Р Е Ш Е Н И Е по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении г. Котельнич Кировской области 18 августа 2011 года Судья Котельничского районного суда Кировской области Червоткина Ж.А., с участием заявителя жалобы Садыриной Е.Н., главного государственного инспектора Котельничского района по пожарному надзору Рогачева К.Д., при секретаре Балдиной С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Садыриной Е.Н., <...>, на постановление государственного инспектора Котельничского района по пожарному надзору Шипова Е.В. от 11.07.2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, У С Т А Н О В И Л: 11.07.2011 года государственным инспектором Котельничского района по пожарному надзору <Инспек.> вынесено постановление № 240 по делу об административном правонарушении в отношении заведующей МДОУ детский сад №7 «Калинка» г.Котельнич Садыриной Е.Н. по ч.1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей. Не согласившись с постановлением, Садырина Е.Н. подала на него жалобу, просит данное постановление отменить. В обоснование жалобы указала, что на момент проверки 20 июня 2011 года не прошло трёх лет после открытия детского сада после его реконструкции, до указанной проверки не было ни одного предписания. Проверка молниезащиты (п.1) будет проведена в июле 2011 года, провести проверку раньше не представлялось возможным, так как ведутся ремонтные работы и молниезащита частично убрана. На реконструкцию внутренних лестниц (п.5) составлена смета, но денежные средства не заложены в 2011 году. На реконструкцию наружных эвакуационных лестниц составлена смета, но в 2011 году денежные средства на выполнение данного пункта в смете не заложены (п.7,8,9,10). Ширина дверей между спальными помещениями (п.11) не является путём эвакуации (в соответствии с проектом реконструкции детского сада). Эвакуационные пути внутри детского сада (п.14,15) в 2009 году были расширены и получено положительное заключение ОГПН для получения лицензии. Доводчики на двери в щитовую, прачечную, теплый переход (п.18) и другие двери, находящиеся на путях эвакуации (п.4) будут установлены в июле-августе 2011 года. Огнезащитная обработка чердачного помещения административного здания будет проведена в июле-августе 2011 года после оплаты счёта, пропитка чердачного помещения продуктового склада (п.22) будет запланирована на 2012 год. Двери в тёплом переходе не являются путем эвакуации. Материальный склад будет разобран до 1 июля 2012 года. На ремонт пожарного водоёма (п.25) составлена смета, но денежных средств в 2011 году на выполнение данного пункта в смете нет, п.24 предписания будет выполнен после ремонта пожарного водоёма. В судебном заседании Садырина Е.Н. подтвердила доводы, указанные в жалобе, на ее удовлетворении настаивала, просила постановление отменить, не наказывать её таким значительным штрафом. Пояснила, что не считает правонарушение малозначительным, часть нарушений устранена, составлены необходимые сметы, при выделении денежных средств нарушения будут устраняться, к установленному предписание сроку – 1 июля 2012 года все нарушения планируется устранить. Полагает по п. 11, 21 предписания требования необоснованными, поскольку данные дверные проемы не являются путями эвакуации, пожарный водоём неисправен, указатели направления к нему буду установлены после ремонта водоёма. Главный государственный инспектор Котельничского района по пожарному надзору Рогачев К.Д. с доводами жалобы не согласен, полагает, что данное правонарушение не является малозначительным, все дверные проёмы, которые необходимо расширять в соответствии с предписанием от 11 июля 2011 года, являются путями эвакуации. Не являются существенным нарушением непроведение проверки молниезащиты здания детского сада, а также нарушение - прибор управления автоматической пожарной сигнализацией, установленный в металлическом закрывающемся наглухо шкафу, в холле 1 этажа у кабинета заведующей не обеспечен раздельной передачей извещений о пожаре и неисправности в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, в месте установки прибора управления отсутствует охранная сигнализация. Из объективной стороны правонарушения необходимо исключить нарушение - дверь, ведущая в теплый переход, не имеет соответствующего предела огнестойкости. Заслушав лицо, в отношении которого вынесено обжалуемое постановление, Садырину Е.Н., главного государственного инспектора Котельничского района по пожарному надзору Рогачев К.Д., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему: В соответствии с ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ (в ред. от 3.06.2011 года) нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей. В соответствии с ч.3 ст.20.4 КоАП РФ ( в ред. от 3.06.2011 года), нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей. В соответствии с ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ (в ред. от 3.06.2011 года) нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей. Согласно ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. Согласно протоколу об административном правонарушении № 244 от 11.07.2011г. при проведении проверки 11.07.2011г. в 14 час. 35 мин. государственным инспектором Котельничского района по пожарному надзору <Инспек.> установлено, что заведующая МДОУ детский сад №7 «Калинка» г.Котельнич Садырина Е.Н., являясь ответственным лицом за обеспечение противопожарного состояния объектов детского сада, допустила нарушение требований пожарной безопасности, а именно в здании детского сада по адресу <адрес>: 1. В нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 7.1,7.2,7.4 СНиП 21-09-97*, раздела 1 п.15, раздел 2 п.4.2.1 МДС 21-1.98, деревянные карнизы не защищены негорючим материалом; 2. В нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 5.14 СНиП 21-09-97*, в помещении прачечной на 1 этаже люк приёма грязного белья не имеет соответствующего предела огнестойкости; 3. В нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 7.17 СНиП 21-09-97*, двери с нормируемым пределом огнестойкости в противопожарных преградах (перегородках) электрощитовой, прачечной, теплого перехода не оборудованы устройствами для самозакрывания. В административном здании по вышеуказанному адресу: 4. В нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 1.15* СНиП 2.08.02-89*, дверь, ведущая в теплый переход, не имеет соответствующего предела огнестойкости; 5. В нарушение п. 36 ППБ 01-03, не проведена повторная огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения. 6. В помещении продуктового склада по вышеуказанному адресу в нарушение п. 36 ППБ 01-03, не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения. 7. В помещении материального склада по вышеуказанному адресу в нарушение п. 22 ППБ 01-03, склад 5 степени огнестойкости, расположенный на земельном участке детского сада размещён в противопожарном разрыве на расстоянии 6 метров от здания детской больницы. 8. В нарушение п.90 ППБ 01-03, у пожарного водоёма по направлению движения к нему не установлены соответствующие указатели (объёмные со светильниками или плоские со светоотражающим покрытием). 9. В нарушение п.94 ППБ 01-03, пожарный водоём на территории детского сада в неисправном состоянии, за что предусмотрена административная ответственность ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ. Суд исключает из объективной стороны данного административного правонарушения нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 1.15* СНиП 2.08.02-89*- дверь, ведущая в теплый переход, не имеет соответствующего предела огнестойкости, поскольку из пояснений главного государственного инспектора Котельничского района по пожарному надзору Рогачев К.Д. в судебном заседании следует, что указанного нарушения фактически не имеется. При этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление. Согласно протоколу об административном правонарушении № 245 от 11.07.2011г. при проведении проверки 11.07.2011г. в 14 час. 35 мин. государственным инспектором Котельничского района по пожарному надзору <Инспек.> установлено, что заведующая МДОУ детский сад №7 «Калинка» г.Котельнич Садырина Е.Н., являясь ответственным лицом за обеспечение противопожарного состояния объектов детского сада, допустила нарушение требований пожарной безопасности, а именно - в здании детского сада по адресу <адрес> в нарушение п.3 ППБ 01-03, п. 1.14 РД 34.21.122-87, раздел 5 п.3 СО 153-34.21.122-2003, не проведена проверка молниезащиты здания детского сада, административного здания, не проведены замеры сопротивления тока промышленной частоты заземлителей, не заведён паспорт на молниезащиту и журнал учёта состояния устройств молниезащиты, за что предусмотрена ответственность ч.3 ст.20.4 КоАП РФ. Согласно протоколу об административном правонарушении № 246 от 11.07.2011г. при проведении проверки 11.07.2011г. в 14 час. 35 мин. государственным инспектором Котельничского района по пожарному надзору <Инспек.> установлено, что заведующая МДОУ детский сад №7 «Калинка» г.Котельнич Садырина Е.Н., являясь ответственным лицом за обеспечение противопожарного состояния объектов детского сада, допустила нарушение требований пожарной безопасности, а именно в здании детского сада по адресу <адрес>: 1. В нарушение п.3 ППБ 01-03, п.6.18 СНиП 21-01-97*, двери, ведущие в лестничные клетки, на первом и втором этажах не в полном объёме оборудованы приспособлениями для самозакрывания, отсутствуют уплотнения в притворах; 2. В нарушение п.3 ППБ 01-03, п.6.29 СНиП 21-01-97*, п. 1.92 СНиП 2.08.02-89*, ширина марша внутренних лестниц, расположенных у кабинета заведующей и группы «Берёзка» до детских перил менее 1,35м (фактически 1.22м), высота ограждения лестниц менее 1,2м (фактически -0,9м); 3. В нарушение п.3 ППБ 01-03, п.6.22 СНиП 21-01-97*, п. 7.60 СНиП 23-05-95*, на путях эвакуации отсутствует аварийное освещение; 4. В нарушение п.3 ППБ 01-03, п.6.29,6.30 СНиП 21-01-97*, п. 1.92*,1.100 СНиП 2.08.02-89*, наружная открытая лестница 3-го типа группы «Ёлочка», расположенная на 2 этаже не соответствует требованиям: ширина марша лестницы от стены до ограждения менее 1,35м (фактически – 0,9м), проходит у оконного проёма 1 этажа, ступени лестницы не сплошные, ограждение высотой менее 1,2м (фактически – 1м); 5. В нарушение п.3 ППБ 01-03, п.6.29, 6.30 СНиП 21-01-97*, п. 1.92*,1.100 СНиП 2.08.02-89*, наружная открытая лестница 3-го типа группы «Ивушка», расположенная на 2 этаже не соответствует требованиям: ширина марша лестницы от стены до ограждения менее 1,35м (фактически – 0,85м), площадка лестницы ниже уровня эвакуационного выхода, проходит у оконного проёма 1 этажа, ступени лестницы не сплошные, ограждение высотой менее 1,2м (фактически – 1м); 6. В нарушение п.3 ППБ 01-03, п.6.29, 6.30 СНиП 21-01-97*, п. 1.92*,1.100 СНиП 2.08.02-89*, наружная открытая лестница 3-го типа группы «Тополёк», расположенная на 2 этаже не соответствует требованиям: ширина марша лестницы от стены до ограждения менее 1,35м (фактически – 0,84м), площадка лестницы ниже уровня эвакуационного выхода на 0,2 м, проходит у оконного проёма 1 этажа, ступени лестницы не сплошные, ограждение высотой менее 1,2м (фактически – 1м); 7. В нарушение п.3 ППБ 01-03, п.6.29, 6.30 СНиП 21-01-97*, п. 1.92*,1.100 СНиП 2.08.02-89*, наружная открытая лестница 3-го типа группы «Рябинка», расположенная на 2 этаже не соответствует требованиям: ширина марша лестницы от стены до ограждения менее 1,35м (фактически – 0,81м), площадка лестницы ниже уровня эвакуационного выхода на 0,2м, проходит у оконного проёма 1 этажа, ступени лестницы не сплошные, ограждение высотой менее 1,2м (фактически – 1м); 8. В нарушение п.3 ППБ 01-03, п.6.16 СНиП 21.01-98*, ширина дверей между спальными группы «Ивушка» и «Тополёк» менее 1,2 метров (фактически – 0,8м); 9. В нарушение п.3, 53 ППБ 01-03, п.6.25 СНиП 21-01-97*, на пути эвакуации в спальных групп «Тополёк», «Ивушка», «Рябинка», покрытие пола выполнено более высокой пожарной опасностью чем Г2, В2, Д2, Т2, РП2; 10. В нарушение п.3 ППБ 01-03, п.3.11 НПБ 104-03, не установлен световой оповещатель выхода над дверями эвакуационного выхода, ведущего из раздевалки группы «Берёзка» в лестничную клетку 1 этажа; 11. В нарушение п.3 ППБ 01-03, п.6.16 СНиП 21-01-97*, ширина дверей эвакуационных выходов в свету при числе эвакуирующихся более 15 человек менее 1,2м из групп 2 этажа, ведущих на наружные открытые лестницы, из групп 1 этажа, ведущих на улицу, у кабинета заведующей и лестничной клетки группы «Берёзка» из тамбура, ведущего на улицу менее 1,2м (фактически 1,15 м); 12. В нарушение п.3 ППБ 01-03, п.6.16 СНиП 21-01-97*, ширина дверей внутри здания (деревянные двери) эвакуационных выходов в свету при числе эвакуирующихся более 15 человек менее 1,2 м (по факту 1,1м): из музыкального зала в общий коридор, расположенный на 1 этаже, из коридора в лестничную клетку на 1 этаже, между игровыми и спальными в группах на первом и втором этажах, из групп, ведущих в лестничные клетки на 1 и 2 этажах; 13. В нарушение п.3 ППБ 01-03, п.6.16 СНиП 21-01-97*, ширина дверей эвакуационных выходов в свету на пути эвакуации из раздевалки на улицу группы «Берёзка» менее 1,2 м (фактически 0,72 м), проектом предусмотрен эвакуационный выход из раздевалки на улицу шириной в свету не менее 1,2 метра; 14. В нарушение п.3, 98 ППБ 01-03, п. 12.48* НПБ 88-2001, прибор управления автоматической пожарной сигнализацией, установленный в металлическом закрывающемся наглухо шкафу, в холле 1 этажа у кабинета заведующей не обеспечен раздельной передачей извещений о пожаре и неисправности в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, в месте установки прибора управления отсутствует охранная сигнализация; 15. В нарушение п.3 ППБ 01-03, п.1.109 СНиП 2.08.02-89*, п.6.13 СНиП 21-01-97*, в административном здании ширина дверей в свету на пути эвакуации из теплого перехода на улицу менее 0,8 м (фактически 0,7м), за что предусмотрена ответственность ч.4 ст.20.4 КоАП РФ. Постановлением государственного инспектора Котельничского района по пожарному надзору <Инспек.> от 11.07.2011 года, Садырина Е.Н. признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ и в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей Сведений о привлечении ранее Садыриной Е.Н. к административной ответственности по ст.20.4 КоАП РФ в деле не имеется. Также 11.07.2011г. государственным инспектором Котельничского района по пожарному надзору вынесено предписание № 200/-/148, согласно которому МДОУ детский сад №7 «Калинка» г.Котельнич установлен срок устранения данных нарушений – 1.07.2012 г. В обоснование жалобы Садыриной Е.Н. указывается, что на момент проверки не прошло 3 лет с момента открытия детского сада после его реконструкции. В соответствии с ч.2 ст.9 Закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Из толкования данной статьи не следует, что первая плановая проверка может быть проведена не ранее через три года после начала деятельности юридического лица. Выявление указанных нарушений пожарной безопасности впервые, и установление срока устранения выявленных нарушений до 1.07.2012 года, не являются обстоятельствами, исключающими административную ответственность. Садыриной Е.Н. также указывается, что двери между спальными помещениями групп «Ивушка» и «Тополёк», двери из тёплого перехода на улицу не являются путём эвакуации, в связи с чем полагает, что требование об их расширении. Указанные доводы опровергаются пояснениями специалиста в судебном заседании. В обоснование жалобы указано также, что эвакуационные двери внутри детского сада в 2009 году были расширены и получено положительное заключение ОГПН для получения лицензии. В соответствии со ст. 6 Закона РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах или пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Законом. Доводы заявителя о том, что при реконструкции здания детского сада было получено положительное заключение органами госпожнадзора, не являются основанием для освобождения от обязанности устранить указанные нарушения, поскольку в данном случае в полном объёме противопожарные требования не выполнены, расчёт пожарного риска заявителем не представлен. Доводы заявителя об устранении части выявленных нарушений требований пожарной безопасности не устраняют в действиях Садыриной Е.Н. состава правонарушения. Заявителем жалобы Садыриной Е.Н. указывается на то, что отсутствуют финансовые средства на устранение нарушений немедленно. Отсутствие денежных средств и технической возможности для устранения нарушений требований пожарной безопасности не может расцениваться как уважительная причина для неисполнения указанных требований. МДОУ детский сад №7 «Калинка» г.Котельнич является детским учреждением, в случае возникновения пожара несоблюдение правил пожарной безопасности может привести к гибели несовершеннолетних и работников учреждения. На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, Садыриной Е.Н. имеется состав административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ. Факт совершения административных правонарушений подтверждается представленными доказательствами, в том числе актом проверки органом государственного пожарного надзора юридического лица №200/-/56 от 11 июля 2011 года; протоколами об административном правонарушении № 244, №245, №246 от 11 июля 2011 года; пояснениями сторон в судебном заседании. Суд полагает, что обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу об административном правонарушении в отношении заведующей МДОУ детский сад №7 «Калинка» г.Котельнич Садыриной Е.Н., в том числе, за малозначительностью правонарушения, учитывая значительное количество выявленных нарушений требований пожарной безопасности в детском дошкольном учреждении и их характер, не имеется. Сами стороны не считают данное правонарушение малозначительным. Процессуальных нарушений при рассмотрении дела государственным инспектором Котельничского района по пожарному надзору <Инспек.> не допущено. Наказание назначено в пределах, предусмотренных санкцией данной статьи, в минимальном размере, вид и размер наказания определены с учетом установленных обстоятельств и требований ст. 4.1 КоАП РФ. На основании вышеизложенного и руководствуясь ч. 1 п. 2 ст. 30.7 КоАП РФ, судья Р Е Ш И Л: Исключить из объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 1.15* СНиП 2.08.02-89*- дверь, ведущая в теплый переход, не имеет соответствующего предела огнестойкости, в остальной части постановление государственного инспектора Котельничского района по пожарному надзору <Инспек.> №240 от 11 июля 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении заведующей МДОУ детский сад №7 «Калинка» г.Котельнич Садыриной Е.Н. оставить без изменения, а жалобу Садыриной Е.Н. без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения либо получения его копии в Кировский областной суд, через Котельничский районный суд Кировской области. Судья Червоткина Ж.А.