о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления и возложении обязанности (решение не вступило в законную силу)



«12» ноября 2010 года Дело №2-1029/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Котельниковский районный суд

Волгоградской области

В составе:

Председательствующего судьи Лунева А.В.

При секретаре Шамраенко В.Е.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котельниково с участием истца Еременко В.В., представителя Котельниковского городского поселения Чубаровой Я.А. гражданское дело по исковому заявлению Еременко В.В. к Администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления и возложении обязанности

У с т а н о в и л:

Еременко В.В. обратилась в суд, с заявлением указывая, что проживает в с <дата> с сыном в <адрес>. <дата> межведомственной комиссией произведено обследование жилого дома и установлено, что он является непригодным для проживания, признан аварийным и подлежащим сносу, а жильцы переселению. В 2008 году администрация городского поселения заключила с ней договор социального найма квартиры. С того времени как дом был признан аварийным и подлежащим сносу неоднократно обращались в различные инстанции по поводу переселения, но результата нет. Проживать в доме опасно для жизни.

Просит признать незаконным бездействие администраций Котельниковского городского поселения и обязать предоставить Еременко В.В. и членам ее семьи, по договору социального найма другое благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте <адрес>, применительно к условиям <адрес>, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению.

Представитель Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области заявление не признал и пояснил, что межведомственная комиссия не была уполномочена составлять акт о признании жилого дома аварийным. Кроме того, в декабре 2009 года специализированная организация ООО НПФ ИЦ «...» дала заключение, что дом находится в ограниченно работоспособном состоянии.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Судом установлено, что на основании постановления городской администрации № от <дата> Еременко В.В.. с сыном Еременко А. выдан ордер на право проживания в двухкомнатной квартире, жилой площадью ... кв.м., <адрес> (л.д.7).

<дата> Администрацией Котельниковского городского поселения с Еременко В.В. заключен договор социального найма жилого помещения по адресу Волгоградская область <адрес> (л.д.15).

Как следует из письма главы Котельниковского муниципального района от <дата>, жилой дом по <адрес> признан аварийным согласно заключения межведомственной комиссии (л.д.9).

Законом Волгоградской области №1320-ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Котельниковский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями утвержден перечень безвозмездно передаваемого имущества находящегося в муниципальной собственности Котельниковского муниципального района, в муниципальную собственность Котельниковского городского поселения. Постановлено, что уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района обязан передать, а уполномоченный орган городского поселения обязан принять имущество, указанное в приложениях к настоящему Закону, путем подписания передаточного акта в трехнедельный срок со дня вступления в силу настоящего Закона. Законом также предписано, что право собственности на имущество у вновь образованных поселений возникает с момента подписания соответствующего передаточного акта. В перечне объектов муниципального имущества (приложение к названному Закону) указан жилой двухэтажный многоквартирный дом по <адрес>.

Согласно письма И.о. Главы Котельниковского городского поселения жилой дом по <адрес> в городе Котельниково является собственностью городского поселения (л.д.14).

<дата> исполняющим обязанности главы Котельниковского муниципального района издано распоряжение №. Данным распоряжением постановлено на основании акта обследования от <дата>, признать многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу. Отселение граждан из аварийного дома произвести в установленном порядке согласно Жилищному кодексу РФ.

<дата> главой Котельниковского муниципального района издано распоряжение № в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47, на основании акта обследования от <дата>, заключения межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы Котельниковского муниципального района № от <дата>. Данным распоряжением предписано признать многоквартирный дом, расположенный по адресу <адрес> аварийным и подлежащим сносу. Отделу муниципального хозяйства администрации Котельниковского муниципального района в срок до <дата> подготовить списки граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме и нуждающихся в отселении и в срок до <дата> произвести их отселение в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ.

Администрацией Котельниковского муниципального района принята подпрограмма «Переселение граждан, проживающих на территории Котельниковского муниципального района, из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2007-2010 годы» муниципальной целевой программы «Жилище» на 2007-2010 годы. Исполнители подпрограммы Администрация Котельниковского муниципального района, Администрации городского и сельских поселений Котельниковского муниципального района. Дом по <адрес> указан в перечне аварийного жилья. Размер денежных средства в сумме СУММА рублей необходим на переселение граждан и снос жилого дома. В подпрограмме было предусмотрено переселение граждан из <адрес> в 2007 году.

В соответствии с п.5 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

Статьей 32 ЖК РФ предусмотрено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В силу ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Судом ранее установлено, что муниципальным районом дважды <дата> и <дата> принималось распоряжение о признании жилого дома по <адрес> аварийным и о его сносе. Неисполненное, как установлено судом, распоряжение от <дата> муниципального района о признании спорного жилого дома аварийным и о его сносе, было принято в пределах компетенции Котельниковского муниципального района, так как район являлся его собственником. Распоряжение главы муниципального района от <дата> о признании спорного жилого дома аварийным и о его сносе, принято с нарушением полномочий муниципального района в отношении жилого дома, так как аварийный жилой дом является собственностью городского поселения, а в силу ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предусматривает возможность предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований для переселения граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным до 1 января 2007 г.

Как следует из сообщения председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации Волгоградской области аварийный дом вошел в областную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2008-2011 годах на территории Волгоградской области с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Администрация городского поселения не представила в марте 2008 года заявку в Комитет ЖКХ на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, так как на территории городского поселения не выполнены условия, изложенные в ст.14 ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", поэтому в 2008 году на переселение граждан из аварийного дома по <адрес> не будут выделяться средства из Фонда содействия и областного бюджета (л.д.13).

Как следует из ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

После признания дома аварийным, мероприятия по расселению его жильцов в соответствии со ст.ст.86,89 ЖК РФ были начаты, однако соответствующие меры приняты не были.

Определением Конституционного Суда РФ от 15 июля 2008 года №554-О-О указано, что положения части 1 статьи 89 ЖК РФ не ограничивают суды в возможности в ходе исследования и оценки того или иного варианта предоставления жилого помещения принять во внимание обстоятельства, свидетельствующие об объективной невозможности проживания в данном помещении конкретных лиц.

Согласно имеющемуся в материалах дела «Заключению о техническом состоянии строительных конструкций здания жилого дома, расположенного по <адрес> <адрес> в <адрес>» ООО НПФ ИЦ «...» по состоянию на декабрь 2009 года, на момент обследования строительные конструкции здания жилого дома находятся в ограниченно работоспособном состоянии, за исключением участков стен в осях А-Б/7, А-В/1, В/1-4 находящихся в недопустимом состоянии; в связи с возможностью внезапного обрушения конструкций и существующей опасности для жизни людей необходимо ограничить доступ людей в зоны, в которых конструкции находятся в недопустимом состоянии, срочно разработать и выполнить противоаварийные мероприятия.

Доводы представителя ответчика о том, что администрацией Котельниковского городского поселения <дата> уже заключены договора с ООО НПФ «ИЦ «...» на составление ведомостей дефектов и сметного расчета на капитальный ремонт здания жилого дома, а также на разработку технических предложений и локального сметного расчета по усилению строительных конструкций здания жилого дома не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя, поскольку, такие действия не исключили и не исключают существующую опасность для жизни заявителя и других граждан, проживающих в доме.

Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд считает, что в судебном заседании установлено наличие фактов, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья жильцов дома, возможность внезапного обрушения конструкций дома и явная существующая опасность для жизни граждан, проживающих в аварийном жилом доме

В соответствии с п.37 Постановления Верховного суда Российской Федерации №14 от 02 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

На основании изложенного, необходимо признать незаконным бездействие Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района по переселению Еременко В.В. из аварийного дома и необходимо обязать Котельниковское городское поселение Котельниковского муниципального района Волгоградской области предоставить нанимателю Еременко В.В. и членам ее семьи по договору социального найма другое благоустроенное жилое помещение, расположенное в границах <адрес>, применительно к условиям <адрес>, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению.

Руководствуясь ст.196-199, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области по переселению Еременко В.В. из аварийного жилого дома.

Обязать Котельниковское городское поселение Котельниковского муниципального района Волгоградской области предоставить нанимателю Еременко В.В. и членам ее семьи, по договору социального найма другое благоустроенное жилое помещение, расположенное в границах <адрес>, применительно к условиям <адрес>, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению.

Решение принято в окончательной форме 15 ноября 2010 года и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Котельниковский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.В. Лунёв