О включении спорного периода работы в стаж и признании права на досрочное назначение пенсии



Дело 2-158 27 января 2011 года г.Котлас

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Котласский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Жироховой А.А.,

при секретаре Милохиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 27 января 2011 года в г.Котласе гражданское дело по иску Мельника А.С. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в г.... и ... районе ... области» о включении спорного периода работы в стаж и признании права на досрочное назначение пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Мельник А.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в городе ... и ... районе ... области» (далее - Управление) о включении спорного периода работы в качестве ... (далее - ...) в стаж и признании права на досрочное назначение пенсии. В обоснование исковых требований указал, что __.__.________ он подал заявление в Управление о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости. Ответчик отказал ему в досрочном назначении пенсии, не включив в стаж период работы в качестве ... «...» с __.__.________ по __.__.________. Действующим законодательством ... было освобождено от уплаты всех видов платежей, доходов в указанный период не имело. Считает, что данный период подлежит включению в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

В судебном заседании истец Мельник А.С. требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Управления по доверенности Эпп С.В. требования истца не признала и пояснила, что период работы в качестве ... «...» с __.__.________ по __.__.________ истцу не был включен Управлением в стаж, поскольку в данный период он не производил уплату обязательных платежей.

Рассмотрев исковое заявление, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и пособия устанавливаются законом.

Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п.п. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.

Согласно записям в трудовой книжке, Мельник А.С. в период с __.__.________ по __.__.________ работал ..., с __.__.________ по __.__.________ - ....

__.__.________ истец обратился в Управление с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и по ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением № __ от __.__.________ ответчик отказал ему в назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. При этом в стаж не был включен период работы в качестве ... «...» с __.__.________ по __.__.________.

На момент обращения в Управление на __.__.________ стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составил ... лет ... месяца ... дней, что менее требуемого стажа. Страховой стаж с учетом полуторного исчисления составил ... года ... месяцев ... дня.

Как установлено судом, Мельник А.С. в период с __.__.________ по __.__.________ участвовал в ликвидации последствий Чернобыльской АЭС, что подтверждается материалами дела.

Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и другими федеральными законами.

Пунктом 4 ст. 13 названного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, отнесены граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения.

В соответствии со ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

Согласно ст. 30 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы) пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 5 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В ст. 11 настоящего Федерального закона перечислены иные периоды, засчитываемые в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 Закона.

Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий установлен Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года № 555.

В силу п. 15 данных Правил периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Вместе с тем Федеральный Закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства.

Так, до 01.01.2002 года действовал Закон Российской Федерации от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», согласно ст. 89 которого в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.

Как следует из материалов дела, на основании решения исполнительного комитета ... районного Совета народных депутатов __.__.________ создано ... «...».

__.__.________ ... «...» зарегистрировано администрацией ... района ... области в качестве юридического лица, что подтверждается свидетельством о постановке юридического лица на учет в налоговом органе серии ... № __ от __.__.________ и состоит на учете в качестве страхователя в органе Пенсионного фонда с __.__.________. __.__.________ ... прекратило свою деятельность, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прекращения ....

Из пояснений истца следует, что в период с __.__.________ по __.__.________ он работал в качестве ... «...». За период работы с __.__.________ по __.__.________ истец уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производил, поскольку ... доходов в указанный период не имело, и действующим законодательством ... было освобождено от уплаты всех видов платежей.

Как пояснила представитель ответчика, период работы в качестве ... «...» с __.__.________ по __.__.________ истцу не был включен Управлением в стаж, поскольку в данный период он не производил уплату обязательных платежей. С __.__.________ по __.__.________ Мельник А.С. производил уплату страховых взносов в Управление, в связи с чем, данный период ему был засчитан в трудовой стаж.

Как указано ранее и установлено судом, __.__.________ образовано ... «...», ... которого по __.__.________ являлся истец.

Поскольку ... «...» образовано до введение в действие Гражданского кодекса РФ, то согласно ч. 2 ст. 9 Закона РСФСР от 22.11.1990 года № 0348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» оно приобрело статус юридического лица, который на основании принятого позже Федерального закона от 11.06.2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» вправе сохранять на период до __.__.________ года.

На основании п. 6 ст. 25 Закона РСФСР от 22.11.1990 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и п. 3.6 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения от 04.10.1991 года N 190, время работы в крестьянском (фермерском) хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, подтверждается записями в трудовой книжке и документами, подтверждающими уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Следовательно, время работы члена крестьянско-фермерского хозяйства, в том числе и самого главы хозяйства, может засчитываться в стаж для назначения государственной пенсии только за тот период, за который уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд.

Мельник А.С. не оспаривает факт того, что уплату страховых взносов в Пенсионный фонд в спорный период он не производил.

Постановлением Конституционного суда РФ от 10.07.2007 года № 9-П п. 1 ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзац 3 пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, признаны не противоречащими Конституции РФ в части безусловной обязанности всех страхователей уплачивать страховые взносы.

Утратившим силу с 01.01.2002 года Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривалось, что финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с данным Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета (статья 8); в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию (статья 89). Из этого следует, что уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору (как и в настоящее время на основании Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»), должен был производить работодатель, т.е. право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивалось (и обеспечивается в настоящее время) уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года N 3543-1). Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного суда, изложенной в Определении от 04.12.2007 года № 950-О-О, такое регулирование не может рассматриваться как нарушающее права указанных лиц, поскольку иной подход приводил бы к тому, что подтверждением общего трудового стажа (с 01.01.2002 года в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приравненного к страховому стажу) являлось бы лишь наличие статуса индивидуального предпринимателя (в данном случае - главы крестьянского (фермерского) хозяйства), что противоречило бы принципам пенсионного страхования.

Таким образом, пенсионным законодательством, как действующим в спорный период, так и действующим в настоящее время устанавливаются определенные условия, при соблюдении которых возможно включение периодов работы в стаж, дающий право на пенсионное обеспечение.

Поскольку Мельник А.С. предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию в спорный период не выполнил, ответчик обоснованно отказал истцу во включении спорного периода работы в стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

В связи с чем, исковые требования истца не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Мельнику А.С. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в г. ... и ... районе ... области» о включении спорного периода работы в стаж и признании права на досрочное назначение пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Котласский городской суд.

Председательствующий ... А.А. Жирохова

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...а