Дело № 2-354 30 января 2012 года город Котлас
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Котласский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Виричевой Е.В.,
при секретаре Абакумовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 января 2012 года в городе Котласе гражданское дело по заявлению администрации муниципального образования «....» об оспаривании предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности,
у с т а н о в и л :
Администрация муниципального образования «....» обратилась в суд с заявлением об оспаривании предписания главного государственного инспектора .... по пожарному надзору от __.__.__ об устранении нарушений требований пожарной безопасности. В обоснование требований указали, что предписание является незаконным в силу того, что вынесено по результатам плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.
В судебном заседании представитель заявителя Г. на заявлении настаивал по тем же доводам, что в нем изложены. Дополнительно в качестве основания для оспаривания предписания заявил о несоблюдении должностным лицом срока уведомления о проведении проверки.
Заинтересованное лицо - главный государственный инспектор .... и .... по пожарному надзору В. не согласился с доводами заявителя о проведении проверки, не включенной в ежегодный план проверок. Признал нарушение срока уведомления о начале проведения плановой проверки.
Выслушав заявителя, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту – Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 249-ФЗ) проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами;
Пунктами 1, 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 249 –ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Судом установлено, что согласно плану проверок на __.__.__ год, утвержденному Главным управлением МЧС России по ...., в отношении администрации МО «....» запланирована выездная проверка продолжительностью 15 дней, дата начала проведения проверки установлена __.__.__. В предмет проверки входит соблюдение требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и требований пожарной безопасности.
На основании распоряжения исполняющего обязанности заместителя начальника Главного управления – начальника управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по .... от __.__.__ № проведена плановая выездная проверка соблюдения администрацией МО «....» обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Проверка проведена с __.__.__ по __.__.__, по результатам которой составлен акт проверки, его копия вручена заявителю.
__.__.__ главным государственным инспектором .... издано распоряжение за № о проведении плановой выездной проверки соблюдения заявителем обязательных требований пожарной безопасности.
Срок проведения проверки установлен с __.__.__ по __.__.__.
Фактически проверка проводилась с __.__.__ по __.__.__. По итогам проверки составлен акт проверки, его копия вручена заявителю, и вынесено главным государственным инспектором .... и .... в адрес администрации МО «....» предписание от __.__.__ № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Частью 12 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 249 –ФЗ установлено, что о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
В силу части 1 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 249 –ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 249 –ФЗ нарушение требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 названного закона (в части срока уведомления о проведении проверки), отнесено к грубым нарушениям законодательства при осуществлении контроля.
На основании статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, лицо, в отношении которого осуществляются контрольные мероприятия, должно быть уведомлено о проведении проверки не менее чем за три рабочих дня до ее начала. Нарушение данного срока является грубым нарушением законодательства при осуществлении контроля.
Как следует из объяснений лиц, участвующих в деле, материалов дела, уведомление о проведении проверки было вручено заявителю __.__.__, тогда как такое уведомление должно было быть вручено не позднее __.__.__.
Изложенное свидетельствует о нарушении заинтересованным лицом требований ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 249 –ФЗ, что влечет за собой отмену предписания от __.__.__ №.
Что касается доводов заявителя о проведении незапланированной проверки, то суд считает их необоснованными в силу того, что проверка соблюдения требований пожарной безопасности была запланирована, срок ее проведения был назначен на __.__.__. Следовательно, она должна была проводиться одновременно с проверкой, назначенной распоряжением от __.__.__ №, либо в запланированный в плане на __.__.__ год период. По существу, проверка, результаты которой оспариваются, является частью проверки, запланированной на __.__.__ год.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
На основании изложенного заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Заявление администрации муниципального образования «....» об оспаривании предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности удовлетворить.
Признать незаконным предписание главного государственного инспектора .... по пожарному надзору от __.__.__ №.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд.
Председательствующий Е.В.Виричева