О защите прав потребителя.



Дело № 2-762/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 мая 2011 года                                                                                        город Котлас

Котласский городской суд Архангельской области в составе председательствующего Бобровой В.Г.

при секретаре Притула Е.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полиектовой М.И. к Открытому акционерному обществу «...» о защите прав потребителя.

Установил:

Полиектова М.И обратилась в суд с иском к открытому акционерному обществу «...» (далее – ОАО «...») о взыскании уплаченных за оказание услуг по содержанию, текущему ремонту, вывозу бытовых отходов денежных средств в размере ... рублей ... копейки, неустойки за нарушение ответчиком сроков окончания исполнения услуг в размере ... рублей ... копейки, неустойки за нарушение сроков удовлетворения требований в размере ... рублей ... копейки, взыскании компенсации морального вреда в размере ... рублей и о взыскании судебных расходов в размере ... рублей. В обоснование требований указано на то, что истец является собственником жилого помещения № __ в доме № __ по улице ... в городе ... области, который до __.__.____ года обслуживался ОАО «...». За период обслуживания дома ответчиком оказывались услуги несвоевременно и ненадлежащего качества при своевременной оплате услуг, что выразилось в непроведении текущего ремонта, в несвоевременном вывозе жидких и твердых бытовых отходов, чем были нарушены права истца как потребителя.

В судебном заседании представитель истца Медведев С.Е. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ОАО «...» Низовцева Н.С. иск Полиектовой М.И. не признала, поскольку доводы истца о невыполнении либо ненадлежащем исполнении управляющей организацией условий договоров управления несостоятельны, ОАО «...» надлежащим образом выполнило работы и оказало услуги.

Представитель третьего лица МО «...» в судебное заседание не явился.

В силу требований ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя МО «...».

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено и это следует из материалов дела, что истец Полиектова М.И. является собственником квартиры № __ в доме № __ по улице ... в городе ... области, указанный дом с __.__.____ года по __.__.____ года находился под управлением ОАО «...», что подтверждается договорами управления многоквартирным домом от __.__.____ года и от __.__.____ года.

Пунктом 3 ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.

В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с Уставом ОАО «...» предметом деятельности общества являются, в том числе, управление жилищным фондом, содержание и текущий ремонт жилья и придомовых территорий, очистка помойных и выгребных ям, вывоз бытовых отходов, прием платы с населения за управление домами, содержание, ремонт жилья.

Согласно договорам управления многоквартирным домом от __.__.____ года и от __.__.____ года, заключенными между МО «...» и ОАО «...», последнее приняло на себя обязательства по управлению многоквартирным домом по адресу: ... область, город ..., улица ..., № __, а также по предоставлению услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома и оказанию коммунальных услуг в доме.

Следовательно, ОАО «...» приняло на себя обязанности исполнителя, предоставляющего коммунальные услуги, и несет ответственность за содержание и ремонт жилого дома.

В соответствии с п. 10 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491(в ред. от 06.05.2011 г.) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее – Правила) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;

г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;

е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.

ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Согласно техническому паспорту жилой дом № __ по улице ... в городе ... ..., __.__.____ года постройки, имеет отопление центральное, газоснабжение баллонное, в доме также имеются дощатый сарай, деревянная помойная яма и деревянные тротуары. По данным Бюро технической инвентаризации по состоянию на __.__.____ года физический износ дома составил ...%.

ОАО «...» как управляющая организация предоставляет услуги по вывозу жидких и твердых бытовых отходов, что подтверждается перечнями работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, квитанциями на оплату услуг ОАО «...» и не оспаривается представителем ответчика.

В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

Пунктом 11 Правил предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в частности сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 29 Правил расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая, в том числе, оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Таким образом, услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения.

Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений (п. 28 Правил).

Пунктом 34 Правил установлено, что в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.

Указанные в пунктах 31-34 Правил размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ (п. 35 Правил).

Из материалов дела следует, что тарифы на вывоз жидких и твердых бытовых отходов от неблагоустроенного жилья, применяемые к спорному жилому дому, определены органом местного самоуправления. Таким образом, суд приходит к выводу, что тарифы на вывоз жидких и твердых бытовых отходов установлены в соответствии с действующим законодательством.

Согласно ч. 10 ст. 156 ЖК РФ, изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 утверждены «Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

Пунктом 3 постановления предусмотрено, что для целей настоящих Правил услуги и работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и условиям договоров, указанных в пункте 5 настоящих Правил.

В соответствии с п. 5 Правил в договоре управления многоквартирным домом, договоре о содержании и ремонте общего имущества, заключаемом с товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, договоре с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества при непосредственном управлении многоквартирным домом, может быть установлена меньшая продолжительность перерывов в оказании услуг и выполнении работ по сравнению с требованиями, указанными в пункте 4 настоящих Правил, если это не приводит к снижению качества содержания и ремонта общего имущества.

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что для целей настоящих Правил установленной продолжительностью перерывов в оказании услуг и выполнении работ является предельная длительность перерывов в оказании услуг и выполнении работ, определенная в соответствии с требованиями Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иными требованиями законодательства Российской Федерации и условиями договоров, указанных в пункте 5 настоящих Правил.

На основании п. 3.7.1, 3.7.12 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170 (далее – Правила и нормы от 27 сентября 2003 года № 170), организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов. Емкость выгребов при очистке один раз в месяц следует определять из расчета на одного проживающего (или трех приходящих на работу): в дворовых уборных и помойницах с общим выгребом - 0,25 - 0,30 м. Во всех случаях следует добавлять 20% на неравномерность заполнения. Глубину выгребов следует принимать от 1,5 до 3 м в зависимости от местных условий.

Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика Низовцева Н.С., утвержденного графика вывоза жидких бытовых отходов нет, данный процесс контролируется в зависимости от норматива наполняемости выгребных ям, который установлен органом местного самоуправления. Вывоз жидких бытовых отходов производится в соответствии установленными нормами и в соответствии с перечнем работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме по мере накопления, но не реже раз в полгода, а также на основании заявок граждан, проживающих в многоквартирных домах.

Постановлениями Главы МО «...» № __ от __.__.____ года и № __ от __.__.____ года утверждены нормы накопления соответственно твердых и жидких бытовых отходов.

Из представленных нарядов на выполнение работ по вывозу жидких бытовых отходов следует, что управляющей организацией соблюдается периодичность вывоза твердых и жидких бытовых отходов, а количество вывезенных бытовых отходов из жилого дома № __ по улице ... в городе ... соответствует нормативу, установленному органом местного самоуправления.

Кроме того, согласно представленным ответчиком нарядам по выполненным работам, договоров подряда судом установлено, что в рамках оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома в период с __.__.____ года по __.__.____ года управляющей организацией выполнялись работы по обслуживанию внутридомового оборудования и придомовой площади.

При указанных обстоятельствах суду истцом не представлено бесспорных доказательств ненадлежащего оказания либо не оказания жилищно-коммунальных услуг со стороны ОАО «...» в период, за который предъявляются требования о взыскании уплаченных денежных средств за оказание услуг по содержанию, текущему ремонту, вывозу бытовых отходов.

Судом не установлено, что истцу выставлялись счета за услуги, которые ему не предоставлялись. Требование о перерасчете размера оплаты по коммунальным платежам истцом Полиектовой М.И. не заявлялось.

Исковые требования о взыскании компенсации морального вреда, неустойки удовлетворению также не подлежат, поскольку судом не установлено нарушение прав Полиектовой М.И. как потребителя. При этом суд учитывает, что на заявления и претензии истца, поступившие в адрес управляющей организации, были даны ответы, принимались меры по устранению недостатков, указанных в заявлениях.

С учётом изложенного суд считает, что в удовлетворении исковых требований Полиектовой М.И. следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ,

решил:

в удовлетворении иска к Открытому акционерному обществу «...» о защите прав потребителя Полиектовой М.И. отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Котласский городской суд Архангельской области.

    Председательствующий                              ...                                   В.Г. Боброва

    ...

...

...

...