о переселении семьи из аварийного жилого дома



05 марта 2010 года ---

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Котельниковский районный суд

Волгоградской области

В составе:

Председательствующего судьи Павликова С.Н.

При секретаре Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котельниково гражданское дело по заявлению Ш. о признании действий администрации К. городского поселения К. муниципального района Волгоградской области незаконными и о понуждении устранить допущенные нарушения,

У с т а н о в и л:

Ш. обратился в суд с заявлением, указывая, что зарегистрирован и проживает в квартире №__ дома №__ по ул.____, г.К. по договору социального найма со своей семьей: Ш. и Ш. Согласно справки МУ «---» от --- года за №--- от --- года межведомственная комиссия под руководством зам.главы администрации района произвела обследование жилого дома, в котором он проживает и признала жилой дом по ул._______ непригодным для проживания, дом подлежит сносу, жильцы - переселению. На протяжении ряда последних лет жильцы дома, в том числе и он с супругой, безуспешно предпринимали попытки по разрешению проблемы их переселения из аварийного дома. Согласно информации, предоставленной главой К. муниципального района от --- года за №--- «в 2006 году для семьи Р. Т.С. и Р. Н.А. приобретена квартира по адресу г.К. ул.___ д.__ кв.__». С 2007 года действует муниципальная программа «Жилище» на 2007-2010 годы, согласно которой в 2007 году предусмотрено переселение 4-х семей, проживающих в кв. №№ --- в 2008 году - 3-х семей из кв.№№ --- В 2009 году была приобретена квартира для семьи И., проживающих в кв.__ дома № __ по ул.____, однако до сих пор не принято никаких мер по предоставлению его семье другого жилья, пригодного для проживания. Согласно предоставленной прокурором К. района информации, жилой дом ---__ по ул._______ передан в муниципальную собственность К. городскому поселению на основании акта приема-передачи муниципального имущества №--- от --- года. Просил признать незаконным бездействие администрации К. городского поселения и обязать ответчика предоставить его семье из 3 человек другое жилое помещение, пригодное для проживания.

В судебном заседании Ш. поддержал требования, просил их удовлетворить.

Третьи лица Ш. Н.Ф. и Ш. Н.С. заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель администрации К. городского поселения К. муниципального района Волгоградской области У. заявление не признала и пояснила, что межведомственная комиссия, производившая --- года осмотр и признание жилого дома аварийным и непригодным для проживания была не уполномочена на проведение указанных мероприятий. Кроме того, в соответствии с заключением ООО НПФ ИЦ «---» по результатам проведенного в декабре 2009 года обследования строительных конструкций здания жилого дома №__ по ул.___ в г.К., строительные конструкции здания жилого дома находятся в ограниченно работоспособном состоянии, в связи с чем администрации Котельниковского городского поселения необходимо разработать и выполнить противоаварийные мероприятия. В случае выполнения ремонтно-восстановительных работ, все несущие конструкции здания перейдут в работоспособное состояние, что без ограничений позволит эксплуатировать здание жилого дома с его функциональным назначением. Кроме того, указала, что ответчиком --- года уже заключены договора с ООО НПФ «ИЦ «---» на составление ведомостей дефектов и сметного расчета на капитальный ремонт здания жилого дома, а также на разработку технических предложений и локального сметного расчета по усилению строительных конструкций здания жилого дома. По результатам полученных технических предложений и локальных сметных расчетов будет производиться ремонт жилого дома и приведение его в работоспособное состояние. Просила отказать Ш. в заявленных требованиях.

Выслушав заявителя, представителя ответчика, исследовав материалы настоящего гражданского дела, а также материалы гражданского дела №---, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Судом установлено, что --- года на основании решения исполкома Совета депутатов трудящихся --- от --- года, Ш. с семьей из 4 человек (Ш., жена Ш. Н.Ф., сын Ш.Е.С., дочь Ш. Н.С.) выдан ордер на право проживания в трехкомнатной квартире № __ дома № __ по ул.____ в г.К. л.д.11).

Как следует из справки --- от --- года, выданной истцу начальником МУ «---» О., жилой дом ---__ по ул.___ в ... был признан межведомственной комиссией под руководством зам. главы администрации района непригодным для проживания, устранение дефектов экономически нецелесообразно, дом подлежит сносу, жильцы - переселению л.д.12).

--- года исполняющим обязанности главы К. муниципального района издано распоряжение №---, согласно которому постановлено на основании акта обследования от --- года, признать многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Волгоградская область, К. район, г.К. ул.___, дом № __ - аварийным и подлежащим сносу. Отселение граждан из аварийного дома произвести в установленном порядке согласно Жилищному кодексу РФ л.д.144 дело №---).

Согласно письму главы К. муниципального района от --- года, жилой дом по ул.___, __ в г.К. признан аварийным по заключению межведомственной комиссии л.д.14).

--- года между МУП «---» и Ш. были заключены договора на поставку тепловой энергии по адресу ул.____ д.__ кв._ в г.К. л.д.15) и на техническое обслуживание в указанной квартире л.д.16-17).

Законом Волгоградской области №--- «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием К. муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями утвержден перечень безвозмездно передаваемого имущества находящегося в муниципальной собственности К. муниципального района, в муниципальную собственность К. городского поселения» постановлено, что уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района обязан передать, а уполномоченный орган городского поселения обязан принять имущество, указанное в приложениях к настоящему Закону, путем подписания передаточного акта в трехнедельный срок со дня вступления в силу настоящего Закона. Указанным законом также предписано, что право собственности на имущество у вновь образованных поселений возникает с момента подписания соответствующего передаточного акта. В перечне объектов муниципального имущества (приложение к названному Закону) указан жилой двухэтажный многоквартирный дом по ул.___, __ в г.К. л.д.37-42 дело №---).

На основании указанного Закона Волгоградской области Администрация К. городского поселения приняла от Администрации К. района --- года по акту приема-передачи №--- имущество, в том числе и жилой двухэтажный многоквартирный дом, неприватизированные квартиры номер --- по ул.___ __ в г.К. л.д.21). Имущество в виде жилого дома №__ по ул._____ в г.К., являющегося аварийным, было принято К. городским поселением у района без оговорок, о чем свидетельствует передаточный акт и отсутствие разногласий к акту приема-передачи по аварийному дому.

В соответствии с Законом Волгоградской области №--- право собственности у городского поселения на аварийный жилой дом возникло с --- года, то есть с момента подписания передаточного акта.

--- года главой К. муниципального района издано распоряжение № --- в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, утвержденного постановлением Правительства РФ от --- года ---, на основании акта обследования от --- года, заключения межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы К. муниципального района №--- от --- года. Данным распоряжением предписано признать многоквартирный дом, расположенный по ул.___ д.__ г.К., аварийным и подлежащим сносу. Отделу муниципального хозяйства администрации К. муниципального района в срок до --- года подготовить списки граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме и нуждающихся в отселении и в срок до --- года произвести их отселение в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ л.д.96 дело №---).

При рассмотрении гражданского дела №--- представителем К. муниципального района были представлены копия заключения межведомственной комиссии о признании жилого дома по ул.___ ___ непригодным для постоянного проживания от --- года и технического заключения ГУП проектного института «---» КЖКХ Администрации Волгоградской области по обследованию конструкций жилого дома №___ по ул.____ в г.К. Волгоградской области, проведенному по заказу Отдела ЖКХ Администрации К. района л.д.97,98-106 дела №---). Подлинные акты при рассмотрении дела отсутствовали, однако на них ссылался К. муниципальный район в своем распоряжении №--- от --- года.

Администрацией К. муниципального района принята подпрограмма «Переселение граждан, проживающих на территории Котельниковского муниципального района, из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2007-2010 года» муниципальной целевой программы «Жилище» на 2007-2010 годы. Исполнители подпрограммы Администрация К. муниципального района, Администрации городского и сельских поселений К. муниципального района. Дом по ул.___ __ указан в перечне аварийного жилья. Размер денежных средств в сумме 3888,0 тыс.рублей необходим на переселение граждан из квартиры --- дома --- по ул.___в 2007 году л.д.81-92 дело №---).

Согласно материалов дела и пояснений сторон судом установлено, что муниципальным районом дважды --- года и --- года принимались распоряжения о признании жилого дома по ул.___ аварийным и о его сносе. Неисполненное, как установлено судом, распоряжение от --- года муниципального района о признании спорного жилого дома аварийным и о его сносе, было принято в пределах компетенции К. муниципального района, так как район являлся его собственником. Распоряжение главы муниципального района от --- года о признании спорного жилого дома аварийным и о его сносе, принято с нарушением полномочий муниципального района в отношении жилого дома, так как аварийный жилой дом является собственностью городского поселения, а в силу ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Судом было установлено, что спорный жилой дом до --- года принадлежал К. муниципальному району ..., который не принял соответствующих мер для расселения заявителя с семьей из аварийного дома в другое благоустроенное жилое помещение.

Согласно ст.89 ЖК РФ следует, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Федеральный закон от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предусматривает возможность предоставления финансовой поддержки субъектам российской федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований для переселения граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным до 1 января 2007 года.

Как следует из сообщения председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации Волгоградской области аварийный дом вошел в областную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2008-2011 годах на территории Волгоградской области с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Администрация городского поселения не представила в марте 2008 года заявку в Комитет ЖКХ на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, так как на территории городского поселения не выполнены условия, изложенные в ст.14 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», поэтому в 2008 году на переселение граждан из аварийного дома по ул.___ не будут выделяться средства из Фонда содействия и областного бюджета л.д.25 дело №---).

Согласно п.3 Постановления главы К. городского поселения №--- от --- года «О реализации на территории К. городского поселения ФЗ от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», отдел ЖКХ К. городского поселения в срок до 01.10.2007 года должен был разработать муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории К. городского поселения л.д.117-118 дело №---), определен состав рабочей группы по реализации на территории К. городского поселения Федерального Закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ л.д.119 дело №---).

К. городским поселением муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2008-2011 годах на территории К. городского поселения с использованием средств муниципального района, из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2007-2010 годы» не принята, имелся только проект, в котором дом №--- по ул.___включен в перечень многоквартирных домов, признанных до 01.01.2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, и в перечень аварийных многоквартирных домов на переселение граждан из которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках реализации указанной программы л.д.123-139 дело №---).

Из исследованных выше документов видно, что после признания дома аварийным, мероприятия по расселению его жильцов в соответствии со ст.ст.86 и 89 ЖК РФ были начаты, однако соответствующие меры не были приняты.

Суд считает, что Жилищный кодекс РФ, в частности статьи 86 и 89, которые предписывают обязательное выселение граждан из домов подлежащих сносу, не ставят в зависимость предоставление другого благоустроенного жилого помещения в связи со сносом дома от не поступления денежных средств из Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Согласно ч.1 ст.1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Утверждение представителя ответчика о том, что Акт об отнесении жилого дома к категории непригодного для проживания от --- года, составленный межведомственной комиссией, является недействительным, ничтожным и не порождающим никаких правовых последствий, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.

Указанный Акт комиссии является одним из этапов установленного порядка признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу. Возможность обжалования таких решений в судебном порядке заинтересованными лицами была предусмотрена п.11 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 года №552.

Однако до настоящего времени, вышеуказанный Акт никем не оспорен, не отменен.

Утверждения о том, что при признании дома аварийным, был нарушен установленный Правительством порядок, являются необоснованными, поскольку ни одно Постановление Главы администрации К. муниципального района о признании дома аварийным также не было оспорено и не отменено.

Ссылки ответчика на решение Волгоградского областного суда от --- года и определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от --- года, не могут быть приняты во внимание как основания в отказе требований заявителя по настоящему спору, поскольку согласно вышеуказанным судебным постановлениям, в них указано о нарушении порядка признания дома аварийным, что не дает оснований к признанию дома не аварийным.

С момента передачи городскому поселению в собственность указанного дома (с --- года), городское поселение не предпринимало никаких мер ни по его ремонту, ни принятию решения о признании его аварийным установленном законодательством порядке аварийным и сроках отселения жильцов, несмотря на то, что жильцы дома неоднократно письменно и непосредственно на приеме обращались в различные инстанции: к Главе Администрации района и городского поселения, в прокуратуру района, в область.

Кроме того, тот факт, что бездействие К. городского поселения является незаконным, подтверждается вступившим в законную силу решением Котельниковского районного суда Волгоградской области от --- года №---, определением Судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от --- года, определением судьи Волгоградского областного суда об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции от --- года.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О).

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище.

Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации),

Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Между тем, согласно материалам дела, орган местного самоуправления принял решение о признании дома, в котором проживает заявитель с семьей, аварийным и о его сносе.

Определением Конституционного Суда Российской федерации от 15 июля 2008 г. № 554-О-О указано, что положения части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации не ограничивают суды в возможности в ходе исследования и оценки того или иного варианта предоставления жилого помещения принять во внимание обстоятельства, свидетельствующие об объективной невозможности проживания в данном помещении конкретных лиц.

Согласно представленному представителем Котельниковского городского поселения «Заключению о техническом состоянии строительных конструкций здания жилого дома, расположенного по ул.___№__ в г.К. Волгоградской области» ООО НПФ ИЦ «---» по состоянию на декабрь 2009 года, на момент обследования строительные конструкции здания жилого дома находятся в ограниченно работоспособном состоянии, за исключением участков стен в осях А-Б/7, А-В/1, В/1-4 находящихся в недопустимом состоянии; в связи с возможностью внезапного обрушения конструкций и существующей опасностью для жизни людей необходимо ограничить доступ людей в зоны, в которых конструкции находятся в недопустимом состоянии, срочно разработать и выполнить противоаварийные мероприятия.

Доводы представителя ответчика о том, что администрацией К. городского поселения --- года уже заключены договора с ООО НПФ «ИЦ «---» на составление ведомостей дефектов и сметного расчета на капитальный ремонт здания жилого дома, а также на разработку технических предложений и локального сметного расчета по усилению строительных конструкций здания жилого дома не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований истца, поскольку, такие действия не исключили существующую опасность для жизни истца и его семьи.

Таким образом, в судебном заседании выявлено наличие факторов, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан; возможность внезапного обрушения конструкций и явная существующая опасность для жизни людей, проживающих в аварийном жилом доме.

В соответствии со ст.257 ГПК РФ, признав заявление обоснованным, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного, суд считает необходимым требования заявителя удовлетворить и обязать К. городское поселение К. муниципального района Волгоградской области предоставить нанимателю Ш. и членам его семьи по договору социального найма другое благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте города К. Волгоградской области, применительно к условиям города К., равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению.

Руководствуясь ст.196-199, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие К. городского поселения К. муниципального района Волгоградской области по переселению Ш. и членов его семьи из аварийного жилого дома.

Обязать К. городское поселение К. муниципального района Волгоградской области предоставить нанимателю Ш. и членам его семьи другое благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте города К. Волгоградской области, применительно к условиям города К., равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению.

Решение принято в окончательной форме 10 марта 2010 года и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Котельниковский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.Н.Павликов

Решение вступило в законную силу