Дело №2-498/2011



№2-498/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Котельнич 10 октября 2011 года

Котельничский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Мочаловой Н.В.,

с участием прокурора Селезеневой Л.А.,

при секретаре Глушковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котельничского межрайонного прокурора к муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Котельничская детская школа искусств», муниципальному образованию городской округ г. Котельнич Кировской области о признании образовательной деятельности осуществляемой без лицензии незаконной и приостановлении деятельности до получения лицензии,

У С Т А Н О В И Л:

Котельничский межрайонный прокурор обратился в суд с иском Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Котельничская детская школа искусств» о признании образовательной деятельности осуществляемой без лицензии незаконной приостановлении деятельности до получения лицензии. В обоснование исковых требований указал следующее.

Котельничской межрайонной прокуратурой 27.05.2011 года была проведена проверка соблюдения требований лицензионного законодательства МОУ ДОД «Котельничская детская школа искусств». В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Ответчиком, расположенным по адресу: <адрес>, не соблюдаются требования лицензионного законодательства. В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании» при приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. Согласно ст. 26 Закона дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: в образовательных учреждения дополнительного образования (в том числе в школах искусств, имеющих соответствующие лицензии). В соответствии с п. 15 ч. 2, 3 ст. 32 Закона к компетенции образовательного учреждения относятся: самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. В соответствии со ст. 33.1. Закона лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Согласно ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность по образовательным программам подлежит лицензированию. В соответствии со ст. 16 Закона Кировской области от 11.02.2003 №133-ЗО (ред. от 29.04.2011) «Об образовании в Кировской области» образовательные учреждения и организации, осуществляющие образовательный процесс на территории Кировской области, не имеют право: вести образовательную деятельность, в том числе осуществлять прием документов от поступающих, консультации, принимать вступительные экзамены без надлежащей лицензии. Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.0.2011 №174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются: наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия) или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования. В соответствии с п. 6 Постановления осуществление лицензиатом образовательной деятельности с нарушением (грубым нарушением) лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Таким образом, федеральным законодательством закреплено требование об обязательном лицензировании образовательных учреждений для осуществления образовательного процесса, реализации образовательных программ, которое продиктовано, в том, числе, необходимостью соблюдения противопожарных норм в этих учреждениях для обеспечения безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних и других граждан. Согласно ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, введенных в действие приказом МЧС России №313 от 18.06.2003 г. (далее ППБ 01-03), руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать сотрудников мерам пожарной безопасности, поддерживать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров. Во исполнение требований указанного Федерального закона МЧС России издан приказ от 18.06.2003 г. №131, которым утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах – обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма. Согласно ч. 3 ст. 5 Закона противодействие терроризму – деятельность, в том числе органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). Вместе с тем, в нарушение п.п. 3,34,89 Правил пожарной безопасности МОУ ДОД «Котельничская детская школа искусств» не проводились замеры заземляющих устройств, не проводились замеры освещенности аварийного освещения, радиаторы отопления в лестничной клетке выступают из плоскости стен, в подвале расположена котельная, второй насос-повыситель на сети внутреннего противопожарного водопровода находится в неисправном состоянии, внутренний противопожарный водопровод находится в нерабочем состоянии. В связи с указанными нарушениями МОУ ДОД «Котельничская детская школа искусств» отделом надзорной деятельности Котельничского района и горда Котельнич было выдано предписание №129/1/89 от 25.05.2010 года и отказано в выдаче соответствующего заключения. С 01.01.2011 и по настоящее время года ответчик осуществляет образовательную деятельность (образовательный процесс), реализует образовательные программы при отсутствии лицензии на право их осуществления, что недопустимо и является грубым нарушением Закона РФ «Об образовании», а также противопожарного законодательства, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, посещающих данное учреждение, права и интересы несовершеннолетних граждан, проходящих обучение в данном образовательном учреждении неспособных самостоятельно защищать свои права и интересы, а также угрожает личной безопасности указанной категории лиц. В соответствии со ст. 2, 18 и 45 Конституции РФ человек и его права являются высшей ценностью. Права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение закона, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании и взаимосвязи с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.

Прокурор просит признать образовательную деятельность муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Котельничская детская школа искусств», осуществляемую без лицензии, незаконной и приостановить деятельность учреждения до получения лицензии.

В судебном заседании прокурор Селезенева Л.А. на иске настаивала.

Представитель ответчика муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Котельничская детская школа искусств» по доверенности Шишкин А.В. в судебном заседании с иском согласен частично, возражает против приостановления деятельности, указал, что в настоящее время все требования органа пожарного надзора выполнены, государственным инспектором по пожарному надзору 09.09.2011 года выдано заключение о соответствии объекта обязательным требованиям пожарной безопасности. 30 сентября 2011 года все документы на получении лицензии приняты Управлением надзора и контроля департамента образования Кировской области для выдачи лицензии.

Представитель соответчика Вологжанина Ю.В. с иском согласна частично, возражает против приостановления деятельности.

Третьи лица муниципальное учреждение культуры «Городские библиотеки» и муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей станция детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) в судебное заседание не явились, были надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» при приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность по образовательным программам подлежит лицензированию.

Согласно п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.0.2011 №174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются: наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия) или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.

В соответствии с п. 6 Постановления осуществление лицензиатом образовательной деятельности с нарушением (грубым нарушением) лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, введенных в действие приказом МЧС России №313 от 18.06.2003 г. (далее ППБ 01-03), руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать сотрудников мерам пожарной безопасности, поддерживать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.

В судебном заседании установлено, что срок лицензии № Б 262277 от 02.10.2000 года истек 31 декабря 2010 года (л.д.5).

Согласно Уставу муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Котельничская детская школа искусств» данное учреждение является образовательным учреждением дополнительного образования детей (л.д.6-15).

Согласно акту проверки государственным инспектором Котельничского района по пожарному надзору от 28.04.2011 года установлено, что школой искусств не проводились замеры заземляющих устройств, не проводились замеры освещенности аварийного освещения, радиаторы отопления в лестничной клетке выступают из плоскости стен, в подвале расположена котельная, второй насос-повыситель на сети внутреннего противопожарного водопровода находится в неисправном состоянии, внутренний противопожарный водопровод находится в нерабочем состоянии, на здании отсутствует устройство молниезащиты (л.д.20-21).

Ранее 19 мая 2010 года отделом надзорной деятельности Котельничского района и города Котельнич было выдано предписание №129/1/89 и отказано в выдаче соответствующего заключения для получения лицензии (л.д.18).

Таким образом, с 01.01.2011 года и по настоящее время года ответчик осуществляет образовательную деятельность (образовательный процесс), реализует образовательные программы при отсутствии лицензии на право их осуществления, что незаконно, и является грубым нарушением Закона РФ «Об образовании», а также противопожарного законодательства, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, посещающих данное учреждение, права и интересы несовершеннолетних граждан, проходящих обучение в данном образовательном учреждении, неспособных самостоятельно защищать свои права и интересы, а также угрожает личной безопасности указанной категории лиц. Указанный вывод нашел подтверждение в ходе судебного заседания, не оспаривается сторонами.

Вместе с тем в настоящее время все нарушения Правил пожарной безопасности школой искусств устранены, в результате государственным инспектором Котельничского района по пожарному надзору 09.09.2011 года выдано заключение о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, поскольку муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Котельничская детская школа искусств» соответствует обязательным требованиям пожарной безопасности.

30 сентября 2011 года документы, необходимые для получения лицензии, приняты Управлением надзора и контроля департамента образования Кировской области для соискания лицензии.

Суд приходит к убеждению о том, что с учетом изложенных выше обстоятельств приостановление деятельности муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Котельничская детская школа искусств» не будет отвечать интересам неопределенного круга лиц: учащихся и их родителей, поскольку в школе обучается около 300 детей, получающих дополнительное образование. В настоящее время эксплуатация здания школы искусств не угрожает безопасности находящихся в нём лиц, т.к. все требования пожарной безопасности выполнены.

При таких обстоятельствах иск подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Котельничского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Признать образовательную деятельность муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Котельничская детская школа искусств», осуществляемую без лицензии, незаконной.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Котельничский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме, которое будет изготовлено 13 октября 2011 года.

Председательствующий

судья Н.В.Мочалова

Решение в окончательной форме изготовлено 13 октября 2011 года.

Председательствующий

судья Н.В.Мочалова