Дело № 2-800 19 апреля 2012 года город Котлас
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Котласский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Жироховой А.А.,
при секретаре Милохиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котласе __.__.__ гражданское дело по иску Малкова В. Л. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Котлас и Котласском районе Архангельской области о включении спорного периода работы в стаж и признании права на досрочное назначение пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Малков В.Л. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Котлас и Котласском районе Архангельской области (далее – Управление) о включении спорного периода работы в стаж и признании права на досрочное назначение пенсии. В обоснование исковых требований указал, что Управлением ему было отказано в досрочном назначении пенсии из-за отсутствия необходимого стажа по п.п. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом не включен в стаж период работы с __.__.__ по __.__.__ в качестве шкипера (шкипера-моториста) судна «....» в ФБУ «Северо-Двинское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» (далее – ФБУ «Севводпуть»). Занимаемая им должность моториста предусмотрена Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10, занятость в которых дает право на досрочную пенсию. Считает, что данный период работы подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В судебном заседании истец Малков В.Л. и его представитель Цвиль В.С. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Управления по доверенности Эпп С.В. требования истца не признала и пояснила, что спорные периоды не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. Право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п.п. 12 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» у истца не возникло, поскольку стаж работы менее требуемого.
Представитель третьего лица ФБУ «Севводпуть» по доверенности Шорохова Н.А. пояснила, что судно «НТ-21», на котором работал истец, относилось к служебно-вспомогательным судам. Спорный период работы учтен работодателем по п.п. 12 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При работе истца в качестве шкипера-моториста на судне «НТ-21», должность моториста считалась совмещаемой профессией, возможность которой отменена с 01.12.2008 года. Факт полной занятости в течение рабочего дня на выполнении работ в должности моториста всех наименований, предусмотренной Списками № 2, не подтвердила.
Рассмотрев исковое заявление, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 года признается право каждого человека на социальное обеспечение.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и пособия устанавливаются законом.
Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В соответствии с п. 2 ст. 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7 - 9 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Исходя из буквального толкования указанных норм закона плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.
В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.
Пунктом 2 ст. 27 вышеуказанного Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла подпункта «и» пункта 1 статьи 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от __.__.__.
Следует также учитывать, что в соответствии с пунктом 9 Указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20.04.1992 N 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет» в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также работы во время рейса включаются периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс. К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта, нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках.
Судом установлено, что Малков В.Л. с __.__.__ по настоящее время работает в ФБУ «Севводпуть» в различных должностях: с __.__.__ по __.__.__, с __.__.__ по настоящее время – в должности шкипера судна «....», с __.__.__ по __.__.__ – в должности шкипера-моториста.
__.__.__ истец обратился в Управление с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 27 и п. 2 ст. 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением № от __.__.__ ответчик отказал ему в назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
На момент обращения в Управление за назначением досрочной трудовой пенсии стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», составил 09 лет 04 месяца 16 дней, что менее требуемого (12 лет 06 месяцев), стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 12 п. 1 ст. 27 названного Федерального закона – 20 лет 16 дней, что менее требуемого (25 лет), стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составил в календарном исчислении 29 лет 08 дней, страховой стаж – 31 год 09 месяцев 05 дней.
Из материалов дела следует, что работа истца в должностях шкипера (шкипера-моториста) осуществлялась на несамоходном судне «....», которое относилось к служебно-вспомогательным судам, что подтверждено в судебном заседании представителем работодателя.
Следовательно, требование о включении спорного периода работы в специальный стаж в соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не подлежит удовлетворению.
Что касается требования истца о включении указанного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 утверждены Списки № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку № 2 раздел ХXVIII «Транспорт», подраздел 3 «Морской и речной флот» имеют мотористы всех наименований (позиция 23003010-14706).
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила № 516), в пункте 4 которых предусмотрено общее правило о возможности включения в специальный стаж периодов работы при условии выполнения ее постоянно в течение полного рабочего дня.
В пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации наделило полномочиями Министерство труда Российской Федерации давать соответствующие разъяснения по порядку назначения трудовых пенсий в Российской Федерации.
Разъяснениями, утвержденными Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 года № 29, установлено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Таким образом, приведенные положения Списка N 2 и Правила № 516 прямо предусматривают условие осуществления трудовой деятельности в должности моториста и выполнение данной работы в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).
Следовательно, периодическая временная занятость на выполнении работ, предусмотренных Списками, также как и занятость на выполнении таких работ не полный рабочий день, не дает права на льготное пенсионное обеспечение.
Из трудовой книжки истца видно, что в спорный период он работал шкипером (шкипером-мотористом) судна «....».
Согласно положениям пунктов 6, 12, 40, 132 Устава службы на судах Министерства речного флота РСФСР, утвержденного приказом Министерства речного флота РСФСР от 30.03.1982 года № 30, шкипер несамоходного судна пользуется правами и выполняет обязанности капитана, является руководителем судового экипажа. В его обязанности входит: обеспечение правильного технического использования и обслуживания судна, судовой техники и сохранности судового снабжения и перевозимого груза; осуществление приема и сдачи груза в соответствии с действующими правилами и инструкциями; выполнение указаний капитана буксировщика по управлению несамоходным судном; проверка перед каждой перегрузочной работой грузоподъемных и приемных устройств; обеспечение работы энергетической и котельной установок; обеспечение получения и правильного использование инвентаря, материалов, топлива и воды для судовых нужд; ведение учета рабочего времени, производство начисления, получения и выдача зарплаты членам экипажа; ведение судовой документации и отчетности.
Круг обязанностей шкипера позволяет суду сделать вывод о том, что выполнение работы в указанной должности занимает явно больше 20 % рабочего времени.
Применительно к положениям ст. 56 ГПК РФ доказательств, подтверждающих постоянную занятость истца в должности моториста, суду не представлено.
Представитель работодателя в судебном заседании не подтвердил факт полной занятости в течение рабочего дня на выполнении работ в должности, предусмотренной Списками №.
Следовательно, спорный период не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку истцом не доказан факт полной занятости в течение рабочего дня в должности, предусмотренной Списком №.
Как следует из материалов дела, весь спорный период работы истца с __.__.__ по __.__.__ на судне «....» зачтен Управлением по п.п. 12 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и составил 20 лет 16 дней.
В соответствии с п.п. 12 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам, проработавшим не менее 25 на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности.
При таких обстоятельствах, поскольку стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п.п. 12 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», менее требуемого, право на досрочное назначение пенсии у Малкова В.Л. не возникло.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Малкова В. Л. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Котлас и Котласском районе Архангельской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд.
Председательствующий А.А. Жирохова