Дело № 2-554/2011 Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И город Котельнич Кировской области 19 июля 2012 года Котельничский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Червоткиной Ж.А., с участием истца Петрова В.В., представителя ответчика по доверенности Шабалиной С.Н., при секретаре Балдиной С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрова В. В. к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Котельничском районе о зачете периодов трудовой деятельности в специальный трудовой стаж, отмене решения об отказе в назначении пенсии на льготных основаниях и о назначении досрочной трудовой пенсии, У С Т А Н О В И Л: Петров В.В. обратился в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Котельничском районе о зачете периодов трудовой деятельности в специальный трудовой стаж, отмене решения об отказе в назначении пенсии на льготных основаниях и о назначении досрочной трудовой пенсии. В обоснование иска указал, что 10.05.2012г. в связи с достижением возраста 55 лет и наличия необходимого стажа в должностях машинной команды судов служебно-вспомогательного флота, обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по п.п.2 п.1 ст. 27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ». Ответчиком на основании решения УПФ РФ в Котельничском районе № 333 от 17.05.2012 г. ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ. В его трудовой стаж не были включены периоды работы в качестве <...>, сменного <...> и <...> с 18.04.1988г. по 28.04.2003г., так как отсутствуют сведения о начале и окончании навигационных периодов, наименование должности «сменный механик-шкипер» не предусмотрено Списком №2, сведения индивидуального (персонифицированного) учета представлены без кода «Особые условия труда». Отказ во включении данных периодов считает незаконным, поскольку навигационные периоды отработаны им полностью, должность «сменный механик-шкипер» по своим функциональным обязанностям соответствует должности «механик», указание в наименовании должности «шкипер» обусловлено совмещением штатных должностей при оптимизации организации труда на речном флоте. Просит включить указанные периоды в его специальный трудовой стаж, отменить решение начальника УПФ РФ в Котельничском районе № 333 от 17.05.2012г., обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с 10.05.2012г. В судебном заседании истец Петров В.В., подтвердил изложенное в исковом заявлении, на исковых требованиях настаивал. Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Котельничском районе Кировской области Шабалина С.Н. просила в удовлетворении исковых требований отказать. Считает, что Петрову В.В. правомерно не включены спорные периоды трудовой деятельности в специальный трудовой стаж, по мотивам, изложенным в обжалуемом решении УПФ РФ в Котельничском районе № 333 от 17.05.2012 г. Суд, заслушав истца, представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению частично. В соответствии с пп.2 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется мужчинам в возрасте 55 лет, если они были заняты на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев, и их страховой стаж составляет не менее 25 лет. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых песий утверждаются Правительством РФ. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10 утверждены Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и за выслугу лет. В соответствии с разделом XXVIII подраздела 3 "Морской и речной флот" Списка №2 производств, работ и профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10, правом на досрочную пенсию пользуются «мотористы всех наименований» (позиция 23003010-14706), «механики и их помощники, главные и старшие механики» (позиция 23003010-23484) машинной команды судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения). В соответствии с п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 516 от 11.07.2002г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.05.2006г. № 266) периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте учитывается с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год. В случаях, когда работа выполнялась не весь навигационный период, данные периоды работы включаются в стаж по фактически отработанному времени. В силу п. 5 Разъяснений N 5 от 22.05.1996 г. "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Министерства труда РФ N 29 от 22.05.1996 г., право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Судом установлено, что 10.05.2012 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему пенсии в соответствии с ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Решением начальника УПФ РФ в Котельничском районе № 333 от 17.05.2012 г. Петрову В.В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемого стажа. В специальный стаж ответчиком не были включены периоды работы истца в <...>, относящихся к служебно-вспомогательным судам, работающим на акватории порта, так как отсутствуют сведения о начале и окончании навигационных периодов, наименование должности «сменный механик-шкипер» не предусмотрено Списком №2, сведения индивидуального (персонифицированного) учета представлены без кода «Особые условия труда» (л.д. 30-31). В судебном заседании установлено, что Петров В.В. работал в <...> (позднее <...>, <...>, <...>) в период с 18.04.1988г. по 31.03.1990г. в должности <...>, с 1.04.1990г. по 8.04.2001г. в должности <...>, с 9.04.2001г. по 28.04.2003г. в должности <...>, что подтверждается копией трудовой книжки истца (л.д. 12-16), архивной справкой МУ «Муниципальный архив» от 11.03.2009г. № 247-2 (л.д. 19-23). Согласно уточняющей справке Набережно-Челнинского линейного отдела Волжского Управления государственного морского и речного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 26.03.2012г. № 16/02-03-02/24 по архивным данным на балансе ОАО «Вятское речное пароходство» числилось несамоходное стоечное судно - несамоходная нефтебункеровочная станция «НС-7», 1977 года постройки. Данное судно относилось к несамоходным служебно-вспомогательным судам, работающим на акватории порта и служащее для снабжения судов топливом и смазкой (л.д. 27). На основании изложенного, работа на вышеуказанном судне в должностях машинной команды, предусмотренных Списком № 2, даёт право на включение спорных периодов трудовой деятельности истца в его специальный трудовой стаж. Доводы ответчика о невозможности включения спорного периода работы истца в его трудовой стаж, так как отсутствуют сведения об открытии и закрытии навигационных периодов, в связи с чем невозможно установить факт работы истца в течение полных навигационных периодов для их включения в соответствии с п. 13 Правил № 516 от 11.07.2002г., суд находит необоснованными по следующим основаниям. В материалах дела имеется архивная справка ГОУ «Государственный архив Кировской области» № 1-25/101 от 17.02.2009г., согласно которой в документах архивного фонда ОАО «Вятское речное пароходство» имеются сведения об открытии и закрытии навигации за 1970-2002 года, также в архивной справке МУ «Муниципальный архив» от 11.03.2009г. № 247-2 имеются сведения о расстановке кадров, в том числе в отношении истца, при открытии и закрытии навигационных периодов за 1998г., 1999г., 2000г., 2001г., 2002г. Исходя из анализа вышеуказанных документов, судом установлено, что Петровым В.В. полностью отработаны <...> периоды 1988г., 1989г., 1990г., 1991г., 1992г., 1993г., 1994г., 1995г., 1996г., 1997г., 1998г., 1999г., 2000г., 2001г. В навигационный период с 26.04.2002г. по 5.11.2002г. на основании приказов № 41-л от 23.09.2002г., № 43-л от 7.10.2002г. Петров В.В. переводился <...> с 25.09.2002г. по 7.10.2002г. в связи с чем, требования истца о включении в специальный трудовой стаж навигационного периода 2002г., как полный календарный год, являются необоснованными. Согласно пояснениям истца в период работы в должности сменного механика-шкипера, его основной трудовой функцией было выполнение работы по должности механика, указание в наименовании его должности «сменный» было связано с тем, что работа была круглосуточной, работали по сменам. По должности шкипера выполнял работы по ведению документации, по продолжительности данная работа занимала 5 минут, был ответственным за заправку теплохода соляркой. В период работы в должности моториста дополнительно выполнял обязанности матроса, мыл палубу после смены. Допрошенная в судебном заседании свидетель Петрова Г.В. суду пояснила, что истец является её мужем, работали вместе на нефтеналивном судне, которое занималось заправкой флота ГСМ. Петров В.В. работал на данном судне вначале мотористом, затем механиком. Указание в наименовании должности Петрова «сменный» была связана с тем, что работа носила круглосуточный характер, работали по сменам. В обязанности шкипера входила приемка ГСМ, ведение документации, которая занимала незначительное время. Допрошенный в судебном заседании свидетель Кузнецов А.Н. пояснил, что работал совместно с Петровым В.В. в «Порт Котельнич», Петров работал в течение всего навигационного периода, наименование должностей у всех было совмещенным. В соответствии с п. 136 Устава службы на судах Министерства речного флота РСФСР", утвержденного Приказом Минречфлота РСФСР от 30.03.1982г. N 30, механик является заместителем капитана по технической эксплуатации судна и прямым начальником членов экипажа, выполняющих работу по механической и электротехнической частям, указания и распоряжения механика по вопросам технической эксплуатации судна обязательны для всех членов экипажа. Согласно п. 11, 12, 132 Устава экипаж судна состоит из капитана, других лиц командного состава и лиц рядового состава. К командному составу относятся: капитан, первый помощник капитана (на судах загранплавания), штурманы (помощники капитана), помощники командира, помощник шкипера, механик и его помощники (второй, третий, четвертый механики), электромеханик (помощник механика по электрооборудованию) и его помощники, начальник радиостанции, а также лица, совмещающие указанные должности. Шкипер несамоходного судна пользуется правами и выполняет обязанности (с учетом назначения и особенностей работы судна), которые изложены в разделе "Капитан". Таким образом, выполнение истцом дополнительно обязанностей шкипера на несамоходном судне, были связаны с возложением на него дополнительных обязанностей по руководству деятельности судна и его состава, которые как пояснял истец заключались в дополнительном ведении необходимой документации по топливу– выписка нарядов, и дополнительной ответственности за работу судна. Выполнение работ по ведению документации занимали у истца менее 20% рабочего времени, доказательств обратного ответчиком не представлено. Отказ во включении в специальный трудовой стаж истца вышеуказанных периодов в связи с тем, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета были представлены без кода «Особые условия труда» суд признаёт не законным, так как ответственность по сдаче сведений индивидуального (персонифицированного) учета с указанием "кода льготы" лежит на работодателе, и неправильное заполнение им данных сведений не может быть положено в основу отказа в зачёте периодов работы в специальный стаж истца, вина которого в этом отсутствует. На основании изложенного, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу, что в специальный трудовой стаж Петрова В.В. подлежат включению полностью отработанные навигационные периоды 1988г., 1989г., 1990г., 1991г., 1992г., 1993г., 1994г., 1995г., 1996г., 1997г., 1998г., 1999г., 2000г., 2001г., с 26.04.2002г. по 24.09.2002г., с 8.10.2002г. по 5.11.2002г., в должностях моториста-матроса, сменного механика-шкипера и механика-шкипера в машинной команде нефтеналивного судна «НС-7». При зачете вышеуказанных периодов специальный трудовой стаж истца составляет более требуемых 12 лет 6 мес. В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Таким образом, истец имеет право на назначение льготной трудовой пенсии, решение ответчика об отказе в назначении льготной пенсии подлежит отмене, на ответчика необходимо возложить обязанность назначить истцу льготную пенсию со дня возникновения права на указанную пенсию, то есть с 10.05.2012 года. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина с ответчика в сумме 200 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Петрова В. В. к ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в Котельничском районе удовлетворить частично. Решение начальника УПФ РФ в Котельничском районе № 333 от 17.05.2012 г. об отказе в назначении Петрову В. В. досрочной трудовой пенсии по старости признать незаконным и отменить. Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда в РФ в Котельничском районе включить Петрову В. В. в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды его работы в порт Котельнич Вятского речного пароходства (позднее порт Котельнич АООТ ВРП, порт Котельнич ОАО ВРП, филиал ОАО ВРП порт Котельнич) в должностях моториста-матроса, сменного механика-шкипера и механика-шкипера в машинной команде нефтеналивного судна «НС-7»: - полный навигационный период, как полный календарный год 1988г., 1989г., 1990г., 1991г., 1992г., 1993г., 1994г., 1995г., 1996г., 1997г., 1998г., 1999г., 2000г., 2001г.; - по фактической продолжительности работы с 26.04.2002г. по 24.09.2002г., с 8.10.2002г. по 5.11.2002г. Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда в РФ в Котельничском районе назначить Петрову В. В. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 2 п.1 ст. 27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ» с 10 мая 2012 года. В остальной части иска отказать. Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда в РФ в <адрес> в пользу Петрова В. В. в возмещение расходов по госпошлине 200 рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Котельничский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, т.е. с <дд.мм.гггг>. Председательствующий судья Ж.А. Червоткина Решение принято в окончательной форме <дд.мм.гггг>. Председательствующий судья Ж.А. Червоткина