Дело № 2-1645 08 августа 2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Котласский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи: Невоструевой М.В.
при секретаре: Головиной Е.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании 08 августа 2011 года в городе Котласе Архангельской области гражданское дело по заявлению .... межрайонного прокурора об оспаривании нормативного правового акта
установил:
.... межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта – п.п. 9, 18,19,23,37,38,39 Положения о предоставлении платных медицинских и иных услуг муниципальными учреждениями здравоохранения, утвержденное постановлением администрации МО «....» от __.__.__ № « Об организации предоставления платных медицинских услуг муниципальными учреждениями здравоохранения». В обоснование заявления указано, что Положение в указанной части не соответствует федеральному законодательству, поскольку утверждено с превышением полномочий. Установленные в Положении требования не предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 года № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями».
В судебном заседании помощник прокурора Шарубин Д.А. заявление поддержал.
Представитель МО «....» по доверенности Г. возражала против заявления прокурора. В обоснование возражений указала на то, что в соответствии с Уставом МО «....» организация предоставления платных услуг относится к вопросам местного значения городского округа. Следовательно, постановление администрации МО «....» от __.__.__ № «Об организации предоставления платных медицинских услуг муниципальными учреждениями здравоохранения» принято в рамках полномочий. Утвержденное данным Постановлением Положение о предоставлении платных медицинских услуг муниципальными учреждениями здравоохранения не противоречит Правилам предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденным Постановлением Правительства № 27 от 13.01.1996 года, другим федеральным законам. Оно принято во исполнение распоряжения Департамента здравоохранения .... от __.__.__ № «Об организации предоставления платных медицинских услуг и иных услуг государственными учреждениями здравоохранения». Пунктом 3 данного распоряжения рекомендовано органам местного самоуправления медицинских образований .... разработать и утвердить Положение о предоставлении населению платных медицинских и иных услуг муниципальными учреждениями. Аналогичные положения приняты другими муниципальными образованиями .....
Заслушав лиц участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства Российской Федерации), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
Судом установлено, что Постановлением администрации МО «....» от __.__.__ № «Об организации предоставления платных медицинских услуг муниципальными учреждениями здравоохранения» утверждено Положение о предоставлении платных медицинских и иных услуг муниципальными учреждениями здравоохранения.
Указанное Положение опубликовано в газете «....» от __.__.__ № ( ....) и от __.__.__ № ( ....) ( приложение «Городские ведомости. Выпуск органов местного самоуправления МО «....» № и № соответственно) и вступило в силу со дня опубликования ( п. 12 Устава МО «....»).
Положением определен порядок и условия предоставления платных услуг населению. Оно является обязательным для исполнения муниципальными учреждениями здравоохранения.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Постановление администрации МО «....» от __.__.__ № «Об организации предоставления платных медицинских услуг муниципальными учреждениями здравоохранения», которым утверждено Положение о предоставлении платных медицинских и иных услуг муниципальными учреждениями здравоохранения является нормативным правовым актом.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 13 Устава МО «....» к вопросам местного значения МО «....» относится организация оказания на территории городского округа первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.
С учетом изложенного суд считает, что организация предоставления платных медицинских услуг муниципальными учреждениями здравоохранения относится к вопросам местного значения МО «....».
Положением в оспариваемой прокурором части ( п.9) регламентирован порядок и организация предоставления платных услуг: на медицинские учреждения возложены обязанности по оказанию платных услуг только в специально организованных платных подразделениях (отделениях, кабинетах), по составлению раздельных графиков по основной работе и работе по предоставлению платных услуг, по разработке и предоставлению в Отдел здравоохранения Положения о подразделениях ( отделениях, кабинетах) по предоставлению платных услуг параллельно с основной деятельностью в рабочее время.
Суд не согласен с доводами прокурора, что данные положения следует признать противоречащими федеральному законодательству и Правилам предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденными Постановлением Правительства № 27 от 13.01.1996 года.
Согласно п. 7 Правил государственные и муниципальные медицинские учреждения, предоставляющие населению платные медицинские услуги, обязаны вести статистический и бухгалтерский учет и отчетность раздельно по основной деятельности и платным медицинским услугам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998 года N 1096 утверждена Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, которой предусмотрены виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно. В статьях 50 и 120 отсутствует запрет некоммерческим организациям, в частности, государственным и муниципальным медицинским учреждениям оказывать платные медицинские услуги населению в дополнение к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи.
В Письме Минздравсоцразвития РФ от 18.08.2008 года № 5985-ВБ « О некоторых вопросах реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи» указано, что Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями установлены Постановлением Правительства № 27 от 13.01.1996 года. При этом порядок и условия оказания платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях должны быть установлены раздельно порядку и условиям предоставления бесплатной медицинской помощи, оказываемой гражданам в рамках Программы.
Таким образом, доводы прокурора о том, что определение порядка предоставления платных услуг и возложение обязанности на учреждения по оказанию услуг раздельно от основной работы произведено с нарушением полномочий, так как не предусмотрено законодательством, необоснованны.
В частях 18,19 Положения установлено, что цены на платные услуги формируются в соответствии с требованиями действующих нормативных актов. Стоимость на платные услуги определяется учреждением на основании калькуляции с учетом всех расходов, связанных с предоставлением этих услуг.
Прокурор считает, что данные положения приняты администрацией МО «....» с превышением полномочий, поскольку п. 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 года N 27, предусмотрено, что цены на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, устанавливаются в соответствии с законодательством РФ.
Суд не усматривает, что указанные части Положения противоречат действующему законодательству РФ.
Одним из важнейших условий договора возмездного оказания медицинских услуг является размер (цена) оплаты этих услуг. В силу определения понятия договора возмездного оказания услуги, заказчик обязуется оплатить оказанную (исполненную) услугу (ст. 779 ГК РФ).
Положения относительно определения стоимости оказанных услуг и порядка их оплаты предусмотрены статьей 709 Гражданского Кодекса РФ. Согласно ч.ч. 2 и 3 указанной статьи цена в договоре подряда включает в себя компенсацию издержек подрядчика и причитающееся вознаграждение. Цена работы может быть определена путем составления сметы.
По смыслу указанных положений, исполнитель платной услуги определяет стоимость на основании сметы с учетом всех расходов, что и предусмотрено п.п. 18,19 Положения.
В Правилах предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями указано, что медицинские учреждения обязаны вести статистический и бухгалтерский учет результатов предоставляемых платных медицинских услуг населению, составлять требуемую отчетность и представлять ее в порядке и сроки, установленные законами и иными правовыми актами Российской Федерации, информировать граждан о перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, что оплата за медицинские услуги производится в учреждениях банков или в медицинском учреждении. Расчеты с населением за предоставление платных услуг осуществляются медицинскими учреждениями с применением контрольно-кассовых машин. При расчетах с населением без применения контрольно-кассовых машин медицинские учреждения должны использовать бланк, являющийся документом строгой отчетности, утвержденный в установленном порядке. Медицинские учреждения обязаны выдать клиенту-заказчику (кассовый) чек или копию бланка, подтверждающие прием наличных денег (п. п. 6, 10, 12).
Анализируя указанные положения, суд не усматривает несоответствие им пункта 39 оспариваемого правого нормативного акта, которым предусмотрено, что учреждения обязаны выдавать пациентам документы, подтверждающие объем и стоимость оказанных и иных услуг, он согласуется с вышеизложенными требованиями.
В части 23 оспариваемого Положения установлено, что ответственными за организацию бухгалтерского учета в учреждениях, в том числе по платным услугам, за соблюдение законодательства при выполнении финансово-хозяйственных операций являются руководители и главные бухгалтеры учреждений.
Данная норма противоречит ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 27 Федерального Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О бухгалтерском учете", согласно которым ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Таким образом, федеральным законом ответственность между руководителем и главным бухгалтером юридического лица разграничена.
В части 37 Положения установлено, что за невыполнение Положения учреждение может быть лишено права предоставления платных медицинских услуг
Частью 38 Положения на руководителей муниципальных учреждений здравоохранения возложен контроль за организацией и качеством предоставления платных услуг, а также ценами и порядком взимания денежных средств.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что контроль за организацией и качеством платных медицинских услуг населению, а также правильного взимания платы с населения осуществляют в пределах своей компетенции органы управления здравоохранением и другие государственные органы и организации, на которые в соответствии с законами и иными правовыми актами Российской Федерации возложена проверка деятельности медицинских учреждений.
Пунктом 20 Правил предусмотрено, что за невыполнение настоящих Правил медицинское учреждение в установленном порядке может быть лишено лицензии или права предоставления платных медицинских услуг.
Анализ указанные норм позволяет суду сделать вывод, что содержание частей 37,38 Положения не соответствует нормативному правому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно: п.п. 8, 20 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 года N 27.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит частичному удовлетворению.
Следует признать противоречащими законодательству и не действующими со дня принятия части 23,37,38 Положения о предоставлении платных медицинских и иных услуг муниципальными учреждениями здравоохранения, утвержденные постановлением администрации МО « ....» от __.__.__ № «Об организации предоставления платных медицинских услуг муниципальными учреждениями здравоохранения».
Оснований для удовлетворения заявления о признании противоречащими федеральному законодательству ч.ч. 9, 18,19,39 Положения суд не находит, поэтому в данной части требований прокурору следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление .... межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству и не действующими с момента принятия ч.ч. 23,37,38 Положения о предоставлении платных медицинских и иных услуг муниципальными учреждениями здравоохранения, утвержденные постановлением администрации МО « ....» от __.__.__ № «Об организации предоставления платных медицинских услуг муниципальными учреждениями здравоохранения».
Решение в данной части после вступления в силу подлежит официальному опубликованию в газете «....».
В удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству ч.ч. 9,18,19,39 Положения о предоставлении платных медицинских и иных услуг муниципальными учреждениями здравоохранения, утвержденные постановлением администрации МО «....» от __.__.__ № «Об организации предоставления платных медицинских услуг муниципальными учреждениями здравоохранения» Котласскому межрайонному прокурору отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной части путем подачи кассационной жалобы через Котласский городской суд.
Председательствующий: М.В. Невоструева