об оспаривании решения председателя Комитете по образованию, опеке и попечительству Управления по социальным вопросам администрации МО «Котлас от 21 октября 2011 года



Дело № 2-188 10 января 2012 года город Котлас

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Котласский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Виричевой Е.В.,

при секретаре Абакумовой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 10 января 2012 года в городе Котласе дело по заявлению заместителя .... межрайонного прокурора об оспаривании приказа председателя Комитета по образованию, опеке и попечительству Управления по социальным вопросам администрации муниципального образования «....» от __.__.__ «Об утверждении Плана мероприятий по переходу муниципальных дошкольных образовательных учреждений МО «....» на 10-часовой режим функционирования групп»,

у с т а н о в и л :

Заместитель .... межрайонного прокурора обратился в суд с заявлением об оспаривании пунктов 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10 раздела «Организационные мероприятия на уровне образовательных учреждений» приложения к приказу председателя Комитета по образованию, опеке и попечительству Управления по социальным вопросам администрации муниципального образования «....» от __.__.__ «Об утверждении Плана мероприятий по переходу муниципальных дошкольных образовательных учреждений МО «....» на 10-часовой режим функционирования групп», пункта 2 названного приказа в части обязания руководителей дошкольных образовательных учреждений МО «....» обеспечить выполнение указанных мероприятий. В обоснование требований указал, что оспариваемыми положениями приказа предусмотрены мероприятия по изменению штатных расписаний, сокращению штата работников, увольнению __.__.__ работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Приказ в оспариваемой части является незаконным, поскольку противоречит п. 5.2.5 Территориального отраслевого соглашения, заключенного между администрацией МО «....» и .... городской организацией профсоюза работников народного образования и науки РФ на __.__.__-__.__.__ годы.

В судебном заседании прокурор Шарубин Д.М. на требованиях настаивал по тем же доводам, что изложены в заявлении.

Представитель заинтересованного лица председателя Комитета по образованию, опеке и попечительству Управления по социальным вопросам администрации муниципального образования «....» Гибиленко Л.П. возражала против удовлетворения заявления по тем основаниям, что п. 5.2.5 Территориального отраслевого соглашения не распространяется на работников дошкольных образовательных учреждений, поскольку понятие «учебный год» установлено только для средних общеобразовательных учреждений. Пояснила, что в результате организационно-штатных мероприятий были сокращены работники детских садов.

Представитель заинтересованного лица .... городской организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации председатель Василенко О.А. поддержала требования прокурора, пояснив, что положения п. 5.2.5 Территориального отраслевого соглашения распространяются на работников всех образовательных учреждений, участников соглашения. Изменений в п. 5.2.5 соглашения не вносилось.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно Положению о Комитете по образованию, опеке и попечительству Управления по социальным вопросам администрации муниципального образования «....» (далее по тексту – Комитет) последний является структурным подразделением Управления по социальным вопросам администрации МО «....», осуществляющим исполнительные и распорядительные функции по решению на территории МО «....» вопросов местного значения в сфере образования, опеке и попечительству (п. 1.1). Возглавляет Комитет председатель, которому в силу п. 3.5 названного Положения предоставлено право издавать приказы, распоряжения, инструкции по вопросам, входящим в компетенцию Комитета, обязательные для исполнения всеми работниками Комитета и образовательными учреждениями на территории МО «....».

Следовательно, действия, решения председателя Комитета могут оспорены в порядке, установленном главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.

В судебном заседании установлено, что приказом председателя Комитета от __.__.__ утвержден план мероприятия по переходу муниципальных дошкольных образовательных учреждений МО «....» на 10-часовой режим функционирования групп.

Данный приказ является ненормативным правовым актом.

Согласно разделу «Организационные мероприятия на уровне образовательных учреждений» утвержденного Плана мероприятий предусмотрены следующие процедуры: расчет определения численности работников, внесение соответствующих изменений в штатное расписание (п. 1); издание приказов об утверждении нового штатного расписания, о сокращении штата, об образовании комиссии (п. 2); формирование комиссии по проведению процедуры сокращения (п. 3); формирование и утверждение плана мероприятий по информированию работников о планируемых и проводимых мероприятиях с использованием средств (п. 4); персональное предупреждение о предстоящем увольнении, или изменений условий оплаты труда, графиков работы (п. 6); письменное уведомление выборного профсоюзного органа о предстоящем сокращении работников (п. 8); уведомление ОГУ «Центр занятости населения города ....» (п. 9); издание приказа об увольнении, внесение записей в трудовую книжку (п. 10).

Таким образом, приказ председателя Комитета обязывает муниципальные дошкольные образовательные учреждения провести организационно-штатные мероприятия, направление на сокращение численности (штата) работников.

Вместе с тем, при издании приказа не учтены положения Территориального отраслевого соглашения между администрацией МО «....» и .... городской организацией профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации на __.__.__-__.__.__ годы.

В соответствии со ст. 23 Трудового кодекса Российской Федерации социальное партнерство в сфере труда - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Согласно ст. 45 Трудового кодекса РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В силу ст. 46 Трудового кодекса РФ содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.

Статьей 48 Трудового кодекса РФ установлено, что соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.

Таким образом, названное выше Территориальное отраслевое соглашение вступило силу со дня подписания __.__.__.

В соответствии с п. 1.3 соглашения его сторонами являются работники учреждений в лице их полномочного представителя – .... городской организацией профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации и работодатели учреждений в лице их полномочного представителя – администрации МО «....».

Пунктом 1.4 соглашения определено, что его действие распространяется на всех работодателей и работников учреждений, первичные профсоюзные организации которых входят в профсоюз.

Из приложения к соглашению следует, что его участниками являются как средние общеобразовательные учреждения, так и дошкольные образовательные учреждения.

Пунктом 5.2.5 соглашения установлено, что в течение учебного года в учреждениях не осуществляются организационно-штатные мероприятия, которые могут повлечь высвобождение педагогических работников до окончания учебного года.

По смыслу приведенной нормы запрещено осуществлять сокращение педагогических работников всех образовательных (как средних, так дошкольных) учреждений в течение учебного года.

Как следует из объяснений представителей заинтересованных лиц, в результате организационных мероприятий были сокращены должности воспитателей детских садов, которые в силу закона являются педагогическими работниками.

Доводы представителя заинтересованного лица Гибиленко Л.П. о том, что положения п. 5.2.5 соглашения не распространяются на работников детских садов, суд находит несостоятельными.

Из буквального толкования положения следует, что оно распространяется на всех педагогических работников.

Что касается учебного года, то данное понятие в равной мере действует как в отношении дошкольных, так и общеобразовательных учреждений.

Пункт 2 приказа подлежит признанию незаконным в части, обязывающей руководителей дошкольных образовательных учреждений, исполнить пункты 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10 раздела «Организационные мероприятия на уровне образовательных учреждений» приложения к приказу.

На основании изложенного суд приходит к выводу о незаконности приказа председателя Комитета в оспариваемой части, нарушающим трудовые права неопределенного круга работников образовательных учреждений.

Заявление подано прокурором в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Как разъяснено в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать:

либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению;

либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

Поскольку заявление подано прокурором в интересах неопределенного круга лиц, то суд считает необходимым ограничиться признанием ненормативного правового акта в оспариваемой части незаконным.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Заявление заместителя .... межрайонного прокурора об оспаривании приказа председателя Комитета по образованию, опеке и попечительству Управления по социальным вопросам администрации муниципального образования «....» от __.__.__ «Об утверждении Плана мероприятий по переходу муниципальных дошкольных образовательных учреждений МО «....» на 10-часовой режим функционирования групп» удовлетворить.

Признать незаконными пункты 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10 раздела «Организационные мероприятия на уровне образовательных учреждений» приложения , пункт 2 приказа председателя Комитета по образованию, опеке и попечительству Управления по социальным вопросам администрации муниципального образования «....» от __.__.__ «Об утверждении Плана мероприятий по переходу муниципальных дошкольных образовательных учреждений МО «....» на 10-часовой режим функционирования групп».

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд.

Председательствующий Е.В.Виричева