Дело № 2-1731
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 декабря 2011 года город Котлас
Котласский городской суд Архангельской области в составе председательствующего Бобровой В.Г.
при секретаре Сафроновой Ю.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Огольцова И. А. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «....», Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по .... о включении периодов нахождения в служебной командировке и времени обучения в высшем образовательном учреждении в выслугу лет для назначения пенсии в льготном порядке, о взыскании компенсации морального вреда.
Установил:
Огольцов И.А. обратился в суд с иском к Отделу внутренних дел по городу ...., Управлению внутренних дел по .... о включении выслуги лет в стаж. В обоснование требований указал, что в период с __.__.__ по __.__.__ он находился в служебной командировке в составе Объединенной группировки войск МВД РФ в ...., всё это время участвовал в контртеррористических операциях, однако в качестве выслуги лет исходя из расчета один день службы за три дня ему были засчитаны лишь периоды с __.__.__ по __.__.__, с __.__.__ по __.__.__, с __.__.__ по __.__.__, с __.__.__ по __.__.__, с __.__.__ по __.__.__ и с __.__.__ по __.__.__. Истец просит признать весь период нахождения в служебной командировке с __.__.__ по __.__.__ как время непосредственного участия в контртеррористических операциях и засчитать срок командировки в счёт выслуги лет из расчёта один день службы за три дня.
Судом произведена замена ненадлежащих ответчиков на Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «....» (далее - ОМВД России «....») и Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по .... (далее по тексту - УМВД РФ по ....).
Впоследствии истец Огольцов И.А. увеличил исковые требования, настаивая также на взыскании компенсации морального вреда в размере .... рублей .... копеек. Кроме того, истец просил включить период его обучения в высшем учебном заседании (очное отделение филиала Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «.... (....) федеральный университет имени ....» с __.__.__ по __.__.__ в счёт выслуги лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
В судебном заседании представитель истца адвокат Старцев А.Ф. исковые требования Огольцов И.А. поддержал.
Представитель ответчика ОМВД России «....» М .. исковые требования Огольцова И.А. не признала.
Представитель ответчика УМВД РФ по .... в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом.
Суд, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, показания свидетеля, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истец Огольцов И.А., являясь сотрудником ОВД ...., в период с __.__.__ по __.__.__ находился в служебной командировке в составе Объединенной группировки войск (сил) ((ОГВ(с)) от МВД РФ на территории ст. ...., где выполнял задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.
На основании приказов ОГВ(с) МВД РФ на территории .... региона № от __.__.__, № от __.__.__, № от __.__.__, № от __.__.__, № от __.__.__, № от __.__.__, утвержденных руководителем Регионального оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории .... региона РФ, истцу выплачено дополнительное денежное вознаграждение за 12 дней фактического участия в контртеррористических операциях, а именно за периоды с __.__.__ по __.__.__, с __.__.__ по __.__.__, с __.__.__ по __.__.__, с __.__.__ по __.__.__, с __.__.__ по __.__.__ и с __.__.__ по __.__.__. Эти же дни Огольцову И.А. засчитаны в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета один месяц службы за три месяца в соответствии с с п.п. «е» п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».
Обосновывая свои требования, Огольцов И.А. указывает на то, что спорный период нахождения его в служебной командировке с __.__.__ по __.__.__ является фактическим участием в контртеррористических операциях на территории .... РФ.
Статья 3 Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 330-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (действовавшего на момент спорных правоотношений) определяет понятие «контртеррористическая операция» как специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции. Зоной проведения контртеррористической операции являются отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружения, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция.
Согласно пункту 3 статьи 12 указанного Федерального закона руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств.
Статьей 19 данного Федерального закона было предусмотрено, что социальная защита лиц, привлекаемых к борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории .... региона Российской Федерации» сотрудникам и военнослужащим, участвующим в проведении контртеррористических операций на территории .... региона Российской Федерации в составе специальных сил и сил Объединенной группировки, привлекаемых Региональным оперативным штабом, выплачивается в порядке, определяемом руководителем Оперативного штаба, денежное вознаграждение за фактическое участие в этих операциях из расчета 20 тысяч рублей в месяц пропорционально количеству дней участия в конкретных контртеррористических операциях. Указанное денежное вознаграждение выплачивается на основании приказов с указанием дат или периодов, когда сотрудники и военнослужащие принимали участие в контртеррористических операциях, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений внутренних дел, иных органов и подразделений и утверждаемых руководителем регионального оперативного штаба.
Согласно п.п. «в» п. 4 указанного Постановления в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии засчитывается время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца.
До __.__.__ выплата так называемых «боевых» была установлена рядом постановлений Правительства Российской Федерации, из анализа которых следует, что выплата денежных средств за участие в вооруженных конфликтах и контртеррористических операциях на территории .... региона Российской Федерации зависит от фактического участия в определенных контртеррористических операциях в составе специальных сил и сил Объединенной группировки войск по проведению контртеррористических операций на территории .... региона Российской Федерации. Поэтому указанные выплаты должны производиться тем лицам, которые реально участвовали в этих операциях и за все время такого участия.
В связи с этим фактическое участие в боевых действиях, контртеррористических операциях должно быть доказано в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьями 12, 56, 57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В силу принципа состязательности каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При этом стороны сами несут ответственность за полноту предоставленных ими доказательств, от которых зависит правильность и полнота решения по делу.
Установление факта участия сотрудника органов внутренних дел в контртеррористических операциях является исключительной прерогативой руководителя Регионального оперативного штаба, командующего Объединенной группировкой войск (сил), а единственными документами, подтверждающими факт участия такого сотрудника в контртеррористических операциях и, соответственно, служащими основанием для расчёта выслуги лет в льготном исчислении, являются только соответствующие приказы, утвержденные руководителем Регионального оперативного штаба. Никакой другой орган не вправе устанавливать факт участия сотрудника органов внутренних дел в контртеррористических операциях.
Следовательно, допустимыми доказательствами фактического участия истца в конкретных контртеррористических операциях являются приказы командиров воинских частей, начальников органов и подразделений внутренних дел и иных органов и подразделений и утвержденных руководителем Регионального оперативного штаба.
Согласно справке отдела по работе с личным составом ОМВД России «....» за время командировки в .... регионе за фактическое участие в контртеррористических операциях истцу в соответствии с приказами УВД .... № от __.__.__, № от __.__.__, № от __.__.__, № от __.__.__, № от __.__.__ и № от __.__.__ оплачено 12 дней.
Как следует из объяснений представителя ответчика ОМВД России «....», указанные приказы УВД .... являются секретными и были изданы на основании приказов № от __.__.__, № от __.__.__, № от __.__.__, № от __.__.__, № от __.__.__, № от __.__.__, утвержденных руководителем Регионального оперативного штаба.
Выписки из указанных приказов были своевременно направлены в УВД .... и дни фактического участия истца в проведении контртеррористических операций оплачены в установленном постановлением Правительства РФ размере и засчитаны в выслугу лет в льготном исчислении.
Данный факт истец не оспаривает.
Журналы индивидуального участия в контртеррористических операциях, на которые ссылаются истец Огольцов И.А. и его представитель, не являются допустимым доказательством действительного и фактического участия истца в контртеррористических операциях.
Как было сказано выше, в соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ «О дополнительных гарантиях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории .... региона Российской Федерации» от 09.02.2004 № 65, допустимыми доказательствами фактического участия истцов в контртеррористических операциях являются только приказы командиров воинских частей, начальников органов и подразделений внутренних дел, иных органов и подразделений и утвержденных руководителем Регионального оперативного штаба.
Таким образом, никакие другие документы, в том числе приказы о направлении в командировку, боевые распоряжения и журналы индивидуального участия в боевых действиях либо контртеррористических операциях и справки, не могут служить подтверждением факта участия сотрудника органов внутренних дел в контртеррористических операциях.
Указанные журналы установлено вести как рабочий документ приказом первого заместителя Командующего ОГВ (с) от МВД России генерал-лейтенанта милиции Г. от __.__.__ №, при этом стандартный образец журнала названный приказ не устанавливает и может вестись в любом документе.
В представленных истцом журналах фиксировалась его ежедневная работа как сотрудника милиции, находящегося в командировке на территории Чеченской Республики, и, как уже указано, представленные стороной истца журналы не являются доказательствами того, что он принимал ежедневное, индивидуальное и фактическое участие в контртеррористических операциях.
Содержащееся в постановлении Правительства Российской Федерации условие о выплате денежного вознаграждения из расчета .... рублей в месяц за фактическое участие в контртеррористических операциях основано на положениях статей 3, 10, 11, 12, 16 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» от __.__.__ № 130-ФЗ.
Как отмечалось выше, в статье 3 упомянутого Федерального закона указано, что контртеррористическая операция это специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции. Зона проведения контртеррористической операции это отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция. Для непосредственного управления и проведения контртеррористической операцией создается оперативный штаб.
Оперативный штаб по управлению контртеррористической операцией имеет право привлекать необходимые силы и средства тех федеральных органов исполнительной власти, которые принимают участие в борьбе с терроризмом. Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые к проведению контртеррористической операции, с момента начала указанной операции подчиняются руководителю оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.
Руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств. Контртеррористическая операция считается оконченной, когда террористическая акция пресечена (прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей, находящихся в зоне проведения контртеррористической операции. Решение об объявлении контртеррористической операции оконченной принимает руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.
Таким образом, установленное постановлением Правительства Российской Федерации денежное вознаграждение в размере 20000 рублей в месяц, выплату которого требуют истцы, выплачивается только за фактическое участие в контртеррористических операциях и ни за что иное. Право на получение указанного денежного вознаграждения имеют те сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие, которые привлекались Региональным оперативным штабом к проведению контртеррористической операции в составе специальных сил и сил Объединенной группировки.
Требуя признать участие в контртеррористических операциях на территории .... региона за все время нахождения в служебной командировке с __.__.__ по __.__.__, сторона истца не представила суду допустимые законом доказательства непрерывного и фактического участия в контртеррористических операциях за этот период времени.
Ссылаясь на несение боевого дежурства на блокпостах, КПП и боевое сопровождение, истец и его представитель не учитывают, что контртеррористическая операция это специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции.
Выполняемая истцом работа как сотрудника милиции по несению боевого дежурства на блокпостах, КПП и боевому сопровождению не относится к специальному мероприятию, к контртеррористической операции.
Утверждая о выполнении служебно-боевых задач, об участии в боевом охранении и боевом дежурстве на пунктах временной дислокации, КПП и блокпостах, сторона истца не учитывает, что боевые действия и служебно-боевые задачи ведутся и выполняются в зоне вооруженного конфликта.
Местности, отнесенные к зонам вооруженных конфликтов, а также факты привлечения военнослужащих к выполнению задач в этих зонах, периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определяются решениями Правительства Российской Федерации и оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Территория .... была отнесена к зоне вооруженного конфликта постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1995 года № 1210. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 года № 896 «О зонах вооруженных конфликтов» постановление от 11 декабря 1995 года № 1210 было признано утратившим силу. Во вновь изданном постановлении было определено, что выполнение задач военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации на всей территории .... в период с __.__.__ года по __.__.__ года относилось к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта.
Таким образом, вся территория .... относилась к зоне вооруженного конфликта в период с __.__.__ года по __.__.__ года. На момент нахождения истца в служебной командировке территория .... не относилась к зоне вооруженного конфликта, сплошной зоне проведения контртеррористической операции, следовательно, истец не находился в зоне вооруженного конфликта и в зоне проведения контртеррористической операции.
Не относился к зоне вооруженного конфликта и зоне проведения контртеррористической операции и .... регион в целом.
Военное положение на территории .... региона и на территории .... в частности не вводилось. Боевые действия на территории Российской Федерации и субъектов, включая территорию ...., не велись и не ведутся.
Следовательно, в период нахождения истца в служебной командировке территория .... региона и .... в частности не являлась и не является в настоящее время зоной вооруженного конфликта, а также зоной боевых действий и сплошной зоной проведения контртеррористической операции. Контртеррористические операции проводятся на отдельных участках местности, в отдельных зданиях, строениях, сооружениях, помещениях и прилегающих к ним территориях. Контртеррористическая операция имеет свое начало и окончание. Начало и окончание контртеррористических операций указано в представленных истцами приказах руководителя Регионального оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.
Поэтому само нахождение истца Огольцова И.А. в командировке на территории .... не может быть расценено как нахождение в зоне вооруженного конфликта, боевых действий или проведения контртеррористической операции.
Законодательство Российской Федерации не содержит легитимного определения понятия «боевые действия», тем не менее, из положений статей 18 и 19 Федерального закона «Об обороне» от 31.5.1996 года № 61-ФЗ следует, что боевые действия ведутся по отражению агрессии в период военного положения.
Военное положение как особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничения прав и свобод, вводится на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации.
Между тем, военное положение на территории .... не вводилось и боевые действия на территории .... в период нахождения истцов в командировке не велись. Они направлялись в служебную командировку в .... для обеспечения правопорядка и общественной безопасности.
Согласно статьям 1, 2 Закона РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 года № 1026-1 милиция в Российской Федерации призвана защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Задачами милиции являются обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом.
Истец Огольцов И.А. являлся сотрудником милиции. Обеспечение правопорядка и общественной безопасности на территории .... и предотвращение преступных посягательств со стороны бандгрупп относится к служебным обязанностям сотрудника милиции. Следовательно, находясь в служебной командировке на территории .... и обеспечивая правопорядок и общественную безопасность, истец как сотрудник милиции выполнял свои функциональные (служебные) обязанности.
Специфика службы сотрудников органов внутренних дел по обеспечению правопорядка и общественной безопасности предполагает возможность посягательства и применения против них оружия при пресечении ими противоправных действий или преступлений. Именно поэтому за сложность, напряженность и опасность выполняемых задач и профессиональный риск сотрудникам органов внутренних дел предусмотрены иные различные дополнительные и повышенные социальные гарантии и компенсации, в том числе перечисленные в постановлении Правительства РФ «О дополнительных гарантиях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории .... региона Российской Федерации» от 09.02.2004 года № 65.
С учётом изложенного суд не находит оснований для удовлетворения требования Огольцова И.А. о признании периода его нахождения в служебной командировке с __.__.__ по __.__.__ временем непосредственного участия в контртеррористических операциях и о зачёте срока командировки в счёт выслуги лет.
Относительно требования истца о включении период его обучения в высшем учебном заведении в счёт выслуги лет, суд исходит из следующего.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» определено в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
Согласно академической справке .... от __.__.__ истец Огольцов И.А. в период с __.__.__ по __.__.__ проходил обучение в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «....) федеральный университет имени ....».
Согласно сообщению начальника ОВД по городу .... от __.__.__ указанный период был засчитан в выслугу лет истца из расчета два месяца учебы за один месяц службы (л. д. 7, 8-9).
Как следует из письма заместителя начальника ОПО ЦФО УМВД России по .... от __.__.__, период обучения истца Огольцова И.А. из расчета выслуги лет на пенсию был исключен.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к обоснованности требований Огольцова И.А. о включении периода его обучения в высшем учебном заведении с __.__.__ по __.__.__ в счёт выслуги лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
Также суд считает подлежащим удовлетворению и требование истца о взыскании компенсации морального вреда.
В силу ст. 11 ТК РФ правовое регулирование труда в отношении ответчика - работника милиции (полиции) устанавливается Трудовым кодексом РФ, а также Законом РФ «О милиции» (до 01 марта 2011 года), Федеральным законом от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (с 01 марта 2011 года), Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 года № 4202-1 (ред. от 07.02.2011).
Законом РФ «О милиции», Федеральным законом «О полиции», Положением о службе в органах внутренних дел РФ вопросы компенсации морального вреда сотрудникам органов внутренних дел не урегулированы, поэтому при разрешении настоящего спора суд руководствуется нормами Трудового кодекса Российской Федерации.
Статьей 237 ТК РФ предусмотрено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Под моральным вредом понимается причинение гражданину физических или нравственных страданий действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
При определении размеров компенсации морального вреда суд в соответствии со ст. 151 ГК РФ должен принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Учитывая обстоятельства настоящего дела, степень нарушения трудовых прав истца, а также требования разумности и справедливости, суд определяет компенсацию морального вреда в размере .... рублей .... копеек, которая подлежит взысканию с УМВД РФ по .....
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ,
решил:
исковые требования Огольцова И. А. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «....», Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по .... о включении периодов нахождения в служебной командировке и времени обучения в высшем образовательном учреждении в выслугу лет для назначения пенсии в льготном порядке, о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Зачесть в выслугу лет Огольцову И. А. время его обучения в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «....) федеральный университет имени ....» в период с __.__.__ по __.__.__ из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
Взыскать с Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по .... в пользу Огольцова И. А. компенсацию морального вреда в размере .... рублей .... копеек.
В удовлетворении исковых требований в части включения периода нахождения в служебной командировке в выслугу лет для назначения пенсии в льготном порядке и в иске к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «....» Огольцову И. А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Котласский городской суд Архангельской области.
Председательствующий В.Г. Боброва