости, темпы роста себестоимости опережают темпы роста регулируемых цен, ограничен объем оказания услуг. Восстановление платежеспособности при дальнейшей производственно-хозяйственной деятельности предприятия невозможно, восстановление платежеспособности за счет покрытия полученных убытков из внешних источников финансирования (бюджет, внебюджетные источники) невозможно ввиду отсутствия гарантий третьих лиц по исполнению обязательств предприятия перед кредиторами.
Заключение эксперта сторонами не оспорено.
Однако обязанность собственника имущества по прямому финансированию учрежденного муниципального унитарного предприятия законом не предусмотрена. Как следует из названного заключения эксперта, регулируемые цены не соответствуют экономически обоснованным в связи: 1) с наличием изношенного автобусного парка, отсутствия инвестиций на приобретение новой автобусной техники, что влечет повышение расходов на приобретение запасных частей, проведение ремонтных работ, повышенный расход горюче-смазочных материалов, внеплановый сход техники с маршрутов (ухудшение качества обслуживания), 2) с опережающим ростом стоимости ГСМ по сравнению с ростом регулируемых цен на перевозку пассажиров городским общественным транспортом, 3) с уменьшением объема перевозок.
Следовательно, доказательств того, что применение регулируемых цен на перевозку пассажиров явилось единственной причиной, приведшей к несостоятельности МП «...», не представлено.
Помимо этого следует учесть, что тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования "..." устанавливались постановлениями Департамента по тарифам и ценам администрации ... области от __.__.________ № __, от __.__.________ № __. Муниципальное образование «...» тарифы на перевозку пассажиров не устанавливало.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ на истца возложена обязанность доказать наличие в действиях ответчика состава правонарушения, необходимого для возложения на него субсидиарной ответственности по обязательствам юридического лица, признанного банкротом.
Между тем, в деле нет доказательств тому, что несостоятельность (банкротство) МП «...» вызвана действиями или указаниями органа местного самоуправления, выступающим от имени собственника имущества, повлекшим банкротство предприятия, что это вызвано не самой хозяйственной деятельностью предприятия.
Из материалов дела следует, что по договору от __.__.________, основанием к заключению которого явилось решение Собрания депутатов МО «...» от __.__.________ № __, а также обращение МП «...» к главе МО «...» от __.__.________ № __, МО «...» предоставляет субсидии МП «...» на возмещение затрат, связанных с обеспечением жизнедеятельности муниципальных унитарных предприятий, оказывающих транспортные услуги в период конкурсного производства и ликвидации в целях погашения задолженности по заработной плате и выходным пособиям, не включенной в реестр требований кредиторов.
Однако предоставление субсидии предприятию на указанные цели не свидетельствует о признании МО «...» своей ответственности в погашении задолженности по заработной плате истца, взысканной по судебному акту от __.__.________.
Как следует из решения мирового судьи судебного участка № __ города ... области от __.__.________ присужденная в пользу истца заработная плата определена в связи с неприменением МП «...» минимальной тарифной ставки рабочего первого разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, установленного Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту.
Следует также учесть, что истец, являясь работником предприятия, в силу ст.ст. 135, 136 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» пользуется положением привилегированного кредитора.
Также не имеется законных оснований для возложения субсидиарной ответственности на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации, поскольку государство не является собственником имущества предприятия, а муниципальное образование «...» не было наделено полномочиями по регулированию тарифов на перевозку пассажиров на территории муниципального образования.
На основании изложенного в иске следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Паутовой Н.Н. в иске к Администрации муниципального образования «...», Министерству финансов Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Котласский городской суд.
Председательствующий ... М.В.Невоструева
...
...
...
...
...а