О включении в стаж государственной службы периода службы по призыву в льготном исчислении



Дело № 2-2207      25 ноября 2011 года г. Котлас

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Котласский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Жироховой А.А.,

при секретаре Милохиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Котласе 25 ноября 2011 года гражданское дело по иску Кошмана А. Н. к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «....», Управлению Министерства внутренних дел России по .... о включении в стаж государственной службы периода службы по призыву в льготном исчислении,

установил:

Кошман А.Н. обратился в суд с иском к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «....» (далее - ОМВД России «....») о включении в стаж государственной службы периода службы по призыву в льготном исчислении. В обоснование иска указал, что он проходил службу в органах внутренних дел, выслуга лет составила .... лет .... дней. Считает, что период службы по призыву с __.__.__ по __.__.__ должен быть включен в стаж государственной службы в органах внутренних дел из расчета один день военной службы за два дня государственной службы. Истец просит обязать ответчика включить в стаж государственной службы период службы по призыву в льготном исчислении.

Определением суда от __.__.__ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Министерства внутренних дел России по .... (далее – УМВД России по ....).

В судебном заседании истец Кошман А.Н. и его представитель Ч. требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ОМВД России «....» по доверенности С. иск не признала и пояснила, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин засчитывается в выслугу лет для назначения выслуги в календарном исчислении, в связи с чем, просит отказать в удовлетворении иска.

Представитель ответчика УМВД России по .... в судебное заседание не явился, извещен своевременно, надлежащим образом. В представленном отзыве возражал против удовлетворения требований истца, ссылаясь на то, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин засчитывается в выслугу лет для назначения выслуги в календарном исчислении.

Рассмотрев исковое заявление, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется специальным Законом РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Согласно ч. 3 ст. 18 Закона N 4468-1 от __.__.__ порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Совет Министров - Правительство Российской Федерации во исполнение требований этого Закона приняло Постановление от 22.09.1993 года N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», пунктом 5 которого предусмотрено включение в выслугу лет военной службы по призыву, независимо от места службы, в календарном исчислении.

Как установлено судом и это следует из материалов дела, Кошман А.Н. проходил службу в отделе внутренних дел .... с __.__.__.

Приказом начальника УВД по .... от 26.07.2001 года № 186 истец уволен со службы из органов внутренних дел по основанию, предусмотренному п. «а» ч. 7 ст. 19 Закона РФ от 18.04.1991 года № 1026-1 «О милиции» - по собственному желанию.

В выслугу лет для начисления пенсии по линии МВД РФ на дату увольнения ответчиком засчитано 19 лет 05 дней.

Истец, полагая, что расчет произведен неверно, обратился в суд с настоящим исковым заявлением. Считает, что период службы по призыву с __.__.__ по __.__.__ в соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» должен быть включен в стаж государственной службы в органах внутренних дел из расчета один день военной службы за два дня государственной службы.

Доводы истца и его представителя, по сути, сводятся к тому, что в случае перерасчета периода службы по призыву из расчета один день военной службы за два дня государственной службы, как того требует сторона истца, у Кошмана А.Н. возникнет право на пенсию за выслугу лет, поскольку выслуга истца составит более .... лет.

Суд считает, что период прохождения Кошманом А.Н. военной службы по призыву не может учитываться как специальный стаж работы в органах внутренних дел, и подлежит включению в общий страховой стаж только в календарном исчислении в силу следующего.

Согласно ст. 1 Закона N 4468-1 от 12.02.1993 года условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются, в числе других, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации.

Пенсия за выслугу лет в силу положений п. «а» ч. 1 ст. 13 Закона N 4468-1 от 12.02.1993 года назначается независимо от возраста лицам, уволенным со службы из правоохранительных органов, если их выслуга составила 20 лет и более.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с п. «а» ст. 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

В части 2 данной статьи указано, что в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении засчитывается время прохождения службы в особых условиях.

Как указано ранее, порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии установлен Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941.

Согласно пункту 5 настоящего Постановления военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

Из анализа нормативно-правового содержания данного положения следует, что оно по своему характеру является специальной нормой, определяющей порядок зачета военной службы по призыву (ранее - срочной военной службы) в выслугу лет для назначения пенсий. Она же устанавливает случаи, когда такая службы подлежит зачету на льготных условиях.

Таким образом, доводы истца и его представителя о том, что оспариваемый период подлежит включению в стаж для выслуги лет в льготном исчислении, из расчета один день военной службы за два дня работы, не основан на законе.

Не содержит норм о включении в выслугу лет на льготных условиях периода военной службы по призыву и Федеральный закон от 27.05.1998 года № 78-ФЗ «О статусе военнослужащих», на который ссылается истец.

Названный Закон, исходя из его содержания и буквального смысла статей, на которые ссылается истец, вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты.

Действительно, согласно ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» одним из видов государственной службы является правоохранительная служба.

Пунктом 1 ст. 14 вышеназванного Закона предусмотрено, что стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, законодатель прямо указал, что применительно к пенсионному обеспечению стаж государственной службы должен определяться в соответствии с пенсионным законом.

Поскольку специальный федеральный закон о пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, в настоящее время не принят, суд при разрешении данного спора руководствуется положениями Закона № 4468-1 от 12.02.1993 года и Постановлением Правительства № 941.

При таких обстоятельствах исковые требования Кошмана А.Н. не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Кошману А. Н. к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «....», Управлению Министерства внутренних дел России по .... о включении в стаж государственной службы периода службы по призыву в льготном исчислении отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Котласский городской суд.

Председательствующий подпись А.А. Жирохова