Дело № 2-298
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 февраля 2012 года город Котлас
Котласский городской суд Архангельской области в составе председательствующего Бобровой В.Г.
при секретаре Суетиной Ю.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьевой О. В. к индивидуальному предпринимателю Виноградовой Т. В. о защите прав потребителя.
Установил:
Григорьева О.В. обратилась в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Виноградовой Т.В. (далее – ИП Виноградова Т.В.) о защите прав потребителя. В обоснование иска указано, что __.__.__ около .... часов в магазине, расположенном по адресу: ...., где ответчик осуществляет предпринимательскую деятельность, истец приобрела букет цветов стоимостью .... рублей. При продаже цветов потребителю не была предоставлена информация о товаре, уголок потребителя в торговой точке отсутствовал. Претензия истца от __.__.__, содержавшая указание и на право потребителя потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах, ответчиком оставлена без удовлетворения. В результате действий ИП Виноградовой Т.В. истцу был причинен моральный вред. Григорьевой О.В. заявлены требования о признании действий ответчика по непредоставлению информации незаконными и о взыскании компенсации морального вреда в размере .... рублей .... копеек.
В судебном заседании действующий на основании доверенности представитель истца Кондрашов А.Г. требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ИП Виноградова Т.В. иск Григорьевой О.В. не признала.
Выслушав объяснения представителя истца и ответчика, исследовав письменные доказательства, выслушав заключение представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по .... Попова А.Н., суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Статьей 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлено, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании ст. 26.2 Закона РФ «О защите прав потребителей» Правительством Российской Федерации устанавливаются Правила продажи отдельных видов товаров.
Согласно пункту 10 «Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55, продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации. Продавец - индивидуальный предприниматель должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Судом из объяснений представителя истца и материалов дела установлено, что по жалобе Григорьевой О.В. территориальным отделом в .... Управления Роспотребнадзора по .... была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ИП Виноградовой Т.В.
В результате проверки было установлено, что в магазине, расположенном по адресу: ...., в котором ответчик осуществляет предпринимательскую деятельность, отсутствуют вывеска с наименованием продавца и с режимом его работы, а также информация о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего индивидуального предпринимателя органа. Наличие указанных нарушений подтверждается письменными доказательствами, объяснениями представителя истца и не оспаривается ответчиком.
Претензия Григорьевой О.В. с указанием, в том числе, на непредоставление названной выше информации ответчиком оставлена без удовлетворения.
Частью 2 статьи 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлено, что продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.
С учётом изложенного суд приходит к выводу о нарушении ИП Виноградовой Т.В. прав истца Григорьевой О.В. как потребителя, требование о признании незаконными действий ответчика по непредоставлению информации о своем месте нахождения, режиме работы, а также информации о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего индивидуального предпринимателя органа обоснованно и подлежит удовлетворению.
В силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
В сфере защиты прав потребителей под моральным вредом понимаются не только обеспечение потребителю обыкновенных жизненных потребностей, удовлетворение которых ограничено в результате нарушения его прав, но и причиненные ему неудобства, связанные с нежеланием изготовителя (исполнителя, продавца) удовлетворить его законные и обоснованные требования.
Принимая во внимание характер нарушений прав Григорьевой О.В. как потребителя, продолжительность неудобств, которые испытывал потребитель в связи с нарушением его прав, а также отношение к сложившейся ситуации ответчика, суд считает необходимым взыскать с ИП Виноградовой Т.В. компенсацию морального вреда в размере .... рублей .... копеек.
В силу части 6 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Штраф присуждается судом независимо от требований истца.
Размер подлежащего взысканию с ИП Виноградовой Т.В. штрафа составляет .... рублей .... копеек (.... : 2).
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ИП ответчика также следует взыскать государственную пошлину, от уплаты которой истец в силу требований закона при подаче иска был освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ,
решил:
исковые требования Григорьевой О. В. к индивидуальному предпринимателю Виноградовой Т. В. о защите прав потребителя удовлетворить.
Признать незаконными действия индивидуального предпринимателя Виноградовой Т. В. по непредоставлению Григорьевой О. В. информации, установленной статьей 8 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», пунктом 10 «Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Виноградовой Т. В. в пользу Григорьевой О. В. компенсацию морального вреда в размере .... рублей .... копеек.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Виноградовой Т. В. штраф в доход бюджета в размере .... рублей .... копеек.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Виноградовой Т. В. государственную пошлину в бюджет в размере .... рублей .... копеек.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд Архангельской области.
Председательствующий В.Г. Боброва