Дело № 2-2075 28 ноября 2011 года г. Котлас
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Котласский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Чачеминой Л.А.,
при секретаре Башлыковой К.Н.,
с участием прокурора Дурапова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 ноября 2011 года в г. Котласе дело по иску заместителя .... межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «....», муниципальному образованию «....» о понуждении организовать двухразовое горячее бесплатное питание для учащихся специальных (коррекционных) классов,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель .... межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному образовательному учреждению «....» (далее – МОУ «....»), администрации муниципального образования «....» о понуждении организовать двухразовое горячее бесплатное питание для учащихся специальных (коррекционных) классов. В обоснование требований указал, что в МОУ «....» функционирует два специальных (коррекционных) класса, в которых обучаются .... человек. В образовательном учреждении организовано двухразовое питание для данных учащихся, однако обед не является горячим. Для полноценного питания учащиеся указанных классов доплачивают собственные средства, что является нарушением п. 6.8 Санитарно-эпидемиологических требований к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 года № 45, и п. 46 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года № 288. Учредителем МОУ «....» является МО «....», которое обязано финансировать мероприятия по организации бесплатного двухразового горячего питания учащихся специальных (коррекционных) классов.
С согласия истца произведена замена ответчика администрации муниципального образования «....» на муниципальное образование «....» (далее – МО «....»).
В судебном заседании помощник прокурора Д. на иске настаивал по тем же доводам, что изложены в заявлении, уточнив требования в части возложения на МО «....» финансирования действий школы по организации бесплатного двухразового горячего питания учащихся специальных (коррекционных) классов. Просил установить срок устранения нарушений в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Представитель ответчика МО «....» по доверенности Г. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие. В письменном отзыве иск не признала по тем основаниям, что требования об организации двухразового бесплатного питания не распространяются на учащихся специальных (коррекционных) классов, открытых в общеобразовательных учреждениях. К компетенции органов местного самоуправления не относится организация бесплатного двухразового горячего питания. МО «....» осуществляет родителям учащихся специальных (коррекционных) классов социальные выплаты на питание из расчета .... рублей в учебный день.
Представитель МОУ «....» директор Д. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. В предварительном судебном заседании иск не признала, сославшись на отсутствие денежных средств, необходимых для организации бесплатного двухразового горячего питания. Пояснила, что социальные выплаты на питание для учащихся специальных (коррекционных) классов учреждения из расчета .... рублей в сутки выплачиваются родителям через МОУ «....», а затем родители учащихся сдают эти деньги на питание.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституцией Российской Федерации гарантируется право каждого на охрану здоровья (статья 41) и образование (статья 43).
Согласно преамбуле Федерального закона от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Согласно подп. 13 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подп. 1 п. 1 ст. 31 Федерального закона от 10 июля 1992 года № 3266-1 к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п.п. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 10 июля 1992 года № 3266-1 образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 32 Федерального закона от 10 июля 1992 года № 3266-1 образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
К компетенции образовательного учреждения относится, в том числе, создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения (подп. 19 п. 2 ст. 32 Федерального закона «Об образовании»).
В соответствии с п.п. 1, 5 ст. 51 Федерального закона «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников.
Организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников.
Из анализа содержания указанных норм следует, что полномочия органов местного самоуправления по организации предоставления образования подразумевают обязанности обеспечивать воспитание и обучение. Что же касается содержания детей, их питания, то это не относится к вопросам местного значения. Это относится к компетенции самого образовательного учреждения. Организация питания в образовательном учреждении относится к услуге, сопутствующей собственно образовательным услугам.
В соответствии с Уставом МО «....» (ст. 5 п. 13) к вопросам местного значения МО «....» относятся, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 51 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1 образовательное учреждение обязано обеспечить безопасные условия для пребывания в них детей и несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Таким образом, по смыслу Федерального закона «Об образовании» услуги по предоставлению образования и содержания детей разграничиваются.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Пунктом 6.8 «СанПиН 2.4.5.2409-08. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» установлено, что для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед).
Согласно п. 46 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года № 288, воспитанники, не проживающие в коррекционном учреждении, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
В силу п. 1 названного Типового положения оно распространяется также на специальные классы, группы (в том числе для детей со сложными дефектами) и группы продленного дня, создаваемые в установленном порядке в образовательном учреждении.
Специальные (коррекционные) учреждения могут быть государственными и муниципальными.
Таким образом, в случае создания в общеобразовательном учреждении специальных (коррекционных) классов учреждение обязано соблюдать специальные требования, установленные для специальных (коррекционных) учреждений.
Согласно Уставу МОУ «....» учреждение является юридическим лицом, его тип – общеобразовательное учреждение, вид – средняя общеобразовательная школа.
Согласно лицензии от __.__.__ МОУ «....» имеет право ведения образовательной деятельности, в том числе, по основной общеобразовательной деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида с уровнем - основное общее образование, начальное общее образование.
Из объяснений сторон и материалов дела следует, что в МОУ «....» создано 2 коррекционных класса, число обучающихся в них составляет .... человек, дети посещают образовательное учреждение.
Указанная категория обучающихся обеспечивается двухразовым бесплатным питанием, как это следует из информации директора МОУ «....».
Однако из представленного меню следует, что данное питание не является двухразовым горячим питанием.
Изложенное свидетельствует о нарушении образовательным учреждением обязательного требования о предоставлении бесплатного двухразового горячего питания учащимся специальных (коррекционных) классов.
То обстоятельство, что решением Собрания депутатов МО «....» от __.__.__ № утверждено Положение о мерах социальной поддержки воспитанникам и обучающимся муниципальных образовательных учреждений МО «....», согласно которому родителям (законным представителям) обучающихся коррекционных классов на базе общеобразовательных учреждений за счет средств бюджета МО «....» производится ежемесячная денежная выплата на питание из расчета стоимости питания .... рублей (п. 2.2.1, с учетом распоряжения председателя Комитета по образованию, опеке и попечительству Управления по социальным вопросам администрации МО «....» от __.__.__ №), не свидетельствует о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку данная выплата, хотя и носит социальный характер, но не может рассматриваться как предоставление бесплатного питания учащимся. Указанная выплата является компенсацией расходов родителей на питание детей.
Доводы представителя ответчика МОУ «....» об отсутствии необходимого финансирования суд не принимает во внимание, поскольку закон не связывает организацию питания учащихся с наличием либо отсутствием денежных средств.
Таким образом, исковые требования прокурора к МОУ «....» обоснованны и подлежат удовлетворению. При определении срока устранения нарушений суд учитывает мнение истца, отсутствие возражений ответчика, степень нарушения прав обучающихся и устанавливает как разумный и достаточный для устранения нарушений месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
В иске к МО «....» следует отказать, поскольку, как указывалось ранее, организация питания детей в школах не относится к вопросам местного значения. Оснований для возложения на МО «....» обеспечения предоставления средств из местного бюджета на осуществление бесплатного двухразового горячего питания для учащихся специальных (коррекционных) классов не имеется.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с МОУ «....» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере .... рублей.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования заместителя .... межрайонного прокурора к муниципальному образовательному учреждению «....» о понуждении организовать двухразовое горячее бесплатное питание для учащихся специальных (коррекционных) классов удовлетворить.
Обязать муниципальное образовательное учреждение «....» организовать двухразовое горячее бесплатное питание для учащихся специальных (коррекционных) классов учреждения в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
В иске заместителю .... межрайонного прокурора к муниципальному образованию «....» об обеспечении предоставления средств из местного бюджета на осуществление бесплатного двухразового горячего питания для учащихся специальных (коррекционных) классов отказать.
Взыскать с муниципального образовательного учреждения «....» государственную пошлину в размере .... рублей в доход бюджета муниципального образования «....».
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Котласский городской суд.
Председательствующий Л.А. Чачемина