№12-116/2011 Р Е Ш Е Н И Е г. Котельнич 20 сентября 2011 года Судья Котельничского районного суда Кировской области Мочалова Н.В. с участием прокурора Матвеева Д.В., при секретаре Глушковой И.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление главного государственного инспектора Кировского территориального отдела по надзору за тепловыми установками и котлонадзору Западно-Уральского управления Ростехнадзора от 02.08.2011 года о назначении ему административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, У С Т А Н О В И Л А: Согласно постановлению о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 14.07.2011 года, вынесенному Котельничским межрайонным прокурором, при проведении Котельничской межрайонной прокуратурой проверки деятельности соблюдения требований законодательства в области промышленной безопасности на опасных производственных объектов МУП «Компания котельных и тепловых сетей города Котельнич» 16.06.2011 года, установлено, что на предприятии осуществляется эксплуатация следующего оборудования, работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия, входящего в состав опасных производственного объектов. В отношении ФИО1, являющегося директором, возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ. Главным государственным инспектором Кировского территориального отдела по надзору за тепловыми установками и котлонадзору Западно-Уральского управления Ростехнадзора ФИО5 02.08.2011 года вынесено постановление, которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей. В постановлении указано следующее. Директор МУП «Компания котельных и тепловых сетей города Котельнич» ФИО1, являясь должностным лицом ответственным за соблюдение требований законодательства в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах МУП «Компания котельных и тепловых сетей города Котельнич», расположенных по адресу: <адрес>, допустил нарушения требований Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, «Правила устройства и безопасности эксплуатации паровых и водогрейных котлов» (ПБ 10-574-03), а именно: 1. Не обеспечил получение лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, в соответствии с п.1 ст. 9 Закона №116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана: иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, принадлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 17 Закона №128-ФЗ от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежат следующие виды деятельности: эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов. В соответствии с п. 2 «Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожарных производственных объектов» утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008г. № 599, эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов предусматривает выполнение работ услуг на опасных производственных объектах с использованием (эксплуатацией) оборудования, работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия. 2. Допустил к применению манометры, установленные на паровых котлах в котельных <№> и <№>, с истекшим сроком проверки. В соответствии с п. 6.4.11 «Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов» (ПБ 10-574-03), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.2003г. № 88, зарегистрированных Министерством юстиции РФ 18.06.2003г. регистрационный № 4703, манометры не допускаются к применению в следующих случаях: если на манометре отсутствует пломба или клеймо с отметкой о проведении проверки; если истек срок проверки манометра. 3. В котельной <№> (<адрес>) отсутствует аварийное электрическое освещение. В соответствии с п. 7.2.2. ПБ 10-574-03, помимо рабочего освещения в котельных должно быть аварийное электрическое освещение. Подлежат обязательному оборудованию аварийным освещением следующие места: фронт котлов, а также проходы между котлами, сзади котлов и над котлами; щиты и пульты управления; водоуказательные и измерительные приборы; зольные помещения; вентиляторные площадки; дымососные площадки; помещения для баков и деаэраторов; оборудование водоподготовки; площадки и лестницы котлов; насосные помещения. 4. Не обеспечил получение разрешения на эксплуатацию паровых котлов и экономайзер после их регистрации, выдаваемое инспектором Ростехнадзора (котельная <№> и <№>). В соответствии с п. 10.4.1 ПБ 10-574-03, разрешение на эксплуатацию котлов зарегистрированных в органах Госгортехнадзора России (Ростехнадзора), выдается и спектором Госгортехнадзора России (Ростехнадзора) после проведения пусконаладочных работ на основании результатов первичного технического освидетельствования и осмотр его во время парового опробования, при котором проверяются: наличие и исправность в соответствии с требованиями настоящих Правил арматур контрольно-измерительных приборов и приборов безопасности; исправность питательных приборов и соответствие их проекту и требованиям Правил; соответствие водно-химического режима котла требованиям Правил; правильность включения котла в общий паропровод, а также подключения питательных, продувочных и дренажных линий; наличие аттестованного обслуживающего персонала, а также инженерно-технических работников, прошедших проверку знаний; наличие производственных инструкций для персонала котельной, сменных и ремонтных журналов; соответствие помещения котельной проекту и требованиям настоящих Правил. Разрешение на эксплуатацию котла, подлежащего регистрации в органах Госгортехнадзора России, оформляется записью в паспорте котла инспектором Госгортехнадзора России, Ане подлежащего регистрации,- лицом ответственным за исправное состояние, безопасную эксплуатацию. Таким образом, ФИО1, являясь руководителем организационной эксплуатирующей опасные производственные объекты, не обеспечил соблюдение требований в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Учитывая вышеизложенное, в действиях (бездействии) директора МУП «Компания котельных и тепловых сетей города Котельнича» ФИО1 усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ (л.д.6-7) Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ФИО1 подал на него жалобу, указав, что 16 июня 2011 года помощником межрайонного прокурора Котельничской межрайонной прокуратуры ФИО6 совместно с государственным инспектором Кировского территориального отдела по надзору за тепловыми установками и котлонадзору Западно-Уральского управления Ростехнадзора ФИО7 была проведена проверка соблюдения требований законодательства в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах МУП «Компания «КиТС». По результатам проверки было установлено, что муниципальное унитарное предприятие «МУП «Компания «КиТС» эксплуатирует опасные производственные объекты, работающие под давлением 0,07 мегапаскаля и при температуре нагрева воды более 115 градусов по С, а именно паровые котлы: - Е 2,5-1,4 рег. <№>, ДКВР 2,5-13 зав. <№> (опасный производственный объект – А47-11891-003- Котельная <№>, расположенная по адресу: <адрес>). - Е 6,5-1,4 ГМ рег. <№>, экономайзер ЭБ2-236И рег. <№> (опасный производственный объект – А47-11891-001 – Котельная <№>, расположенная по адресу: <адрес>). При эксплуатации объектов он не обеспечил соблюдение следующих норм права: п. 1 ст. 9 Федерального закона №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» - не обеспечено получение лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов. п. 6.4.11 «Правил устройства и безопасности эксплуатации паровых и водогрейных котлов» (ПБ 10-574-03), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.2003 №88, зарегистрированных Министерством юстиции РФ 18.06.2003 года, регистрационный номер <№> - допущены к применению манометры, установленные на паровых котлах в котельных <№> и <№> с истекшим сроком проверки. П. 7.2.2. ПБ 10-574-03 – в котельных <№> отсутствует аварийное электрическое освещение. П. 10.4.1. ПБ 10-574-03 – не получено разрешение на эксплуатацию паровых котлов и экономайзеров после их регистрации выдаваемое инспектором Ростехнадзора (котельная <№> и <№>). Заявитель. возражает против привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначением наказания в виде штрафа по следующим основаниям: факт эксплуатации оборудования, работающего под давлением 0,07 МПа и при температуре нагрева воды более 115 градусов по С на котельных, расположенных по адресу: <адрес> и <адрес> в отопительный сезон 2010-2011 года как резервных заявитель не отрицает. Указал, что котлы Е 2,5-1,4 рег. <№>, ДКВР 2,5-13 зав. <№> и Е 6,5-1,4 ГМ рег. <№>, расположенные в котельных по адресу: <адрес> и <адрес>, были переданы «МУП «Компания «КиТС» в аренду 10.09.2009 года по договору аренды муниципального имущества <№> от 10.09.2009. С этого момента заявителем была начата работа по подготовке документов для регистрации оборудования котельных в Западно-Уральском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов. Регистрация опасных производственных объектов была произведена в апреле 2010 года, в предоставлении лицензии предприятию было отказано в связи с недостаточностью представленных документов. В настоящее время, так как предприятие не имеет возможности получить разрешительную документацию на эксплуатацию вышеуказанных взрывопожароопасных производственных объектов, ведется работа по модернизации и переоборудованию резервных паровых котлов котельной <№> и <№> в водогрейный режим работы. Результаты работы позволят устранить нарушения действующего законодательства в области эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов. Основным нормативным документом, регламентирующим работу предприятия в данном направлении, является «План основных мероприятий по подготовке к отопительному сезону 2011/2012 года», утвержденный главой администрации города Котельнич. Два котла котельной <№> по <адрес> уже демонтированы в 2010 году, вместо них установлены два котла марки <...>, которые работают под давлением менее 0,07 МПа и при температуре нагрева воды менее 115 градусов по С, что не требует получение лицензии на их эксплуатацию, так как они не относятся к взрывопожароопасным производственным объектам. Третий котел (резервный), расположенный в данной котельной будет переведен в водогрейный режим с температурным графиком 70-115 градусов по С согласно вышеназванного плана до <дд.мм.гггг>, на сегодняшнее число уже получено согласование с заводом изготовителем, изготовлен проект переводу котла <№> в водогрейный режим, ведутся работы. В котельной <№> по <адрес> ведется перевод парового котла Е 2,5-1,4 рег. <№>, ДКВР 2,5-13 зав <№> в водогрейный режим, изготовлен проект. От 09.08.2011 года специалистами «МУП «Компания «КиТС» составлены акты о консервации резервных паровых котлов котельной <№> и <№>. Документы направлены в Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для временного исключения спорных объектов из государственного реестра опасных производственных объектов до момента перевода их в водогрейный режим работы. От 01.07.2011 года с предприятием ООО «Импульс» подписано дополнительное соглашение об исключении из договора аренды хранилища для мазута, мазутно-насосную станцию и иного оборудования в связи с отсутствием надобности в отопительный сезон 2011/2012. К 01.09.2011 г. у МУП «Компания «КиТС» к новому отопительному сезону 2011/2012 не останется ни одной котельной, работающей на мазуте и эксплуатирующей производственные объекты, работающие под давлением 0,07 мегапаскаля и при температуре нагрева воды более 115 градусов по С. Заявитель считает, что Ростехнадзор привлек его к административной ответственности не за нарушение специальных норм, направленных на обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов или условий лицензии, а за осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта без соответствующей лицензии. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно влечет административную ответственность по части 2 статьи 14.1. КоАП РФ. Выявленные главным государственным инспектором Кировского территориального отдела по надзору за тепловыми установками и котлонадзору Западно-Уральского управления Ростехнадзора нарушения заявитель считает малозначительными, не приносящими существенную угрозу охраняемым общественным отношениям а назначенное наказание непосильным бременем из-за тяжелого финансового положения, так как в настоящее время он уволен с МУП «Компания «КиТС» с 21.06.2011 г. Все должностные обязанности им исполнялись в полном объеме и без замечаний, все зависящие от его меры по устранению нарушений законодательства в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов принималось. Просил признать незаконным и отменить его. В судебном заседании ФИО1 на жалобе настаивал. Представитель Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебном заседании ФИО7 с жалобой не согласен, указал, что все перечисленные нарушения имели место, наказание вынесено справедливое, в пределах санкции соответствующей статьи. Заслушав стороны, прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд не находит основания для удовлетворения жалобы и отмены постановления. Установлено, что указанные в постановлении нарушения имели место быть, что не отрицается лицом, привлеченным к административной ответственности. В соответствии с частью 1 статьи 9.1. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц – двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на сок до девяноста суток. На основании исследованных в ходе судебного заседания доказательствах суд приходит к выводу, что ФИО1 был обоснованно привлечен к административной ответственности по ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного им правонарушения, данных о личности и материального положения в минимальном размере. Суд полагает, что наказание, вынесенное в обжалуемом постановлении в виде административного штрафа в минимальном для должностных лиц размере, соответствует тяжести деяния, отвечает целям административного наказания. Оснований для признания деяния незначительным, и освобождения ФИО1 от административной ответственности не установлено. Глава 14 КоАП РФ, в частности ст. 14.1 КоАП РФ предусматривает административные правонарушения в области предпринимательской деятельности, ФИО1 является директором муниципального предприятия, деятельность которого не является предпринимательской. Статьей 2 Гражданского кодекса РФ установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Следовательно, квалифицировать действия ФИО1 по указанной главе оснований не имеется. Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Р Е Ш И Л А: Постановление инспектора Кировского территориального отдела по надзору за тепловыми установками и котлонадзору Западно-Уральского управления Ростехнадзора от 02.08.2011 года о назначении ФИО1 административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней через районный суд со дня получения его копии. Судья Н.В.Мочалова Решение в окончательной форме изготовлено 23 сентября 2011 года. Судья Н.В.Мочалова