О ликвидации некоммерческой организации



Дело № 2-133

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 января 2012 года город Котлас

Котласский городской суд Архангельской области в составе председательствующего Бобровой В.Г.

при секретаре Суетиной Ю.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по .... к .... фонду поддержки предпринимательства о ликвидации некоммерческой организации.

Установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по .... (далее – Управление) обратилось в суд с иском к .... фонду поддержки предпринимательства о ликвидации данной организации. В обоснование требований указано, что ответчик не представил отчетность за __.__.__ год, необходимость предоставления которой установлена пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Кроме того, ответчиком не была предоставлена информация об изменении сведений об адресе исполнительного органа юридического лица. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений является основанием для обращения в суд с заявлением о ликвидации данной организации.

В судебное заседание представитель Управления не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом.

Представитель третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по .... в судебное заседание о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, в суд не явился.

Рассмотрев исковое заявление, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – ФЗ «О некоммерческих организациях») неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

В судебном заседании установлено, что __.__.__ Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по .... зарегистрирован .... фонд поддержки предпринимательства, основной регистрационный номер .

В силу п. 3 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» ответчик относится к числу некоммерческих организаций, поэтому обязан соблюдать требования, установленные названным законом.

Так, согласно п. 3 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Формы и сроки представления указанных документов определены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 и приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010 года № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

Срок предоставления документов определен не позднее __.__.__ года, следующего за отчетным.

В нарушение данных требований ответчик не предоставил истцу перечисленные в п. 3 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» документы за __.__.__ год.

В соответствии с п. 2 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в том числе об изменении сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

Согласно содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц сведениям .... фонд поддержки предпринимательства располагается по адресу: ....

Вместе с тем судом из материалов дела установлено, что по указанному адресу некоммерческая организация не располагается более пяти лет.

Из материалов дела также следует, что в адрес ответчика направлялись письменные предупреждения о необходимости устранения нарушений, однако данные предупреждения ответчиком не исполнены.

При таких обстоятельствах имеются основания для ликвидации некоммерческой организации.

Также истец просит принять решение об исключении ответчика из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).

В соответствии с п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Действующим законодательством установлено, что процедура исключения организации из ЕГРЮЛ без соответствующих ликвидационных процедур может быть проведена лишь по основаниям, предусмотренным статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и по основаниям, предусмотренным статьей 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которые предусматривают специальный порядок прекращения деятельности юридического лица.

В соответствии с п. 1 ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

По смыслу Закона исключение юридических лиц из государственного реестра предусматривает собой административную процедуру прекращения правоспособности юридического лица, предусматривающую предоставление необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц, а также возможность последующего проведения судебного контроля, обеспечивающего законность принимаемых решений.

В соответствии с п. 6 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

Приказом Минюста РФ от 12 ноября 2010 года № 343 утвержден Порядок взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций.

В соответствии с п. 12 указанного Порядка в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра) Минюст России (территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда. Налоговый орган вносит в государственный реестр на основании представленных документов запись в соответствии с решением суда, направляет с сопроводительным письмом в Минюст России (территориальный орган Минюста России) выписку из государственного реестра.

Таким образом, процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ. Основанием для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ является решение суда об исключении таких сведений.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, приказом Министерства юстиции Российский Федерации от 21 мая 2009 года № 147 уполномоченным органом по контролю за деятельностью некоммерческих организаций является Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы по субъектам Российской Федерации.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ,

решил:

исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по .... удовлетворить.

Ликвидировать .... городской фонд поддержки предпринимательства.

Исключить .... городской фонд поддержки предпринимательства из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд Архангельской области.

Председательствующий В.Г. Боброва