О включении спорного периода работы в стаж и признании права на досрочное назначение пенсии



Дело № 2-1467                                    17 августа 2011 года                                     город Котлас

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Котласский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Жироховой А.А.,

при секретаре                                Милохиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котласе 17 августа 2011 года гражданское дело по иску Большаковой Э. А. к Государственному учреждению «....» о включении спорного периода работы в стаж и признании права на досрочное назначение пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Большакова Э.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению «....» (далее - Управление) о включении спорного периода работы в стаж и признании права на досрочное назначение пенсии. В обоснование исковых требований указала, что __.__.__ она подала заявление в Управление о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Ответчик отказал ей в досрочном назначении пенсии, не включив в стаж периоды работы в должности воспитателя в дошкольном образовательном учреждении .... с __.__.__ по __.__.__, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с __.__.__ по __.__.__. Считает, что данные периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Определением суда от __.__.__ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад » .....

В судебном заседании истец Большакова Э.А. требования уточнила и просит включить в специальный стаж периоды работы в должности воспитателя в дошкольном образовательном учреждении .... с __.__.__ по __.__.__, с __.__.__ по __.__.__, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с __.__.__ по __.__.__.

Представитель ответчика Управления по доверенности А. требования истца не признала и пояснила, что спорные периоды не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, так как согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Постановлению Правительства Российской Федерации № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждения для детей дает право на пенсию за выслугу лет», Постановлению Правительства Российской Федерации № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» наименование учреждения «дошкольное общеобразовательное учреждение» не предусмотрено. Согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года N 516, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком не предусмотрены, в связи с чем, они не учитываются при исчислении стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Представитель третьего лица муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад » Ш. считает иск подлежащим удовлетворению, подтвердила факт работы истца в спорный период в должности воспитателя в детском саду, который неправильного был поименован работодателем как дошкольное образовательное учреждение.

Рассмотрев исковое заявление, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и пособия устанавливаются законом.

Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Судом установлено, что Большакова Э.А. в период с __.__.__ по __.__.__ работала в должности воспитателя в детском саду ...., с __.__.__ по __.__.__ – воспитателем в детском саду ...., с __.__.__ по __.__.__ – воспитателем в ясли-саду ...., __.__.__ в результате реорганизации ясли-сад переименовано в дошкольное образовательное учреждение «Детский сад », с __.__.__ – переведена воспитателем дошкольного образовательного учреждения «Детский сад », с __.__.__ – переведена старшим воспитателем, где работает по настоящее время.

__.__.__ истец обратилась в Управление с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением от __.__.__ ответчик отказал ей в назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. При этом в специальный стаж не были включены периоды работы истца с __.__.__ по __.__.__, с __.__.__ по __.__.__ в должности воспитателя в дошкольном общеобразовательном учреждении , период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с __.__.__ по __.__.__.

На момент обращения в Управление на __.__.__ стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составил .... года .... дней, что менее требуемого стажа.

Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленного ему полномочия Постановлением от 29.10.2002 года N 781 утвердило названные Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «педагогическая деятельность» и «дошкольные образовательные учреждения», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочий по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической деятельности, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений для детей.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

Факт работы истца в качестве воспитателя детского дошкольного учреждения в спорный период подтверждается записями в трудовой книжке.

Представитель третьего лица Ш. пояснила, что наименование «дошкольное общеобразовательное учреждение» указано в трудовой книжке ошибочно. Независимо от изменения наименований детского учреждения, рабочее место истца не менялось. Большакова Э.А. работала воспитателем и осуществляла педагогическую деятельность. В настоящее время она продолжает работать в этом же дошкольном учреждении, которое имеет наименование, предусмотренное Списком .

Согласно п. 1.8 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года , право на досрочное назначение пенсии по старости имеют воспитатели дошкольных образовательных учреждений: детских садов всех наименований, центра развития ребенка – детского сада, ясли-сада, детских яслей.

В указанных Списках наименование учреждения «дошкольное общеобразовательное учреждение» не предусмотрено, а поэтому период работы в данном учреждении не был включен ответчиком в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Между тем, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года N 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ до вступления в силу новых правовых актов могут применяться нормативные правовые акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда или пенсию за выслугу лет.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» (далее - Список № 1067) в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 года в должностях и учреждениях, перечисленных в Списке, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» (далее – Список № 463).

В ранее действовавших Списках № 463, № 1067 также отсутствует наименование дошкольного учреждения «дошкольное общеобразовательное учреждение».

В общественном классификаторе «Отрасли народного хозяйства 175018», утвержденном Госкомитетом СССР по статистике, Генпланом СССР и Госкомитетом СССР по стандартам 01.07.1976 года указано, что дошкольное воспитание осуществляют детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж определенный период его работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности, тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Таким образом, вопрос о наименовании учреждения, в котором работала Большакова Э.А., тому наименованию, которое дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, может быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем дошкольного учреждения, в котором работала истец, которое не содержится в нормативно-правовых актах.

В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Отсутствие в указанных Списках таких образовательных учреждений как дошкольные общеобразовательные учреждения нарушает права истца.

В учредительных документах юридического лица, в частности в изменениях в Устав, зарегистрированных постановлением администрации МО «....» от __.__.__ дошкольное образовательное учреждение .... переименовано в «Детский сад».

В свидетельстве о государственной регистрации юридического лица от __.__.__ в качестве основного вида деятельности указано дошкольное воспитание.

__.__.__ дошкольному образовательному учреждению .... выдана лицензия на право ведения образовательной деятельности в сфере дошкольного образования.

Судом установлено, что истец фактически выполняла работу в должности воспитателя в детском саду, что подтверждается материалами дела, пояснениями представителя третьего лица и не оспаривается ответчиком.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что истец в спорные периоды осуществляла педагогическую деятельность в должности воспитателя, предусмотренном Списками, и несоответствие наименования дошкольного учреждения точному наименованию учреждения, указанному в Списках, не является основанием для отказа включения периода работы в стаж, который дает право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью.

Рассмотрев требование истца о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Большакова Э.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с __.__.__ по __.__.__.

Период с __.__.__ по __.__.__ не был включен Управлением в специальный стаж.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 года N 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25.09.1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 06.10.1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06.10.1992 года.

Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», которым предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Принимая во внимание, что отпуск истца по уходу за ребенком начался с __.__.__, то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с __.__.__ по __.__.__ подлежит включению в специальный стаж работы Большаковой Э.А.

При таких обстоятельствах ответчик необоснованно отказал истцу во включении спорного периода работы в стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

В связи с чем, исковые требования истца подлежат удовлетворению.

С учетом изложенного, при включении в стаж спорных периодов работы истца и периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком право на досрочное назначение трудовой пенсии у Большаковой Э.А. возникает с __.__.__.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в пользу истца государственная пошлина в порядке возврата в размере .... рублей .... копеек.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Большаковой Э. А. к Государственному учреждению «....» о включении спорного периода работы в стаж и признании права на досрочное назначение пенсии удовлетворить.

Включить Большаковой Э. А. в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы с __.__.__ по __.__.__, с __.__.__ по __.__.__, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с __.__.__ по __.__.__.

Признать за Большаковой Э. А. право на досрочное назначение трудовой пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением педагогической деятельности с __.__.__.

Обязать Государственное учреждение «....» назначить Большаковой Э. А. досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с __.__.__.

Взыскать с Государственного Учреждения «....» в пользу Большаковой Э. А. государственную пошлину в порядке возврата в размере .... рублей .... копеек.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Котласский городской суд.

Председательствующий                               подпись                                            А.А. Жирохова